Православный вуз призван образовывать и разум, и сердце
Отец Сергий, хотелось бы в первую очередь поблагодарить Вас за участие в нашем празднике и спросить, каково Ваше мнение как представителя одного из ведущих православных вузов о месте духовного образования в современной церковной жизни.
Игумен Сергий: Я думаю, что традицию духовного образования и вообще христианского просвещения нельзя ограничивать только рамками наших ведущих православных богословских вузов. Так, например, сегодня появилась интересная информация о том, что Святейший Патриарх Кирилл выступил с предложением ввести во всех высших учебных заведениях предмет «Теология». Для меня это особенно важно, потому что я преподаю в Российском торговом университете курс истории религии и могу сказать, какое большое влияние оказывает этот курс на наше подрастающее поколение. Я думаю, что курс теологии оказывал бы еще большее воздействие именно в светских вузах. Он как бы одухотворял и даже осмыслял наше образование. Многие, может быть, скажут, что эта инициатива патриарха связана с тем, что церковь в очередной раз стремится «завлечь души в свои сети». Нот это не так. Это некое приглашение к конструктивному общению, к диалогу людей веры, людей церкви и светского сообщества. А это, наверное, самое главное сейчас.
Это очень интересно, потому что это действительно мировая практика.
Игумен Сергий: Да, конечно, мы выходим на некий европейский уровень.
С другой стороны, богословие родилось из нужд катехизации, из внутренней потребности церкви передать свою традицию верующим людям – об этом даже патриарх сказал в своем докладе. И возникает вопрос: возможно ли эту традицию передать всем студентам, которые сидят в аудитории светского института и, может быть, не все из них себя отождествляют с Русской православной церковью или вообще считают себя верующими?
Игумен Сергий: Я думаю, у православного вуза, конечно, свои цели и свои задачи. Задача миссионерская, т.е. подготовка людей, которые могли бы распространять веру, прежде всего внутри страны. Еще большей задачей, мне кажется, является духовно-нравственное воспитание, формирование религиозного мировоззрения в первую очередь у интеллигенции. Эта задача — воспитательная — ушла в сторону в светских вузах, потому что там больший акцент сделан на образовательном процессе.
Даже сегодня, когда я был участником актового вечера, я видел, как люди меняются, как происходит действие Святого Духа в них. Они ведь меняются не только посещая церковь Божию. Православный вуз призван образовывать прежде всего человеческий разум, но и сердце тоже.
Так что, с одной стороны, мне кажется, в нашей церкви немного не хватает вот этого дидактического элемента. С другой же, оба наших вуза, и ваш Свято-Филаретовский и наш университет имени Святого Иоанна Богослова, дают государственные дипломы. А это позволяет выпускникам активно ассимилироваться в наше общество, заниматься преподавательской работой в школах и светских вузах. И это тоже очень важно.
Мы смогли в свое время сформировать и утвердить два стандарта высшего богословского образования: теология и религиоведение. Но для того, чтобы более активно выходить на связь с научным сообществом, нам надо все-таки иметь не просто высшее православное образование, а богословскую науку. Необходимо, скажем, создание совместных научных центров по богословию. Это просто время диктует. Конечно, один институт не сможет это осуществить.
Здесь есть области, где можно взаимодействовать со светскими вузами — например, история Церкви.
Игумен Сергий: Да, конечно, и со светскими в том числе. Вот мы прослушали сегодня великолепный доклад проректора СФИ Дмитрия Сергеевича Гасака, посвященный славянофилам. Это очень перспективное научное направление. Мы должны исследовать свое наследие на очень высоком уровне. Сейчас мы зачастую просто даем элементарные знания по богословию, по истории церкви, по церковной этике, по религиоведению, по другим предметам. А задача перед церковью стоит, мне кажется, гораздо шире.
Беседовали Александра Колымагина, Софья Андросенко