Христианство без соцпакета
«Миссионер» – это латинский аналог слова «апостол», то есть «посланник». Когда мы исповедуем в символе веры, что Церковь «апостольская», это означает не только ее преемство по отношению к общине апостолов, но и ее посланничество в мир со словом о Христе.
О современном опыте православного свидетельства и существующих подходах к миссионерскому служению рассказал Владимир Якунцев, руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского института, на семинаре «Кто и как приносит добрый плод в миссии», организованном в Екатеринбурге 29 апреля Миссионерским отделом Екатеринбургской епархии совместно со Свято-Елизаветинским и Свято-Екатерининским малыми православными братствами.
Миссия – не рефлекс
Посланничество, свидетельство о Христе – не то, что получается у христианина само собой, по ходу жизни, подчеркнул Владимир Якунцев. Это сознательная специально осуществляемая деятельность. То, что сегодня примерно треть населения земного шара по крайней мере соотносит себя с христианской традицией и эта доля последние сто лет продолжает расти, – плод серьезных усилий многих людей. Христианство, в отличие от других традиционных вер, труднее всего передается «по культурным каналам», подчеркнул он.
«Иногда делают вывод, что раз свидетельство не получается, значит, надо заниматься собой, и оно само начнет получаться, – рассказал Владимир Якунцев. – Собой, конечно, надо заниматься, обуздывать свои страсти, но, если верить словам и примеру жизни святых миссионеров, то главная забота христианина – того, кто уже решился жить по примеру Христа, – всё-таки не о себе, а о том, чтобы люди рядом с ним тоже обретали путь Жизни».
Христианин это не просто
«Христианин – это не просто тот, кто крестился, ходит в храм, постится или участвует в таинствах, – напомнил Владимир Якунцев, – не тот, кто имеет какие-то внешние православные атрибуты. Святитель Иннокентий Московский в своих трудах очень четко определяет: христианин – это ученик Иисуса Христа».
Отсюда святитель выводит и главный критерий успеха миссии – когда твои слушатели тебя поняли и изъявили желание отринуть своих ложных богов, пустые надежды (всякий человек ведь служит какому-то богу и питается какой-то надеждой) и стать учениками Господа Иисуса Христа, то есть подражать Ему.
Раздать Библии – вчерашний день
Владимир Якунцев рассказал о двух миссионерских подходах, существующих сегодня в мире. В таких странах, как, например, США, где нет сильных гонений на веру, миссия часто связана с благотворительными, культурными, образовательными, детскими программами – то есть в комплекте с христианским благовестием идет своего рода социальный пакет. В каком-то смысле это попытка составить конкуренцию самой распространенной мировой религии – потреблению, чтобы человек пошел не в мегамаркет, а в христианский культурный центр. Этот, во многом экстенсивный, подход к миссии требует больших финансовых ресурсов и рассчитан на привлечение масс. Его широко практикует сегодня и православная церковь: молодежные клубы, детские праздники, храмы – всё рассчитано на то, чтобы люди приходили, выявляли свою принадлежность к православной культуре и пребывали на церковном фоне.
Однако прямых возможностей стать учеником Иисуса Христа в таком подходе не много. Одна из самых очевидных проблем в том, что если изменится конъюнктура, люди, пришедшие в церковь таким путем, могут сами стать гонителями веры, как это случилось в начале XX века в России. И сегодня перед нашей церковью стоит задача освоить другой, интенсивный подход, требующий от миссионеров не столько внешних, сколько внутренних ресурсов, связанных с их собственной верой и жизнью. Этот подход распространен, например, в Китае и странах Африки, где в условиях гонений христианские миссионеры готовы идти на большой риск, изучать иной язык и культуру, находиться в стесненных условиях, вкладывать годы жизни и сердечные усилия, чтобы донести до других людей смысл христианской веры, подтвердить его личным примером и заслужить доверие.
Сегодня все миссионеры в мире заинтересованы в долговременном результате – не просто раздать людям Библии и спеть псалом, а добиться того, чтобы они стали учениками Иисуса Христа, жили христианской общинной жизнью и были способны к духовному «самовоспроизведению», отметил Владимир Якунцев.
По словам руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерея Даниила Рябинина, «каждый член церкви апостоличен в том смысле, что несет в себе апостольское служение. Но оно не автоматически проявляется в нашей жизни. Необходимо наше усилие. Царство Божие, как мы помним – это маленькое зерно горчичное, посеянное в землю, которое вырастает и становится огромным деревом».
Видеотрансляцию семинара можно посмотреть в нашем официальном паблике в Facebook.
Семинар «Кто и как приносит добрый плод в миссии» состоялся в Екатеринбурге 29 апреля. В нем приняли участие более ста человек из Екатеринбургской и Каменской епархий. Семинар был организован Миссионерским отделом Екатеринбургской епархии совместно со Свято-Елизаветинским и Свято-Екатерининским малыми православными братствами в продолжение миссионерской секции фестиваля «День православных братств», состоявшегося в Екатеринбурге в феврале 2018 года.
Научно-методический центр по миссии и катехизации был создан в 2006 году при кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского православно-христианского института, чтобы оказывать научно-методическую помощь православным миссионерам и катехизаторам, а также служить базой для их квалификационной подготовки. Центр изучает и анализирует исторический и современный опыт миссии, катехизации и проповеди в христианской церкви. Сотрудники центра – постоянные участники и партнеры Международных Рождественских чтений. Так, в 2017 и 2018 годах Научно-методический центр по миссии и катехизации СФИ совместно с Синодальным миссионерским отделом РПЦ проводили в рамках Рождественских чтений круглый стол «Миссионерское богослужение».