Перейти к основному содержимому

16 августа 2006 г. в помещениях Российской академии образования открылась конференция "Свобода – дар Духа и призвание в церкви и обществе"

Enter caption here

Это уже шестнадцатая в ряду традиционных конференций, в течение многих лет проводившихся Свято-Филаретовским институтом (в последние годы – совместно с журналом "Вестник РХД") в осенние месяцы. Ныне она проводится незадолго до праздника Преображения Господня и приходящейся на это празднование большой встречи Преображенского содружества.

В связи с этим  ректор CФИ и духовный попечитель Преображенского содружества свящ. Георгий Кочетков в своем вступительном слове обратился к истории конференции, первоначально родившейся именно как часть собрания братства – из стремления в церковном, братском духе обсудить проблемы, "которые невозможно было не обсуждать". Он выразил надежду, что и сейчас, когда Институт решил проводить свои, более академичные, конференции отдельно, обсуждение, открытое не только для специалистов, но и для всех участников, позволяющее неформально говорить об острых вопросах и вновь объединившееся с традиционной встречей братства, принесет свои плоды и позволит ответить на главные вопросы, связанные с темой дара свободы: как осуществить призвание, как принять дар, не редуцируя его?

Зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики и преподаватель Свято-Филаретовского института Д.М. Гзгзян в докладе "Свобода как дар Духа" постарался выйти за пределы общепринятых афоризмов "истина никогда до конца не достижима", "в свободе многое остается до конца непонятным" и прикоснуться к тем запредельным реальностям, "обращение к которым – это на самом деле стремление завести разговор по существу". Убегая от такого разговора и размышления, от принятия дара свободы, мы ищем то "реальности" животного круговращения от рождения к смерти, то гарантированного сакраментального благочестия, забывающего о необходимости "слишком эфемерной" веры. Отметив это, докладчик напомнил слушателям, что именно "твердая почва под ногами" ведет к утрате жизненных сил, к утрате свободы. Свобода как дар Божий – это сила жизни; она не может быть чьей-то, но остается свободно пронизывающей других энергией любви, и в свете этого ценность христианского братства – в чаянии соответствия печати дара Духа Святого самому этому дару, печати избранничества – самому этому избранничеству. "В свободе претворять исчезающее данное в неоскудевающее вечное мы и должны видеть прежде всего свободу как дар Духа" – заключил докладчик.

О.А. Седакова, отметив, что тема обсуждения ей очень дорога, что она много думала о ней и вряд ли сможет ограничить эти размышления рамками доклада, обратилась к теме свободы в контексте творчества, прежде всего поэтического. Прочитав перевод известного стихотворения Поля Элюара, написанного в 1942 г. в антифашистском подполье ("на безоглядной надежде я имя твое напишу"), она задалась вопросом: что происходит с вещами, на которых "написано имя" свободы? Они изменяются, они становятся открытыми, ибо несвобода связана с отсутствием будущего, а значит, и с отсутствием настоящего. Многие поэты, как и Элюар, писали свой гимн свободе, только другими словами; вспомнив поэтические строки Пушкина, Блока, Мандельштама, Петровых, Бродского, О.А. Седакова с тревогой отметила, что в наши дни "гимн свободе кончается". Сегодня свобода воспринимается чаще всего как прозаическая вещь – свобода выбора, осуществления своих прав и пр., или же как хаос и беззаконие – и тогда многие готовы подписаться под строчками Пригова: "и я ее страшуся как честный человек". Святая свобода, "тайная" (то есть "таинственная", а не осуществляемая исподтишка) свобода  сегодня оказывается забыта, и начинаются рассуждения о разнице между "свободой от" и свободой для" или количественная оценка ("слишком много свободы" – как будто может быть "слишком много" жизни!). Среди причин утраты понимания того, что крайняя степень несвободы – это смерть, а крайняя степень свободы – это "свобода вечной славы", воспетая Данте, по мнению докладчика, прежде всего стоит утеря современной цивилизацией категории небытия, исключение ее из поля сознания. Поэтому отступил в тень и сам смысл освобождающих и от смерти, и от человеческого уродства и болезни страданий, "решительных страстей" Христа.  И все-таки именно "вспышки" реальности "нового неба и новой земли", подобные тому явлению полноты любви и свободы, которое произошло в эпизоде с миром, которым женщина помазала Иисуса накануне его крестных страданий, остаются тем камертоном, который удерживает мир от разложения и смерти.

