Преломить яблоко и другие литургические находки
Надежда Михайловская исследовала формирование последования ко святому причащению и практику подготовки к таинству евхаристии в Сербской православной церкви в XII–XVII веках. Проанализировав многочисленные источники, студентка проследила, как от изначальной вариативности чин постепенно пришёл существенной унификации. Если до начала XV века, на этапе свободного формирования и развития, последования могли различаться по объёму, составу и текстам молитв, по песнопениям и паремиям, то к XVII веку, главным образом под влиянием русской церковной традиции и богослужебных книг, структура чина и практика его совершения приходят к большему единообразию. Исследованные литургические тексты, в том числе большое количество рукописей, были систематизированы и описаны студенткой в приложении, по объёму даже превышающем основной текст работы.
Помимо исследования собственно литургического материала, отражающего структуру чина, — того, что отец современной литургики архимандрит Роберт Тафт называл «литургикой сверху вниз», Надежда Михайловская, следуя завету учёного, применила и так называемый метод «литургики снизу вверх». Ей удалось собрать и проанализировать дополнительные источники и воссоздать культурный контекст, свидетельствующий о церковном сознании и литургической практике христиан в рассматриваемый период, который остаётся за рамками литургических текстов, но без которого невозможна их полноценная интерпретация.
Интересные свидетельства — в частности, о восприятии причастия — удалось почерпнуть из житийной литературы. Многие источники указывают на осмысление трапезы как литургического действия и даже называют её причащением. Так, герои одного из житий перед гибелью, не имея возможности причаститься у священника, «разделив между собой яблоко, взяли его вместо Тела и Крови Христовых с молитвой». Другой эпизод описывает девушку на Косовом поле, которая идёт с кувшином и хлебом и «причащает умирающих раненых хлебом и вином». «В строго литургическом смысле это не является причастием, а скорее очень похоже на агапическое действие», — считает Надежда Михайловская.
«Я прочитала работу Надежды и нашла её исключительно хорошей, особенно для дипломной работы бакалавра. Её библиография убедительна, её академический вклад очевиден, а методы исключительны для тех, кто находится на данном академическом уровне. На мой взгляд, студентка может переходить к следующему образовательному уровню, и, я надеюсь, намерена продолжить обучение в аспирантуре», — отозвалась о работе ученица отца Роберта Тафта Нина Глибетич, доцент кафедры литургики Нотрдамского университета (США), PhD в области восточно-христианских исследований.
Лев Амелин исследовал характер участия Православной церкви в борьбе с большевизмом на Белом юге России в 1919–1920 годах на материале опубликованных архивных источников, а также проповедей и воспоминаний священнослужителей и статей религиозных философов отца Валентина Свенцицкого, Евгения Трубецкого, отца Сергия Булгакова.
Предметом исследования Ирины Лебедевой стал сборник статей и художественных произведений «Братская жизнь», издававшийся в 1910–1911 годах Александром Аксаковым, — один из интереснейших источников, отражающих церковную и общественную мысль и жизнь России начала XX века.
Ирина Пономарёва представила работу об иконографии и особенностях богословского содержания поклонных крестов Архангельской губернии. Ирина Шапошникова защитила экзегетический комментарий об образе Девы Марии в рассказе Луки о Благовещении (Лк 1:26–56). Елена Панова проанализировала, как осмысляется покаяние в трудах известного церковного деятеля Николая Неплюева.
В исторических работах также исследовались становление и принципы организации часовенного согласия на Среднем Урале в XVIII – начале ХХ века (Ольга Савенко); положение Русской православной церкви в условиях общественно-политических изменений в России по материалам журнала «Вестник РХД», 1986–1991 (Марина Косухина); архиерейское служение митрополита Вениамина (Федченкова) в СССР, 1948–1955 (Елена Мелкумян). Работы по миссиологии и катехетике были посвящены деятельности миссионеров и просветителей — педагога-переводчика Ивана Яковлева среди инородцев в Среднем Поволжье (Ирина Житковская), архиепископа Аркадия (Фёдорова) в Пермской епархии, 1831–1851 (Марина Какорина), одного из основателей Союза русских баптистов Василия Павлова (Марина Подкопаева).
Государственная аттестационная комиссия работала под руководством ректора Русской христианской гуманитарной академии профессора Дмитрия Богатырёва.