Перейти к основному содержимому

Современный мир ждет христианского слова

Enter caption here

Анна Алиева: Владыка, как Вы оцениваете актуальность темы конференции для современных христиан?

Архиепископ Антоний: Тема более чем актуальна. Мы живем в обществе тотального потребления, люди озабочены только тем, чтобы максимально обеспечивать свои потребности. Человечество не просто использует все ресурсы земли, но и нещадно гробит дом, в котором живет. Истоки этой проблемы я вижу в идеологии антропоцентризма, господствующей в современном мире. Человек объявлен мерой всех вещей, все его потребности возведены в ранг нормы, и вся цивилизация, научно-технический потенциал призваны служить их удовлетворению. Конечно, существуют правительственные программы, направленные на защиту окружающей среды, создаются различные общественные организации, все больше людей задумывается о последствиях подобного отношения к миру. Но это капля в море по сравнению с техногенным обществом, сметающим все на своем пути в поисках все новых и новых ресурсов. Что делать? Для христиан ответ очевиден. Только христоцентричность жизни несет в мир идеи жертвенной любви, самоотречения ради ближних, ответственности за мироздание, врученное нам Богом.

Человек без Бога забывает свое истинное предназначение, начинает дичать, забывает, что этот мир всего лишь временное пристанище. В связи с этим на память приходит замечательное произведение Уильяма Голдинга «Повелитель мух». В этом аллегорическом романе-параболе автор описывает как мальчики из добропорядочных английских семей, к тому же церковные хористы, в результате крушения оказались на необитаемом острове. Очень быстро большинство превратилось в дикарей, главным смыслом существования которых стала добыча еды. У них даже возник примитивный культ «Зверя». Постепенно все дети переходят в «племя охотников». Остается только четыре человека, которые ещё помнят, что единственный шанс спастись – разводить костры в надежде привлечь спасателей.

Христиане в современном мире – это те, кто продолжает упорно «разводить костры», ожидая спасения. Мы живем после глобальной катастрофы, – грехопадения прародителей – в результате которой оказались один на один с бушующей стихией мира, искаженной природой собственного естества, освободившимися животными инстинктами. И есть два пути. Первый – помнить, кто мы и откуда, сохранять в себе образ и подобие своего Творца, продолжать «воспламенять костры» наших молитв в надежде спасения. Второй – все свои силы и энергию отдать на безудержное потребление, смыслом жизни считать кредо евангельского богача: «ешь, пей, веселись…» (Лк. 12, 19). Но одичание, потеря своего достоинства в таком случае неизбежны. Это путь вырождения и деградации.

Нам всегда необходимо помнить что человек – это домоправитель творения Божьего. А от осознания своего высокого предназначения должна рождаться ответственность за собственную жизнь и всё, что окружает нас в этом мире. Главное, чтобы мы имели ответы на современные вызовы, в том числе и в связи с экологической ситуацией на основании церковного предания. Как говорили многие докладчики на конференции, нужно «приподнять» и актуализировать все, с чем связана христианская жизнь. К примеру, аскетика – это ведь не только упражнения для монашествующих. Сегодня прозвучал очень интересный тезис: пост – не просто ограничение себя в пище, это еще помощь другому тем, чем ты себя ограничиваешь. Мало кто над этим задумывается.

Для православного человека также очень важно воспитать в себе литургическое восприятие жизни. Ведь Евхаристия – это не просто средство спасения самого человека. Через Богообщение мы приводим в гармонию, а значит и к спасению, весь тварный мир. Человек в этом мире существует не сам по себе, он – часть космоса, часть всего творения Божия.

Я думаю, это только начало обсуждения данной темы, и оно будет иметь продолжение.

Анна Алиева: Вы сказали, что эта тема действительно актуальна, и что еще нужно найти язык для ее обсуждения. Скажите, есть ли какие-то миссионерские перспективы у этой темы? Может ли ее более глубокое осмысление помочь христианской миссии в современном мире?

Архиепископ Антоний: Безусловно. Христианство всегда обращено к человеку, к человеческому обществу. Не всегда это общество принимало христианские идеи. Но в течение двух тысячелетий наработан опыт спасения, который нужно выразить словесно. И современный мир ждет этого слова, ждет церковной миссии. Главное, чтобы наши слова подтверждались делами. Люди быстро устают от любого морализаторства, они ждут конкретных идей и реальных возможностей их воплощения. Поэтому христианская миссия заключается не только в том, чтобы говорить о проблемах, но и в том, чтобы предлагать реальные, интересные, а главное, действенные проекты – способы решения этих проблем. Само мироздание дает нам массу возможностей проявить себя. Как сказал один из классиков английской эссеистики Уильям Хэзлитт: «мир хорош хотя бы тем, что он – отличная тема для размышлений». Через познание мира мы открываем самих себя, тайну человеческой личности. Примирить творение с Творцом, привести все мироздание к полной гармонии – и есть главная христианская миссия.

Анна Алиева: Какое внимание уделяется теме экологии и вообще отношений человека с окружающим миром в Киевской духовной академии, может быть, в каких-то отдельных предметах?

Архиепископ Антоний: Отчасти она рассматривается и в догматическом богословии, и в миссиологии, и, конечно, как один из аспектов нравственного богословия. Вообще, любой богословский предмет так или иначе затрагивает вопросы вселенной, взаимоотношения мира и человека. Кроме того, мы пытаемся привить студентам чувство ответственности за окружающий мир посредством элементарного труда. Можно много говорить о мире, о том, как мы его любим, но куда действеннее конкретное дело. Достаточно приложить собственный труд к чему-либо, чтобы научиться это ценить. Великое познается в малом, потому мы большое внимание уделяем отношению студентов к чистоте родного города, монастыря, в котором мы живем. Традиционными стали уборки на старинном монашеском кладбище возле Зверинецких пещер. Кроме того, через созерцание естественного откровения человек постигает любовь и премудрость Творца. Поэтому мы организовываем экскурсии для своих студентов в живописные места, как на Украине, так и за границей. Не исключаю возможности участия наших студентов в различных экологических проектах. Ведь именно христианин, тем более священник, должен чутко чувствовать органичную связь с окружающим миром.

Анна Алиева: Большое Вам спасибо.

Информационная служба СФИ