Епископ Губкинский и Грайворонский Софроний совершил литургию по чину святого апостола Иакова, брата Господня
Богослужение возглавил Преосвященный Софроний, епископ Губкинский и Грайворонский в сослужении протоиерея Димитрия Карпенко, секретаря Губкинской епархии, благочинного 2-го Губкинского округа, настоятеля храма святого апостола Иакова, иерея Георгия Кочеткова, ректора Свято-Филаретовского православно-христианского института г. Москва, игумена Агафангела (Белых), настоятеля Никольского собора г. Валуйки (Валуйская епархия), протоиерея Петра Иванова, благочинного Шебекинского округа (Белгородская епархия), протоиерея Алексия Понкратова, иерея Андрея Половинкина, клириков храма св. ап. Иакова, иерея Михаила Шиян, клирика храма во имя св. блж. Ксении Петербургской г. Губкин.
Литургия святого апостола Иакова по благословению Правящего архиерея Губкинской епархии совершается в храме в честь его имени дважды в год — 5 ноября и в Неделю по Рождестве Христовом.
На богослужении кроме прихожан храма молились члены Преображенского содружества малых братств.
Богослужение сопровождалось песнопениями знаменного распева в исполнении хора храма святого апостола Иакова под руководством матушки Анастасии Половинкиной.
Согласно древней литургической традиции после чтения отрывков из Священного Писания - ветхозаветного чтения, евангельского зачала и апостольского послания, священником Георгием Кочетковым была произнесена проповедь.
Проповедь перед причащением мирян произнес протоиерей Димитрий Карпенко.
В этот день все участники богослужения причастились Святых Христовых Таин. Взрослые прихожане причащались отдельно Телом Христовым из рук Преосвященного Владыки, и испивали Кровь Христову из Чаши, которая преподавалась диаконом. Дети причащались по обычаю.
По окончании богослужения епископ Софроний поздравил духовенство и мирян с праздником Рождества Христова.
***
В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались, «выкристаллизовывались» чинопоследования литургий, которые носили имена апостолов. Например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.
Святой Иаков, составитель литургического чина, был сыном святого праведного Иосифа Обручника от его первой жены, и потому в Евангелии он называется братом Господним. Согласно Преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме — городе, имеющем очень важное значение для христианского мира. Свою жизнь он окончил около 64 года мученической смертью: иудейские начальники сбросили его с портика иерусалимского храма.
Именно апостолу Иакову, брату Господню, Предание приписывает составление древнего чина Божественной литургии, который в первые столетия христианства, вплоть до IX века, был распространен чрезвычайно широко: Литургия апостола Иакова совершалась в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой горе Синай. Однако, начиная с IX века, она почти повсеместно вытесняется.
В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде. Примечательно то, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова. Вот какие удивительные, наполненные болью, но и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и рассеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша».
С того времени и начинается возрождение этого редчайшего чина: сначала в Русских Церквах за рубежом, потом, в 70-80-е годы XX века, в Ленинградской духовной академии, где подобная практика возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Затем данное чинопоследование стало совершаться и в других храмах Русской Православной Церкви.