Два слова о ловцах человеков
12 февраля в Екатеринбургской духовной семинарии по благословению ректора митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла состоялась Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История».
На пленарном заседании выступили профессор ПСТГУ д.и.н., доктор церковной истории Наталия Сухова, ректор Миссионерского института (Екатеринбург) д.филол.н., профессор Наталья Дьячкова, зав. кафедрой фольклора и древней литературы ИГНИ УрФУ, профессор, д.филол.н. Лариса Соболева.
В работе секции студентов и молодых ученых приняли участие выпускники Свято-Филаретовского православно-христианского института. Бакалавр богословия Ксения Суслова представила доклад «Содержание святоотеческой катехизации (2-й этап оглашения) в Северной Африке в конце IV – начале V века: блаженный Августин, епископ Гиппонский». «Основу второго этапа оглашения в практике блаженного Августина составлял цикл встреч и собеседований, посвященный последовательному наставлению в христианской вере и жизни, — рассказала Ксения Суслова. — Также оглашаемые молились сами и участвовали в доступном для них богослужении. Этические требования к катехуменам на втором этапе оглашения резко возрастали».
От оглашаемых требовалось знание и понимание текста Символа веры (который им передавали за две недели до крещения) и смысла ответов на вопросы чина отречения от сатаны и сочетания со Христом. Августин особо обращал внимание катехуменов на три важнейших составляющих духовной жизни: пост, молитву и подаяние.
Бакалавр богословия Дмитрий Попиченко рассказал о принципах миссии в сочинениях и практике святителя Иннокентия Московского. «В результате миссионерской деятельности святителя Иннокентия церковь приросла многими не просто крещеными, но и по-настоящему верующими людьми, изменившими свою жизнь, — сказал докладчик. — Главная причина столь плодотворной миссии в том, что святитель Иннокентий был движим духом любви и сострадания к иноверцам и подавал личный пример жизни по Евангелию. При этом святитель, будучи сам необыкновенно скромным человеком, учил этой скромности и других миссионеров».
Большое внимание он уделял изучению языка и культуры местных народов и переводу богослужебных и вероучительных текстов. Для малых народов Дальнего Востока он перевел Евангелие от Матфея, часть Евангелия от Луки, Священную историю и Деяния апостолов, катехизис, последование литургии. Зарабатывая различными ремеслами, миссионер не только материально поддерживал себя, но и собирал средства для просветительской деятельности. В своей проповеди святитель Иннокентий опирался на существующий у народа опыт богопознания. Сначала он знакомил язычников с Моисеевым законом, приводя их к покаянию и изменению жизни, затем говорил о Христе. После крещения, которое совершалось только в результате свободного и ответственного решения человека, следовало дальнейшее наставление в вере. Беседы он часто заканчивал молитвой своими словами. Неудивительно, что из среды новообращенных впоследствии появлялись миссионеры и катехизаторы.
Всего на конференции прозвучало около 40 докладов. Также прошли заседания секций «Церковь в истории», «Богословское образование и христианская культура». В них приняли участие священнослужители, молодые специалисты, преподаватели и студенты Екатеринбургской семинарии, Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии и других вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и Набережных Челнов.