Как говорить о религии с детьми?
С 6 по 9 июня студентам факультета религиоведения СФИ читал авторский курс лекций по религиозной педагогике профессор Русской христианской гуманитарной академии доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев, известный специалист и автор многочисленных исследований в данной области.
В начале курса студенты знакомятся с общими вопросами педагогики и основными понятиями: образование, воспитание и другими. Вторая часть курса посвящена собственно проблемам религиозной педагогики. Она включает обзор европейской и мировой истории религиозного образования и нравственного воспитания в школе, а также разговор о современной практике. Один из ключевых вопросов курса – существует ли религиозная педагогика. Студенты знакомятся с философией и теорией предмета, методологическими принципами и практическим опытом в данной сфере.
Один из главных методологических вопросов, связанных с нравственным воспитанием и религиозным образованием в школе, – как диагностировать достигнутые результаты. Автор курса знакомит студентов с последними исследованиями в данной сфере, которым посвятил много лет своей научной деятельности.
По сравнению с прошлым годом в курсе ещё большее внимание уделено практике. «В этом году была завершена апробация в трёх школах Санкт-Петербурга большей части нашей учебной программы “Духовно-нравственные беседы” для 4-5 классов школы, – отмечает профессор Козырев. – Благодаря этому есть возможность обсуждать со студентами программу, разработанную на основе тех теоретических и методологических подходов, с которыми они знакомятся в рамках курса религиозной педагогики». Так, студенты просматривали и анализировали фрагменты видеозаписи уроков, проведённых по методике, разработанной в возглавляемом Фёдором Николаевичем Институте религиозной педагогики РХГА.
В качестве итогового домашнего задания студентам предлагается на основе полученных знаний самостоятельно спроектировать школьный урок. Курс завершается зачетом в форме коллоквиума, посвящённого обсуждению задания.