Перейти к основному содержимому

«Новый курс» религиозной политики СССР обсуждали в МДА

19 и 20 октября историки, философы, богословы обсуждали, как второе восстановление патриаршества в Москве в 1943 году и «новый курс» повлияли на историю государственно-церковных отношений в СССР и зарубежом — в Московской духовной академии состоялась конференция «Государственно-конфессиональные отношения и религиозные организации в годы Великой Отечественной войны. К 80-летию “нового курса”». С приветственным словом к участникам конференции обратился святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

После стратегического перелома во Второй мировой войне в пользу СССР и других стран антигитлеровской коалиции, осенью 1943 года в Москве состоялись выборы патриарха Московского и всея Руси, ознаменовавшие начало «нового курса» религиозной политики руководящих органов ВКП(б) и Совнаркома СССР.

В частности, религиозные организации получили новые возможности для легальной деятельности в хозяйственной, административной, богослужебной областях, в сфере церковного управления и духовного образования. Атеистическая пропаганда и жёсткая критика «церковников» в советских средствах массовой информации в СССР на время приобрела более сдержанный характер. Представители Московской патриархии получили возможность выезжать за границу и укреплять межцерковные связи.

Однако за всеми этими событиями стояли и многочисленные проблемы: жёсткий контроль государственных органов над клиром и мирянами, репрессии в отношении верующих и духовенства, не шедших на компромиссы с властью, непомерный налоговый гнёт в отношении религиозных организаций. К концу 1940-х годов стало явным общее ужесточение советской религиозной политики, началась постепенная утрата недолговременных приобретений Московской патриархии в области церковной жизни. Причины, характер и последствия этих важных событий до сих пор нуждаются в осмыслении и объективном разностороннем изучении в широком историческом и богословском контексте.

С докладом «Псковская православная миссия после выборов патриарха Сергия (Страгородского)» выступил декан исторического факультета, заведующий кафедрой церковной и социальной истории СФИ Константин Обозный. Он рассказал о служении Миссии на временно оккупированных территориях Северо-Запада России начиная с августа 1941 года. 

Константин Петрович отметил, что митрополит Сергий (Воскресенский) и подведомственные ему церковные области, в том числе Псковская миссия, весь период оккупации сохраняли юрисдикционное подчинение Московской патриархии. Этому поначалу не противились оккупационные власти. Однако в 1943 году, особенно после восстановления патриаршества в Москве, начинается серьезное давление немецкой администрации на руководство Прибалтийского экзархата и Псковской миссии с требованием высказаться с осуждением выборов патриарха Сергия.

«Митрополит Сергий (Воскресенский), прибалтийские архиереи и руководство Миссии не выступали с критикой или опровержением выборов патриарха в Москве, но активно противодействовали пропаганде “нового курса” как коренного изменения политики коммунистической партии и советского правительства к православной церкви», — добавил Константин Обозный.  

Конференция собрала преподавателей, докторантов, аспирантов из МДА, СПбДА, МГИМО, ИНИОН РАН, ОВЦС МП, Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Свято-Филаретовского института, Института истории СПбГУ, Южно-Уральского государственный гуманитарно-педагогического университета, Смоленского государственного университета и других учебных заведений. Всего прозвучало более 20 докладов.

Организаторами конференции выступили Институт российской истории РАН, Научный совет РАН «Роль религий в истории», Российская академия образования, Учебный комитет Русской Православной Церкви, Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. Кирилла и Мефодия, Московская духовная академия.