«Надо проникнуть в тайну человека. Это одними исследованиями не сделаешь»
Этим летом в издательстве СФИ вышел целый ряд книг, посвящённых антропологической проблематике. Кроме того, в рамках научно-исследовательского проекта «Христианская антропология», существующего в СФИ с 2017 года, инициировано открытие Междисциплинарной антропологической лаборатории, которая продолжит системные разработки в этом направлении. По этому случаю мы решили побеседовать с основателем и первым ректором Свято-Филаретовского института священником Георгием Кочетковым, чьи труды уже заложили основания новой христианской антропологии.
— Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш интерес к вопросам христианского откровения о человеке.
— Антропологической проблематикой я стал заниматься в конце 1970-х годов, ещё до поступления в Ленинградскую духовную академию. Конечно, мой текст «Сотворение человека по образу Божьему», написанный в 1980 году, был первоначальный, набросочный. Тем не менее, я его опубликовал в приложениях к таинствоводственным темам второй ступени1, чтобы показать, что мы интересуемся и занимаемся вопросами о человеке давно, а не потому, что сейчас стало модно ими заниматься.
Но тогда я только начинал. Я планировал работать над антропологией всерьёз. Но надо было поступать в духовную академию, а там уже было не до антропологии. Поэтому вся эта работа тогда прервалась. Но потом она возобновилось, начиная с конца 1983 года, когда я впервые написал план таинствоводственных бесед на третьем этапе оглашения. Туда, конечно, я не мог не включить темы по антропологии. Поэтому всегда, когда в дальнейшем шёл третий этап, было место и для антропологии. Правда, это приходилось делать немного экспромтом, никаких материалов на руках ещё не было. Постепенно это, конечно, выросло в то таинствоводство, которое мы проводим для членов Братства на Таинствоводственном университете. Теперь изданы, слава Богу, и хрестоматии, и все тексты. Мне пришлось много работать над антропологией с 2009 года. Конечно, сперва я хотел сделать что-то фундаментальное, обширное и глубокое, но где-то в середине я понял, что в этом случае никогда не закончу эту работу. Мне пришлось, к сожалению, перейти на почти тезисное изложение, начиная с параграфа о душе. То есть если сперва я скрупулёзно вёл научную работу — выбирал цитаты, анализировал разные точки зрения, — то тут мне пришлось почти всё это отставить, за небольшим исключением, и фактически излагать именно тезисы. Всё равно получилась немаленькая книга.
Я уже думал, что всё, точка, что больше ничего на эту тему я делать не буду, вполне достаточно того, что было сделано в серии тем для таинствоводства. Но, спасибо Дмитрию Сергеевичу Гасаку, который предложил мне на открытие 2021–2022 учебного года прочитать в СФИ лекцию именно по христианской антропологии. Для меня это был импульс продолжить работу в этом направлении. Благодаря этому приглашению сначала состоялась моя лекция, а из неё потом родилась статья «Новая христианская антропология» в «Вестнике Свято-Филаретовского института». Это дало какой-то импульс и мне, и, слава Богу, не только мне, всерьёз, по-новому думать на эти темы. Это до сих пор нас интересует и волнует. Антропология — тема огромная, колоссальная, на самом деле универсальная. Как теология, так и антропология — это вселенские темы. Здесь есть что разрабатывать и обсуждать.
— В каких направлениях, на ваш взгляд, важно двигаться в первую очередь?
— Конечно, в одной статье даже назвать все проблемы не было возможности. Я попытался изложить только какие-то основные идеи, имея в виду некоторую внутреннюю целостность подхода. Сейчас, слава Богу, вышел уже сборник межкафедральных семинаров «Человек по вертикали и горизонтали: что такое “новая христианская антропология”». Сборник получился объёмным, однако в этом случае большой объём — вовсе не недостаток. Наоборот, я даже рад, что удалось сохранить в нём диалогический характер.
Конечно, нужен целостный, системный, полноценный взгляд на человека. Нужно знать, что в нём есть какие-то тайны. Нужно знать, как работает в нём его дух и смысл. Как человеку достичь и не потерять своего лица и своей личности. Как ему сохранять, а не разрушать своё собственное тело — не вообще тело, а тело, которое будет собранным, не разбросанным, не просто удовлетворяющим все свои потребности, а знающим свои внешние и внутренние границы.
Для того чтобы решать такие проблемы, нужно об этом подумать не только в научном плане. Надо проникнуть в глубину и тайну человека. Это одними исследованиями не сделаешь. Это что-то более глубокое. Исследования нужны лишь для собирания уже имеющегося опыта или прокладывания новых путей в избранном направлении, если мы правильно поняли и проанализировали имеющийся духовный опыт.
— Ваша антропология вырастает изнутри определенной практики по передаче опыта веры. Такой генезис этой антропологии делает её тем, что она есть. Как говорить об этих гносеологических установках новой христианской антропологии? Верно ли я понимаю, что оно доступно только через веру?
— Вера в человека оказалась очень непростой реальностью. ХХ век в полный рост поставил проблему веры в Бога и прошёл через эпоху отрицания этой веры. Стало очевидно, что без веры в Бога никуда. Это уже показано и доказано и на практике, через огромные человеческие жертвы, и в теории. А вот вера в человека оказывается сейчас под вопросом. Свидетельство тому — многочисленные дискуссии об искусственном интеллекте. Я думаю, что антропологией занимаются сейчас потому, что хотят обрести веру в человека, но всё равно её не имеют. Когда люди говорят: «Зачем нам верить в Бога, ведь я верю в человека», я на такие реплики и мысли тут же отвечаю: «Очень хорошо. А во что именно вы верите в человеке? Что в человеке является предметом вашей веры?» Как правило, на этом разговор и заканчивается.
Что же в человеке есть такого, во что надо верить? Вспоминаю один разговор на эту тему с таксистом. Я тогда ему сразу стал говорить: «То, во что вы верите в человеке, это то, что связано с образом Божьим в нём. Это то, что мы называем образом и подобием Божьим в человеке. В это стоит верить, а без этого верить не во что. Неужели надо верить во зло, верить в преступление, верить в грех, в падший разум? Оправдана ли такая вера?» Из этого вытекает только один вывод: вере в человека надо ещё научиться, надо знать, что это для нас значит.
Беседовали Алина Патракова, Софья Андросенко
1 Сотворение человека по образу Божьему (антропологические заметки свящ. Георгия Кочеткова) // Книга 4. Приложения к таинствоводственным темам второй ступени: Новая христианская (православная) антропология: Об устроении и спасении человека и человечества. Основы христианской аскетики и мистики. Христианская (православная) эсхатология и апокалиптика. М.: СФИ, 2020. С. 111–115.