Перейти к основному содержимому

«Богослов размышляет о своей вере»

Enter caption here

В ноябре в Свято-Филаретовском институте начал читать авторский курс лекций «История и методология теологии» ректор Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской церкви Антон Владимирович Тихомиров. Курс рассчитан на 24 часа и завершится в декабре.

А.Т.: В курсе речь идет прежде всего об основных богословских подходах и школах на христианском Западе. В некотором сопоставлении с православием, но с акцентом именно на западном богословии. Вначале я расскажу об основных концептуальных и вероучительных моментах, а затем речь пойдет об отдельных богословских школах.

В семинарии Вы тоже читаете этот курс?

А.Т.: Не совсем так. В семинарии я читаю, в том числе, курс сравнительного богословия, или конфессиоведения, как он у нас называется. Но там я больше внимания уделяю, наоборот, православному богословию.

Как построен курс?

А.Т.: Курс делится на две части. В первой мы разбираем основные богословские подходы, постановку вопросов на Западе и на Востоке, чем они различаются, обсуждаем основные догматические положения, скажем, различия в экклезиологии или в учении о спасении. А во второй части займемся конкретными направлениями и школами: от Реформации и до наших дней — с достаточно большим акцентом на протестантской теологии.

Какова цель Вашего курса?

А.Т.: Хотелось бы дать студентам прикоснуться к западному богословию и вообще к западной церковной традиции, т.е. не просто чтобы они усвоили определенный набор знаний — это бесполезно, просто ненужная информация в голове, а почувствовали ее изнутри.

Как школу?

А.Т.: Да, именно: какие ставятся вопросы, чем живет богословие, чем оно дышит.

С какими основными именами в современном западном богословии Вы знакомите студентов?

А.Т.: Пока этих имен звучало достаточно мало, они будут звучать во второй части курса, и речь пойдет о самых важных теологах Нового времени, таких как Мартин Лютер, Жан Кальвин, из более поздних, естественно, Фридрих Шлейермахер, а также ведущие представители либеральных теологий, скажем, Адольф фон Гарнак. Из современных богословов это Рудольф Отто, Пауль Тиллих, Карл Барт. Может быть, будут и какие-то совсем новые имена.

Этот курс может играть какую-то роль в межконфессиональном диалоге?

А.Т.: Хотелось бы, чтобы подобный курс, не обязательно именно этот, прослушали все участники диалога. Потому что очень часто люди элементарно не понимают друг друга. Вроде бы все говорят одними и теми же словами и, кажется, мы все едины. А на самом деле нет. Важно понимать, что стоит за словами, и продвигаться дальше уровня слов.

А как Вы думаете, каковы вообще перспективы этого диалога?

А.Т.: На сегодняшний день, на мой взгляд, сложные. Именно потому, что все происходит очень формально. На мой взгляд, важен диалог как стремление понять друг друга, снять шоры. Например, многие лютеране очень обижаются, когда православные говорят: «Вы же не церковь». Да, мы не церковь с православной точки зрения. Или наши епископы отнюдь не епископы с православной точки зрения. Но это не повод для них обижаться. Когда эти вещи будут преодолены, когда, по крайней мере, возникнет какое-то взаимное понимание, тогда можно будет говорить о сближении, о попытках найти более глубокий уровень, на котором мы действительно едины.

По Вашему опыту преподавания студентам разных конфессий, насколько связан предмет, который люди изучают, и их церковная жизнь как верующих христиан? И возможно ли светское или, точнее, нецерковное богословие, рассчитанное на людей неверующих?

А.Т.: Неверующим людям можно попытаться преподать богословие, но это будет бесполезно, потому что богословие — это рефлексия о своей вере. Все остальное будет, скажем, религиоведением. А богослов размышляет о своей вере. Понятно, что эта вера каким-то образом соотносится с верой церкви, она может совпадать или не совсем совпадать с ней, но богослов размышляет о том, что для него важно, из своего опыта.

Беседовали Дмитрий Дорошко, Софья Андросенко