«Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего»: Общность, общение, община в современном мире
XIX международная конференция Преображенского содружества малых братств и Свято-Филаретовского православно-христианского института открылась 30 сентября в Москве в Российской государственной библиотеке.
Открывая утреннее заседание, ректор СФИ проф.‑свящ. Георгий Кочетков отметил, что сейчас нас будет интересовать проблема разобщения, разорванности связей, потому что от этого страдают и гибнут физически, духовно и душевно миллионы людей. Отец Георгий пригласил всех присутствующих к открытому диалогу, напомнив, что это традиционная черта этих встреч, проводимых институтом и содружеством.
«Общение — это самое ценное, что есть у человека в жизни», — так начал свой доклад прот. Павел Адельгейм. Причинами системного кризиса, охватившего страну, он назвал презрение к личности, разрушение нравственности народа.
Развивая тему общения, член Межсоборного присутствия, проф. СФИ Д.М. Гзгзян рассказал о тех началах, которые при всей разности будут объединять любое сообщество. В частности, он подчеркнул, что любая общность нуждается еще в самом общении и значит в людях жертвенного склада — «тех, кто греет, но кому греться некогда…».
Руководитель отдела качественных исследований Левада-центра А.Г. Левинсон отметил, что расцвет гражданского общества в России приходился на 1905 и 1917 годы, но после того, как к власти пришла партия большевиков, началось планомерное уничтожение всех его форм вплоть до любых объединений, нерегламентированных государством. «Отрадно видеть еще одну форму гражданского общества в нашей стране, свободную от патологических черт, — Преображенское братство, в которое люди объединяются «не от отчаяния, а от чаяния» — в заключение сказал докладчик.
Начальник ивритоговорящих и славянских приходов Иерусалимского патриархата прот. Александр Виноградский рассказал о сложной ситуации, в которой оказывается православный священник, служащий в Иерусалиме; о том, как важно помнить, что все христиане принадлежат единой Церкви.
Ректор Московской школы социальных и экономических наук Теодор Шанин рассказал о крестьянском понимании справедливости, которое формировалось за долгие века крепостного права. Это понимание зачастую оказывалось более адекватным при решении споров в крестьянской общине, чем государственные законы. Приведя в качестве примера решение крестьянского суда о межевом споре, когда правому присудили две трети земельного участка, а неправому — одну треть, он процитировал слова судей: «Земля — это только земля, а им жить до конца жизни в одном селе».
Бакалавр богословия Н.Д. Игнатович рассказала о вдохновляющем примере христианского общения — православном Крестовоздвиженском трудовом братстве Н.Н. Неплюева, который писал: «Нам необходима колыбель, лечебница и мирный оазис трудового братства с его правдой любви и ежеминутною практикой подвига любви… Мы совершаем так много бесцельных подвигов, подчиняясь добровольно чудовищной рутине жизни… Не побоимся же сознательно, с верой, любовью и надеждой приступить к святому подвигу любви».
Завершился первый день конференции дискуссионными семинарами на следующие темы: «Зачем современному миру христианская община»; «Кризис приходской общины в Русской православной церкви и пути выхода из него»; «Община и другие формы церковных сообществ»; «Общение как созидание церкви»; «Христианская община и христианская семья: что такое «малая церковь»».
Информационная служба Преображенского братства