Перейти к основному содержимому

Важно не изменять своему пути

Enter caption here

В этом году Свято-Филаретовский институт отметил свое двадцатилетие. В связи с этой датой им была организована и успешно прошла конференция, посвященная проблемам образования. В ходе дискуссий поднимались острые вопросы, связанные с духовным образованием. Отразится ли это на работе института? Каким образом? Или, может быть, все и так хорошо (о чем говорил в поздравлении институту проф. Глазычев), и не нужно рваться что-то менять – «лучшее враг хорошего»? С этим вопросом редакция газеты "Кифа" обратилась к ученым секретарям Свято-Филаретовского института

А.М. Копировский: В чем плоды конференции? Во-первых, есть какое-то новое вдохновение – мы бьёмся не одни, мы бьёмся не впустую. Люди решают те же проблемы, иногда на очень профессиональном уровне, в своих традициях, в своих направлениях, но эти проблемы для всех важны. Еще до конференции было понятно, что мы с нашим подходом, который разработал о. Георгий, с новым типом образования попали в точку и в некотором смысле опередили многих профессионалов на уровне практики. У нас меньше теории, но практические наработки у нас очень хороши. Я думаю, что эта конференция поможет осмыслить наш собственный опыт, перевести его на более основательный теоретический фундамент  - не для того, чтобы его реформировать, а для того, чтобы лучше видеть перспективу и в этом смысле быть смелее. Это мне кажется принципиально важным.

Собираемся ли мы что-то реформировать у себя? Но мы и так каждый год реформируемся. То мы что-то сокращаем во времени обучения, то расширяем, то вводим новые предметы, то какие-то старые убираем или вводим в них что-то новое. Конференция подтвердила наш опыт еще и в том смысле, что нельзя сидеть на месте, и что даже удачно найденные вещи надо постоянно анализировать в изменяющемся контексте. Всё зависит от контекста. То, что было хорошо два дня назад, сегодня может быть уже совсем нехорошо, особенно если будет повторяться чисто механически. И, конечно, очень важный момент – он декларируется сейчас на светском уровне – переход к педагогике сотрудничества со студентами. Понятно, что в падшей человеческой природе это понимается обычно как то что студент может учить учителя. Но подлинное сотрудничество – это внимание к духовному опыту другого, а не просто голая толерантность, разговор всегда на «горизонтальном» уровне. Если ты ученик, изволь учиться, а не учить. Но если ты преподаватель, и общаешься с учеником, который многого не знает и имеет пока не слишком большой опыт, не только «накачивай» его знаниями, но понимай, что его духовный опыт может в каких-то случаях оказаться больше твоего. Это возможно иногда даже на уровне школьника и, тем более, на уровне взрослого человека, прошедшего оглашение, который учится в нашем институте. И студенты должны найти какой-то более глубокий уровень, и преподаватели. Этим мы сможем погасить некоторые уродливости духовной жизни, когда люди говорят: «давайте только дружить, т.е. общаться горизонтально, а не говорить лишь о том, что все что-то обязаны делать, служить; давайте просто жить». Нужно внимание к духовному опыту человека, но с трезвой оценкой его реальных возможностей, чтобы эти вещи не путались.

Л.Ю. Мусина: Всегда труднее бывает работать, когда ты оказываешься на виду. В этом смысле чем больше известности приобретает наш институт, тем сложнее воплощение лежащих в его основе идей и представлений. И вопрос о том, насколько конкретный, адекватный и действительно плодотворный, реальный характер имеет воплощение задачи общегуманитарного образования в смысле становления человека, встает все более остро.

Здесь, конечно, существуют объективные трудности – это и проблемы с преподавательскими кадрами, и проблемы с тем, что людей, которые хотели бы и могли бы обучаться в таком институте, как наш, не всегда бывает просто собрать. И тем не менее Господь нам эту задачу дал, и раз мы согласились ее исполнять, мы должны это делать. Да, дерзая представлять нашу деятельность перед обществом, мы оказываемся отчасти в уязвимом положении, но по-другому быть не может. Действительно, когда стараешься идти путём, который указывает Господь, то этот путь сужается. Мне кажется, что институт тоже ощущает это сужение пути в смысле не то чтобы увеличения трудностей, а именно в евангельском смысле – сужение пути как то, что жизнь становится всё теснее, но тем самым Господь открывает нам всё больше – и о Себе, и о нас самих, и друг о друге тем, кто здесь вместе работает. Мы всё глубже начинаем чувствовать пребывание Христа среди нас. Лишь бы у нас только хватало целостности и дерзновения для того, чтобы этому пути не изменять, а собирать имеющееся. Господь не предполагает, что мы найдём где-то больше сил, чем у нас есть. Дай же нам Бог не расточать имеющиеся силы, а действительно посвящать их этому служению.

Информационная служба СФИ

КИФА №11(85), сентябрь 2008 года

 

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00