Перейти к основному содержимому

Что может рассказать о буддизме индийское кино

Защитами выпускных квалификационных работ завершилось двухлетнее обучение по программе профессиональной переподготовки «Религия, культура и общество» для двенадцати слушателей факультета религиоведения Свято-Филаретовского института.

Преподаватель йоги Мария Воробьёва исследовала историко-культурный контекст апокрифического Евангелия от Фомы. Описав существующие подходы к его интерпретации, она проанализировала схожие концепции в индуизме, платонизме и Евангелии от Фомы и пришла к выводу о большем, чем можно было предположить изначально, родстве между идеями индуизма и новозаветным апокрифом. Вместе с тем говорить о прямом влиянии сложно: без устных пояснений представителей традиции многие аспекты в самом апокрифе остаются малопонятны.

Как в индийском кинематографе представлена буддийская этика, разбиралась журналист Вера Примаченко при помощи критического дискурс-анализа фильма «Ашока». Существенную часть индийской киноиндустрии, первой по объёму в мире, составляют фильмы религиозной тематики, в том числе прямо или косвенно обращённые к осмыслению буддизма. Среди них – «Самсара» (2001), посвящённый поиску ответа на вопрос, как Просвещённому жить среди мирян, фильм «Долина цветов» (2006) и сериал «Будда» (2015).

Фильм Сантоша Сивана «Ашока» (2001) – драма о духовных поисках молодого императора из династии Маурьев. Раскрывая символику ключевых эпизодов, анализируя главные реплики и структуру фильма, Вера Примаченко показала, что его главное смысловое послание связано с презентацией индийскому обществу буддийских ценностей – ахимсы (ненасилия), любви, мудрости и сострадания.

Малоизученный процесс возникновения и становления православных общин в неблагоприятных условиях современного Пакистана исследовала Елизавета Карпукова, проведя серию интервью с их основателями. На сегодняшний день в Пакистане сформировались общины четырёх православных миссий: Константинопольского патриархата, Русской православной церкви заграницей, Московского патриархата и Русской православной старообрядческой церкви (последняя – самая многочисленная).

Самый интересный аспект данной темы, по мнению исследовательницы, – взаимодействие культур: новой, православной, и местной, в которой переплетаются элементы исконной для Большой Индии индуистской и региональной пенджабской. На своеобразный облик пакистанского православия накладывает отпечаток католическое воспитание и образование почти всех пакистанских православных священников.

«Развитие данной работы возможно в самых разных направлениях, – считает доцент Свято-Филаретовского института кандидат культурологии Александр Баранов. – Это может быть и диссертация, и документальный кинематограф: теме явно не хватает визуализации – мы лишь пытаемся представить проблемы индуистского наследия, а было бы интересно это увидеть и услышать».

Современные религиозные мифологемы, базирующиеся на неоязыческих культах, исследовала Анна Карасёва. Изучая неоязыческие традиции изнутри, она выявила их базовые мифологемы: о золотом веке, о культурном герое, о благородном дикаре и о гармонии с природой – и, проанализировав их присутствие в популярных фильмах и телепередачах, показала, как они преломляются в общественном сознании. По мнению исследовательницы, можно выявить три направления демонстрации язычников: романтизированный образ, популярный в советский период и присутствующий на современных частных телеканалах; нейтральный образ, подчеркивающий естественный и необходимый переход в христианство – язычники показаны отсталыми и несостоятельными в меняющемся мире; а также негативный образ, характеризующий язычество как социально опасное движение – такой нередко транслируют современные федеральные каналы и официальные представители РПЦ.

«В итоговом тексте нет описания обширного первичного материала, ставшего предметом исследования, а сразу даны результаты аналитики, и это большая ценность для такой краткой работы, – отметила декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина. –  Это современный полноценный труд религиоведа-исследователя».

Кандидат философских наук Елена Васильева занималась проблемой классифицирования религий. Опираясь на теоретические разработки отечественных учёных второй половины ХХ – начала XXI века, Елена на примере конкретной новой религии – мормонизма – создала методику классифицирования, опирающуюся не на поверхностное сравнение случайных внешних сходств и различий религиозных общностей, а на исследование структур религий по определённым критериям. Несмотря на универсальность основных положений методики, автор предупреждает, что быстрая изменчивость новых религиозных движений требует введения двух правил её применения: 1) ограничение классификационного множества объектами, относящимся к одному и тому же хронологическому периоду, и 2) анализ признаков объектов в том виде, как они сложились на тот же самый период времени.

Также в качестве итоговых работ были представлены исследования по темам: «Храмовая архитектура как один из агентов социального конструирования реальности», «Время и вечность в “Исповеди” блаженного Августина», «Божественные энергии и сущность в учении Григория Паламы», «“Царство Божие на земле”: опыт коммунитарных проектов в религиозной среде Российской империи второй половины XIX – начала XX века», «Возможно ли применить идеи хозяйственной этики мировых религий Макса Вебера к российским условиям (по работам Макса Вебера и Сергея Булгакова)», «Миф как форма сознания», «Сакральное и насилие у Рене Жирара».