Как говорить о религии, оставаясь на почве социологии
Проблема, поставленная докладчиком, известна. С одной стороны, религия – одна из наиболее интересных и загадочных сторон жизни общества, она непосредственно затрагивает сферу человеческих ценностей. Представление о том, во что люди верят, помогает лучше понять, почему они поступают тем или иным образом. С другой стороны, процессы, происходящие в религиозной сфере, трудны и нередко закрыты для социологического изучения, и фрагментарные полевые исследования и точечные опросы последних лет лишь острее указывают на потребность в ясной методологии.
Елена Островская напомнила, что чтобы оставаться на почве социологии, религию следует рассматривать как систему общественных институтов наряду с политикой, наукой, образованием, семьей. Исследование религии «не как потустороннего, а как неотъемлемой составляющей повседневности» предполагает, что у людей есть определенные представления в этой сфере. То есть с точки зрения социологии религия представляет собой совокупность сформированных и закрепленных в сознании сообщества смыслов, образцов нормативного поведения, системы взаимных ожиданий, которые складываются постепенно, меняются с течением времени и тесно связаны с культурным контекстом.
Применить для описания общества некие абстрактные, неотрефлексированные им самим параметры – значит уйти с почвы социологии. Невозможно взять религиозный текст (скажем, Библию) и пытаться непосредственно соотнести с ним то, как проявляет себя общество. Знакомы ли члены изучаемого сообщества с содержанием этого текста? Каким образом осуществляется это знакомство и как интерпретируется ими прочитанное?
Было бы странно изучать современную систему высшего медицинского образования в России, применяя к ней параметры университетской системы средневековой Европы, или рассматривать сегодняшний институт брака исходя из опыта браков династических. Так и с религиозной моделью общества (в рамках которой осмысляются институты, общественные практики, составляющие религию как систему жизни общества) постоянно что-то происходит. Представления людей о происхождении социальной реальности, устройстве мира и месте человека в нем, цели человеческой жизни также меняются, даже если речь идет об одной и той же конфессии, представители которой тысячелетиями признают сакральным один и тот же текст. А вслед за ними формируются и закрепляются новые нормативные образцы поведения. Религиозная модель общества как социальный институт – это определенный антропологический срез конкретного сообщества людей (монастыря, прихода, поместной церкви, страны) в определенный исторический момент.
И перед социологом встает проблема – как отследить эти изменения и современное состояние этих институтов, устоявшееся поле общих смыслов для изучаемого сообщества. Елена Островская поясняет, что в результате добросовестного социологического исследования такого общего поля, сформированных единых представлений в рамках конкретной религиозной организации, страны или прихода может и не оказаться.
В докладе Елена Островская подробно говорила о том, что такое религиозная модель общества, о процессе институционализации религии и его стадиях, а также о неоинституциональной теории общества, в которой в фокусе внимания исследователя оказываются не столько сами общественные институты, сколько процесс их становления – социокультурного закрепления «паттернов», образцов поведения.
Дискуссия длилась вдвое дольше самого доклада. В круглом столе приняли участие Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук; кандидаты социологических наук Анна Алиева, преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Анастасия Астахова, доцент кафедры общей социологии и социальной философии РАНХиГС, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Ия Бидихова, доцент кафедры общей социологии ПСТГУ; доктор философских наук Григорий Гутнер, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; кандидаты философских наук Андрей Игнатьев, доцент Центра изучения религий РГГУ; Светлана Карасёва, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; Маргарита Шилкина, заведующий кафедрой религиоведения СФИ; Сергей Трофимов, заместитель декана факультета социологии МГУ; кандидат исторических наук Алексей Журавский, доцент кафедры религиоведения СФИ, доцент ИВКА РГГУ; кандидат богословия Сергей Шатравский, доцент кафедры религиоведения Института теологии БГУ; кандидат педагогических наук Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью РПУ; Максим Богачев, исследователь НИУ ВШЭ; Елена Говорина, старший преподаватель СФИ, а также студенты и выпускники СФИ.
Этот круглый стол – пятая часть конференции «Религия в публичном пространстве».