Перейти к основному содержимому

Богословие – это айсберг: на поверхности только десятая часть

СФИ – один из немногих вузов в нашей стране, изначально, задолго до внедрения болонской системы, ориентированный на двуступенчатую систему подготовки: бакалавриат и магистратуру. О том, какие задачи ставит перед собой магистерская программа «Современная православная теология и катехетика», рассказал её руководитель, профессор СФИ, кандидат педагогических наук Александр Копировский.
Александр Михайлович Копировский

– В чем основная задача магистерской программы «Современная православная теология и катехетика»?

Александр Копировский: Магистратура, в отличие от бакалавриата, который представляет собой базовую часть высшего образования, – завершающая его ступень. Идея нашей магистратуры, ещё с конца 80-х годов, когда институт создавался, была определена как возможность осмысления спорного в церковном предании, в опыте веры, молитвы и жизни церкви. Нужно решать творческие задачи, по крайней мере научиться находить к ним какие-то подходы. На этом уровне и ставится всерьёз вопрос о миссиологии и катехетике. Конечно, сейчас эти предметы даже на базовом уровне не разработаны как следует, и уж тем более на уровне спорного и тонкого.

Вообще говоря, в катехетике базового не так много – там всё спорное, в том смысле, что всё время нужен поиск новых подходов. В церковь приходят люди, с каждым из которых надо разговаривать по-своему, не так, как в IV или в XIX веке, и даже не так, как в ХХ, потому что это уже другие люди – мир меняется очень быстро. И чтобы уметь не приспосабливаться к миру, не улавливать «дух века сего», изменяясь, как хамелеон, а находить возможность доносить до сердца и ума человека вечную истину, благую весть о Христе «здесь и сейчас», нужно всестороннее глубокое высшее образование.

Область миссиологии и катехетики здесь одна из самых трудных, и без солидной базы в изучении её невозможно обойтись. В разговоре с человеком ты покажешь, может быть, десятую или сотую долю своих знаний, как айсберг, у которого девять десятых объема под водой, а над водой – небольшая вершинка, но без этой подводной части она тут же растает, её размоет. Поэтому нужно научиться не кратко и схематично пересказывать всё богатство церковного опыта, а имея эту подводную часть, опираться на неё, показывая чуть-чуть, но так, чтобы по этому «чуть-чуть» было ощутимо целое. Вот, собственно, задача магистратуры.

– На магистратуру принимаются студенты с уже сформулированными темами итоговых работ. С чем это связано?

Александр КопировскийС тем, что времени мало и, как говорит апостол, «дни лукавы» (Еф 5:15). Мы предполагаем, что тот, кто закончил бакалавриат и хочет продолжать обучение в магистратуре, уже определился хотя бы с направлением своего исследования, и будет именно исследовать тему, а не знакомиться с ней впервые. Иначе окажется, что магистратура – просто продолжение бакалавриата.

– Какие вопросы исследуют магистранты?

Александр КопировскийВот некоторые примеры названий работ, которыми сейчас занимаются наши будущие магистры: «Совершение Евхаристии в условиях гонений в Русской православной церкви в ХХ веке»; «Представление о норме и искажениях в совершении таинства покаяния после отпадения от Церкви в богословской литературе ХХ века»; «Тáинственный аспект обрядов помазания в священнодействиях елеосвящения и погребения»; «Представление о диаконическом служении в раннехристианской литературе и чинах поставления»; «Социальная деятельность как церковное служение в трудах и практике преподобномученицы Марии (Скобцовой)»; «Критерии готовности к крещению в древней церкви и современной практике катехизации».

– Можно ли выделить какие-то ключевые, основополагающие курсы в программе «Современная православная теология и катехетика»? Если да, то почему именно их?

Александр КопировскийКлючевой курс в нашей программе – «Проблемы миссиологии и катехетики» – уже по его названию это видно. Трудность курса в том, что по этой теме очень мало серьезной литературы. Зато чрезвычайно велика его актуальность, а главное – есть многолетний живой опыт. Курс, в большой степени состоящий из семинаров, читает профессор священник Георгий Кочетков, который начал вести регулярную катехизацию в Русской православной церкви почти 50 лет назад.

Кроме его предмета я бы отметил «Философию и методологию науки», которая идёт в базовой части программы. Этот курс разработал и много лет преподавал доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ, ведущий научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН Григорий Борисович Гутнер (+2018). В новом учебном году его, на основе материалов Григория Борисовича, будет вести выпускница бакалавриата СФИ, доктор физико-математических наук Галина Васильевна Шпатаковская.

Среди вариативных предметов стоит выделить «Проблемы христианской мистики» (его тоже ведет отец Георгий). Это предмет более чем интересный и настолько трудный, что по нему неудовлетворительные оценки не ставятся…