Перейти к основному содержимому

Что такое Пасха с научной точки зрения и как праздновать Воскресение Христово

В минувшее воскресенье, 23 апреля, в ходе серии открытых лекций в центре Москвы профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский и старший научный сотрудник Физического института имени П.Н. Лебедева РАН Максим Зельников рассказали, что значит «праздновать Пасху», а также предложили взглянуть на этот праздник с научной точки зрения.

Слушатели узнали об истоках христианского праздника – ветхозаветной Пасхе, о которой рассказывается в одной из книг Библии, о бегстве («исходе») всего Израиля из Египта, где народ жил в рабстве. «Слово “исход” (по-древнееврейски “песах”) соответствует нашему и греческому “Пасха”», – рассказал профессор Александр Копировский. Он пояснил, что по свидетельству Библии «эта Пасха отмечалась поеданием наскоро зажаренного ягненка, горьких трав и пресного хлеба, причем в обуви, препоясанными и с походным посохом, то есть не столько “празднично и вкусно”, сколько “воспоминательно”, чтобы вкус свободы, пусть даже горький и пресный, всегда оставался на устах народа».

Говоря о смысле христианской Пасхи, Александр Копировский сказал, что «мы празднуем выход не только из физического рабства, но прежде всего – победу воскресшего Христа над всяким духовным рабством, над злом, грехом и смертью». Он отметил, что на иконах Христова Воскресения изображается сошествие Христа во ад, из которого Христос выводит пребывающего там первого человека Адама, а вместе с ним и все человечество: это показывает, что «праздник Пасхи состоит в избавлении от вечной тьмы, а не в разрешении на яйца, кулич, творог и мясо».

Профессор СФИ добавил, что «застолье в праздновании христианской Пасхи сошло почти на нет: ведь на последней пасхальной вечери Христа с учениками самыми важными оказались последний кусочек хлеба и небольшая чаша вина». Но именно принятие их и означают теперь полноту соединения с Христом и сознательную причастность Его пути. «Эта причастность теперь стала абсолютной – до полного соединения с Богом через Христа, – сказал Александр Михайлович. – И тогда это уже не просто праздник, а “Праздник праздников”, и вот по этому поводу можно ликовать, выражая радость, в частности, и на трапезе с разнообразной едой!»

Научному взгляду на Воскресение Христа была посвящена лекция физика, старшего научного сотрудника ФИАН Максима Зельникова. Он заметил, что вопреки распространенному убеждению, что наука должна ответить на все вопросы, «наука – специфический метод познания. Задача науки – открывать истину, но проблема в том, что наука занимается лишь истиной о природе». Лектор поставил вопрос, насколько можно соотнести воскресение с природным явлением, напомнив, что «законы природы работают для повторяющихся явлений, но в природе есть и уникальные явления, которые не описываются закономерностями».

Максим Иванович заметил, что если бы Воскресение Христа было событием только внешнего порядка, лишь историческим фактом, то было бы непонятно, какое оно имеет отношение к нам: кто-то умер и воскрес, а кто-то не умирал и не воскресал. Между тем, подчеркнул ученый, «это событие затрагивает каждого человека, причем не только верующих, но и неверующих; и поэтому пасхальный опыт в какой-то степени есть у каждого человека». Он уточнил, что это «опыт, который связан со словом “любовь”, если мы поймём под ней жертвенное отношение к другому человеку».

«Когда ты хочешь, чтобы другому было хорошо, и ради этого готов пожертвовать собой или своим, то происходит настоящее чудо: оно не в том, что нарушаются законы физики, а в том, что мы сами меняемся, в нас самих возникает импульс жизни и добра», – заключил он.

Информационным партнёром фестиваля «Пасхальный дар» выступил телеканал «Время», входящий в «Цифровое Телесемейство» Первого канала.