Редактор журнала "Вестник РХД", профессор университета Нантьер Н.А. Струве (Париж) обратился к тому опыту свободы, который "был предложен всей русской эмиграции". Предупредив слушателей о намерении выйти за узкие рамки темы ("Опыт и богословие свободы у о. Сергия Булгакова и его учеников"), докладчик вспомнил и "акафист свободе", который представляют из себя последние страницы книги воспоминаний митр. Евлогия (Георгиевского) ("самая упорная борьба моя в жизни была за свободу церкви"), и статьи прмч. Марии (Скобцовой), видевшей в невыносимом положении эмигрантов провиденциальный смысл, но опасавшейся, что эмиграция вряд ли осилит "испытание свободой", подлинность которой подтверждается лишь жертвой. Обратившись к образу о. Сергия Булгакова, Н.А. Струве отметил, что учеников в подлинном смысле слова у о. Сергия не было, возможно, потому, что он давал и слушателям своим, и духовным детям удивительную свободу. "Он не только проповедовал свободу в церкви, он был ее носителем", – заметил докладчик и обратился к теме жизненного опыта о. Сергия, который был во многом именно опытом несвободы, постоянного ощущения себя (при всей безграничной верности церкви и укорененности в ней) "чужим среди своих".

Ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков предварил свой доклад "Нужна ли церкви и обществу бердяевская свобода и булгаковская софиология (Божья свобода и правда Божья как дар Духа и призвание церкви и общества)" небольшим рассуждением о теме конференции. "Свобода божественна, и только в этом качестве существует как дар Духа. Духи бывают разные, и в названии темы слово "Свобода" мы пишем с большой буквы, чтобы отличить ее от того, что свободой лишь называется. Свобода – это и данность, и заданность, так же как и любовь, и правда" – сказал он. Он напомнил и о том, что говоря о любой из этих категорий в связи с обществом нужно не забывать о разнице между ним и церковью, которая живет "в мире сем, но не от мира сего": "Нельзя сказать, что общество не знает о Божественной свободе и Божественной правде, но нельзя сказать и что оно – вместилище их, иначе нам придется перейти к эсхатологическому аспекту или признать тождественность церкви и общества". Ценность живого, творческого свидетельства Н.А. Бердяева и о. Сергия Булгакова, по мнению докладчика, связана с тем, что они, не будучи выходцами из традиционно христианской среды, прошли через такие кризисы, которые поставили перед ними серьезные вопросы о христианстве и о церкви. Таким образом, им оказалось открыто то, что другие люди, живущие по инерции, по привычке, в христианской традиции не видят. "Ища оправдания Бога  через оправдание человека, они пришли к новым, мы бы сказали – общинно-братским акцентам в экклезиологии, в социологии. Впервые с первохристаианских времен эти вопросы зазвучали таким образом". Докладчик констатировал, что в полноте как опыт о. Сергия Булгакова, так и опыт Н.А. Бердяева не был воспринят даже их ближайшими сподвижниками, он оказался "не нужен". Между тем "мы стоим на пороге новой эпохи, но она не наступит, пока мы не воспримем наследие своих великих предшественников в России и вне ее".

За докладами последовала оживленная дискуссия, поставившая перед участниками конференции множество новых вопросов для размышления, прежде всего об исторической перспективе взаимоотношений церкви и общества, о личности в аспекте общинности, о целостности христианской жизни.

После перерыва работа конференции продолжилась в формате секций.

Информационная служба СФИ

Все новости