Преломить яблоко и другие литургические находки

Надежда Михайловская исследовала формирование последования ко святому причащению и практику подготовки к таинству евхаристии в Сербской православной церкви в XII–XVII веках. Проанализировав многочисленные источники, студентка проследила, как от изначальной вариативности чин постепенно пришёл существенной унификации. Если до начала XV века, на этапе свободного формирования и развития, последования могли различаться по объёму, составу и текстам молитв, по песнопениям и паремиям, то к XVII веку, главным образом под влиянием русской церковной традиции и богослужебных книг, структура чина и практика его совершения приходят к большему единообразию. Исследованные литургические тексты, в том числе большое количество рукописей, были систематизированы и описаны студенткой в приложении, по объёму даже превышающем основной текст работы.

Надежда Михайловская
Помимо исследования собственно литургического материала, отражающего структуру чина, — того, что отец современной литургики архимандрит Роберт Тафт называл «литургикой сверху вниз», Надежда Михайловская, следуя завету учёного, применила и так называемый метод «литургики снизу вверх». Ей удалось собрать и проанализировать дополнительные источники и воссоздать культурный контекст, свидетельствующий о церковном сознании и литургической практике христиан в рассматриваемый период, который остаётся за рамками литургических текстов, но без которого невозможна их полноценная интерпретация.
Интересные свидетельства — в частности, о восприятии причастия — удалось почерпнуть из житийной литературы. Многие источники указывают на осмысление трапезы как литургического действия и даже называют её причащением. Так, герои одного из житий перед гибелью, не имея возможности причаститься у священника, «разделив между собой яблоко, взяли его вместо Тела и Крови Христовых с молитвой». Другой эпизод описывает девушку на Косовом поле, которая идёт с кувшином и хлебом и «причащает умирающих раненых хлебом и вином». «В строго литургическом смысле это не является причастием, а скорее очень похоже на агапическое действие», — считает Надежда Михайловская.

Старший преподаватель СФИ Зоя Дашевская, член Общества восточной литургии
«Я прочитала работу Надежды и нашла её исключительно хорошей, особенно для дипломной работы бакалавра. Её библиография убедительна, её академический вклад очевиден, а методы исключительны для тех, кто находится на данном академическом уровне. На мой взгляд, студентка может переходить к следующему образовательному уровню, и, я надеюсь, намерена продолжить обучение в аспирантуре», — отозвалась о работе ученица отца Роберта Тафта Нина Глибетич, доцент кафедры литургики Нотрдамского университета (США), PhD в области восточно-христианских исследований.

Лев Амелин
Лев Амелин исследовал характер участия Православной церкви в борьбе с большевизмом на Белом юге России в 1919–1920 годах на материале опубликованных архивных источников, а также проповедей и воспоминаний священнослужителей и статей религиозных философов отца Валентина Свенцицкого, Евгения Трубецкого, отца Сергия Булгакова.

Ирина Лебедева
Предметом исследования Ирины Лебедевой стал сборник статей и художественных произведений «Братская жизнь», издававшийся в 1910–1911 годах Александром Аксаковым, — один из интереснейших источников, отражающих церковную и общественную мысль и жизнь России начала XX века.

Первый проректор СФИ Дмитрий Гасак
Ирина Пономарёва представила работу об иконографии и особенностях богословского содержания поклонных крестов Архангельской губернии. Ирина Шапошникова защитила экзегетический комментарий об образе Девы Марии в рассказе Луки о Благовещении (Лк 1:26–56). Елена Панова проанализировала, как осмысляется покаяние в трудах известного церковного деятеля Николая Неплюева.
В исторических работах также исследовались становление и принципы организации часовенного согласия на Среднем Урале в XVIII – начале ХХ века (Ольга Савенко); положение Русской православной церкви в условиях общественно-политических изменений в России по материалам журнала «Вестник РХД», 1986–1991 (Марина Косухина); архиерейское служение митрополита Вениамина (Федченкова) в СССР, 1948–1955 (Елена Мелкумян). Работы по миссиологии и катехетике были посвящены деятельности миссионеров и просветителей — педагога-переводчика Ивана Яковлева среди инородцев в Среднем Поволжье (Ирина Житковская), архиепископа Аркадия (Фёдорова) в Пермской епархии, 1831–1851 (Марина Какорина), одного из основателей Союза русских баптистов Василия Павлова (Марина Подкопаева).
Государственная аттестационная комиссия работала под руководством ректора Русской христианской гуманитарной академии профессора Дмитрия Богатырёва.




Елена Мелкумян

Декан исторического факультета СФИ Константин Обозный

Марина Какорина


Марина Подкопаева

Старший преподаватель СФИ Кирилл Мозгов

Ирина Житковская

Ирина Шапошникова

Старший преподаватель СФИ Глеб Ястребов

Ольга Савенко

