21 апреля в храме Успения на Успенском вражке было совершено отпевание академика Сергея Сергеевича Аверинцева
То, что это событие случилось в дни продолжающегося празднования Воскресения Христова, глубоко символично. Ушедший в Прощеное воскресенье и отпетый через десять дней после Пасхи, Аверинцев объединил в этой молитве людей, которых обычно трудно представить вместе.
И, как в нем самом соединились выдающийся ученый-филолог, академик с мировым именем и член Преображенского братства, в самом этом событии совместились и глубокая общественная значимость (неслучайно на него сразу откликнулись различные общественные и церковные информагентства) и глубокая, основанная на подлинном духовном родстве церковность.
В отпевании, которое совершили друг и духовник Сергея Сергеевича Аверинцева ректор СФИ профессор-священник Георгий Кочетков и настоятель храма священник Владимир Лапшин, участвовали родственники покойного и члены братства. Среди молящихся были также священник Георгий Чистяков, протоиерей Валентин Асмус, редактор издательства ИМКА-Пресс Никита Струве, поэт и переводчик Ольга Седакова, студенты и преподаватели МГУ и РГГУ, сотрудники ИМЛИ, Академии наук и других научных и культурных организаций. Во время богослужения, которое сопровождалось пением хора Свято-Филаретовского института и совершалось на греческом, славянском и русском языках, стихиры Иоанна Дамаскина, пятидесятый и девяностый псалмы были прочитаны в переводе Аверинцева. После чтения Евангелия священник Георгий Кочетков сказал краткое слово.
Слово на отпевании С.С. Аверинцева 21 апреля 2004 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сёстры христиане, Христос Воскресе! (Народ в храме: "Воистину Воскресе!")
Сегодня, когда мы отпеваем приснопамятного Сергея Сергеевича Аверинцева, мы, понимая, что уход от земли таких людей обедняет нашу земную жизнь, верим и знаем, что при этом обогащается небо. Мы верим и знаем, что небо может влюбиться в землю и поделиться своими дарами и богатствами, и тогда вновь обогащается душа всякого верующего, душа всякого человека, способного слышать и видеть. Сам Сергей Сергеевич имел удивительную способность слышать и видеть, и мы можем уверенно сказать, что и сейчас он видит и слышит, причём ещё лучше, чем прежде.
Почти треть века он был символом духовной культуры нашей страны, нашего народа, всё это время трудясь во славу Божью. Удивительна его вера в Воскресение, его познание тайн Божьих. Сейчас, в эти дни, во всех церквах звучит пасхальное приветствие и проповедь о Воскресении Христа, но как редки стали люди, которые размышляют над этой тайной и постигают её хотя бы в ту меру, в какую это возможно людям, в какую открывает им это Сам Господь! Сергей Сергеевич верил в Воскресение Христа, как немногие верят. Он верил в победу Божью, победу Жизни вечной и он верил в воскресение усопших. И ныне, совершая этот надгробный плач и молитву о новопреставленном приснопоминаемом Сергии, мы чувствуем, как вера эта укрепляется в нас и, преодолевая нашу скорбь, и боль, и стон, вновь обретает способность распространятся на сердца, и умы, и жизнь современных людей.
Пусть же Христова проповедь, которая привлекает к себе, улавливает в свои сети духовные таких людей как чтец Церкви Божьей - Сергий, пусть эта проповедь распространяется и дальше, пусть она воодушевляет и укрепляет каждого, кто ищет истину, справедливость и правду, кому не чуждо милосердие, кому близко всякое евангельское слово. И пусть вновь и вновь, когда мы будем вспоминать приснопоминаемого Сергия, в наших сердцах зазвучит: "Христос воскресе!" (Народ в храме: "Воистину воскресе!"), "Христос воскрес!" (Народ в храме: "Воистину воскрес!"), "Христос анэсти!" (Народ в храме: "Алифос анэсти!").
Вечная память почившему!