От нетварных божественных энергий Григория Паламы — к синергийной антропологии Сергея Хоружего

Аркадий Гуманюк представил к защите магистерскую работу «Отношение Церкви к советскому государству в трудах и практике патриарха Тихона (Беллавина; 1865–1925) и Александра Введенского (1889–1946): экклезиологический аспект». Работа представляет собой попытку разобраться в том, как богословски осмысляли церковно-государственные отношения на фоне драматичных событий начала XX века предстоятель Русской церкви и один из лидеров обновленческого раскола. В фокусе исследования — не столько формально-правовые и политические аспекты, сколько позиция и самосознание самой церкви.

Аркадий Гуманюк
Кандидат философских наук Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения СФИ, отметила высокую методологическую культуру исследования, автор которого опирался на широкий круг источников, включая архивные материалы, письма патриарха Тихона и редкие публикации Александра Введенского. Одно из наблюдений, сделанных в работе, касается церковности лидера обновленчества, которая носила, по замечанию Аркадия Александровича, «отвлеченно-теоретический характер, что позволяло ему “жонглировать” идеями».
«Вопрос церковной независимости не может быть сугубо историческим. Он вопрос живого опыта Церкви, её способности быть голосом совести в любом государственном устройстве», — заключает автор работы, показывая, что этот вызов обращён к каждому, кто размышляет о Церкви и в XX веке, и в XXI-м.

Светлана Сонина
Магистерская работа Светланы Сониной «Образ и подобие Божие в человеке с ментальными нарушениями: представления православных богословов ХХ–ХХI веков» стала одним из самых зрелых исследований этого выпуска. Автор работы ставит вопрос: «Всякий ли младенец с патологией является человеком? Остаётся ли человеком больной с выраженной деменцией и как помочь ему сохранить человеческое достоинство?» Ответ она ищет с опорой на богословскую традицию и современные исследования — честно, глубоко и с благоговением перед тайной человека. Особый вес представленным в работе положениям придаёт личный опыт Светланы Николаевны как педагога-психолога и руководителя церковной группы, сопровождающей людей с ментальными нарушениями.

Учёный секретарь и доцент СФИ кандидат философских наук Алина Патракова, научный руководитель работы Светланы Сониной
В исследовании тонко различены два подхода к представлению об образе и подобии Божьем: онтологический, в рамках которого эти образ и подобие понимаются как неотъемлемый дар, и реляционный — где этот дар реализуется в любви и общении. В русле второго подхода — в частности, утверждение митрополита Иоанна Зизиуласа: «Личность не умирает постольку, поскольку она любима и любит…» Именно так — через отношения, внимание, сопричастность — раскрывается богоподобие человека, вне зависимости от его когнитивных возможностей, считает автор работы. Такой подход даёт Светлане Николаевне основания утверждать: «Инвалид не является искажением образа Божия… в нём — равный образ, как в любом другом человеке».

Илья Моделкин
Бакалаврская работа Ильи Моделкина была посвящена роли старообрядцев в политической жизни России в 1905–1917 годах. Тема работы — «Основные историографические подходы к оценке социально-политической деятельности старообрядцев с 1905 по 1917 годы». Вопреки стереотипу о старообрядцах как замкнутом и отстранённом сообществе, автор показал, что представители древнего благочестия не просто вписались в общественно-политический ландшафт России начала XX века, но и активно влияли на него. «Старообрядчество оказалось не только религиозным, но и социально-политическим движением, — отмечает Илья Михайлович. — Их участие в Государственной думе, религиозных братствах и культурных обществах стало важной частью того, что мы называем зрелым гражданским обществом». Особое внимание в работе уделено тому, как изменилось правовое положение староверов после 1905 года и как это повлияло на их общественную активность.

Алексей Возняк
Аттестационная комиссия высоко оценила бакалаврскую работу Алексея Возняка, в которой сопоставлена рецепция богословского учения святителя Григория Паламы об энергиях в трудах двух русских философов — Владимира Бибихина и Сергея Хоружего. Автору удалось соединить личный интерес к теме с методологически точным различением философской и богословской проблематики в работах исследуемых мыслителей.

Виктория Файбышенко, кандидат философских наук, доцент СФИ, научный руководитель работы Алексея Возняка
Алексей Возняк показал, как ключевое для паламизма понятие божественных энергий переосмысливается в философии XX–XXI века и какое антропологическое содержание оно несёт. Владимир Бибихин критикует различение сущности и энергии, предлагая в качестве альтернативы логику «энергии покоя», тогда как Сергей Хоружий выстраивает на паламитском основании свою синергийную антропологию, где человек преображается через общение с Богом.
«Между этими позициями — живая напряжённость, — пояснил Алексей Александрович. — Но именно в этом поле и рождается мышление, способное говорить с современным человеком о Боге не отвлечённо, а лично».
Всего в течение двух дней к защите было представлено 14 бакалаврских и 8 магистерских работ по богословию, истории церкви, экклезиологии, Священному писанию. Магистранты исследовали богословское осмысление искусства в трудах протоиерея Александра Шмемана (Александр Тавризян), приоритеты святителя Филарета Московского в устроении монашеской жизни (Юлия Степанова), антропологические взгляды архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в контексте воззрений Авраама Позова, Бориса Вышеславцева и Виктора Несмелова (Сергей Кошелев).
Бакалаврские работы были посвящены проблеме единства Церкви в трудах протоиерея Николая Афанасьева (Игорь Лисков), аскетическому наследию преподобного Пахомия Великого и святителя Василия Великого (Эдуард Габбасов). Максим-Равиль Урманчеев представил работу по библеистике «Обращение к Богу “Abba” (Мк 14:36): ветхозаветный контекст и проблема новизны смысла».
В работах по церковно-исторической проблематике рассматривались история переводческой деятельности священника Георгия Кочеткова (Евгения Балашова-Шумицкая), реакция православной церкви на кампанию по изъятию церковных ценностей в Нижегородской епархии в 1922 году (Марина Белякова), освещение вопроса о церковной реформе на страницах журнала «Христианская мысль» (1916–1917) (Любовь Харькова), положение старообрядчества в Бессарабии (1883–1917) по «Кишинёвским епархиальным ведомостям» (Алексей Перов), деятельность кружков Александра Мейера (Алла Алфёрова), проблемы духовного образования в Вологодской епархии с 1864 по 1884 год (Василий Петухов), церковная деятельность епископа Вениамина (Казанского) в 1910–1917 годах (Виктория Кузнецова), отдельные дискуссии Поместного собора 1917–1918 годов и его подготовка (Сергей Журихин, Галина Прибыткова).
Государственная аттестационная комиссия работала под руководством доктора философских наук Дмитрия Богатырёва, ректора РХГА имени Ф.М. Достоевского. Все представленные работы были успешно защищены.