Жизнь после смерти
11-14 декабря 2008 года в Свято-Сергиевском институте в Париже прошла международная конференция «Наследие отца Александра Шмемана». Конференция была организована РСХД, совместно с институтом, при поддержке архиепископии приходов русской традиции Константинопольского патриархата в Западной Европе и всемирного братства православной молодежи «Синдесмос».
Задали тон работе конференции выступления литературоведов, среди них отец Иоанн Роберти и отец Михаил Евдокимов, совмещающие профессиональную деятельность с пастырством. По словам последнего, отец Александр Шмеман в своей жизни следовал «принципу реализма». Он любил читать, и читал много и разнообразно – от толстых романов до газетных статей. Особенно любил отец Александр произведения автобиографического характера. Он предпочитал периодику и художественную литературу, так называемой, «идейной» литературе философского и богословского характера. Объяснялось это тем, что писатели и журналисты, в отличие от ученых, по мнению отца Александра, имеют дело с реальным миром, а не абстрактными моделями.
Огромное значение для приснопамятного пастыря имело знакомство с творчеством и личностью Александра Исаевича Солженицына. Их отношениям, которые никогда не теряли сердечность, хотя и прошли через период некоторого охлаждения, был посвящен доклад профессора Никиты Струве. Каждый год отец Александр навещал семью Солженицыных в их доме в Вермонте, где они вместе молились за литургией. За месяц до своей кончины, уже безнадежно больной отец Александр, с грустной улыбкой сказал своему другу Никите Алексеевичу: «В этом году я уже не буду в Вермонте».
Тема внимания отца Александра Шмемана к жизни реального мира была продолжена участниками секции «Церковь и мир». О восприятии отцом Александром мира как пространства Откровения Божия говорил Жан-Франсуа Колосимо (Париж). Важность признания церковью культуры, на котором настаивал отец Александр, отметил отец Алексей Виноградов (Нью-Йорк). В качестве одного из наиболее удачных примеров такого признания он назвал храм святого Серафима Саровского в г. Далласе. Отец Михаил Плекон (Нью-Йорк) напомнил, что такому внимательному и ответственному отношению к миру отец Александр научился у отца Сергия Булгакова, который, по словам самого Шмемана, «определил его мышление».
Священник Георгий Кочетков в своем глубоком и содержательном докладе показал, что вдохновленное отцом Александром Шмеманом евхаристическое возрождение было обусловлено главной темой в его жизни – миссией Церкви в современном мире. Евхаристия была для него концентрированным выражением «жизни в мире сем и не от мира сего». Согласно отцу Георгию, отец Александр не только воспринимал и учил воспринимать откровение, данное в литургии, сохранившей несмотря на все сужения свою первоначальную структуру, но пошел дальше от единства lex orandi и lex credendi к единству с lex vivendi Церкви, когда литургия перестает быть чем-то самодостаточным. В наше время, закончил отец Георгий, церковь как никогда стоит перед выбором – либо миссионерски открыться миру, либо превратиться в секту.
Консультант Синодальной богословской комиссии РПЦ Александр Кырлежев приветствовал участников конференции от имени председателя комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета. По мнению Александра Ивановича, сейчас в России возрождается религия, а не церковь. По данным соцопросов из 73% жителей России идентифицирующих себя как православные, многие не верят в Бога. В этих условиях, «пафос смысла», свойственный наследию отца Александра Шмемана, проявляющийся в частности в выявлении постоянного и переменного в церковной традиции, и его «профетическое слово» очень востребованы, т.к. помогают передавать опыт церковной жизни. Появляется новый тип священников и приходов, знакомых с наследием отца Александра Шмемана, стремящихся именно к церковному возрождению.
В секции «Литургическое богословие» наряду с теоретическими докладами, представлявшими анализ текстов отца Александра как по конкретным вопросам, например эволюции понятия литургического символа (С. Фройшов, Осло), так и более общим – отношение к богослужебному уставу в целом (о. Андрей Лосский, Париж), звучали и более практические выступления. Профессор Павел Мейендорф рассказал о тех изменениях, которые произошли в жизни Православной Церкви в Америке (ПЦА) за последние 50 лет. По данным возглавляемой им литургической комиссии ПЦА 80% американских приходов практикуют чтение литургических молитв вслух, 95% – частое причащение, 69% – крещальные литургии. На последнее обстоятельство докладчик обратил особое внимание, подчеркнув важность возвращения крещальной купели в церковное собрание, подобно тому, как, в XX веке, во многом усилиями отца Александра, была возвращена в него евхаристическая чаша.
Особое внимание слушателей привлекли яркие выступления участников экклезиологической секции. Представители греческого православия, член редакции журнала «Синаксис», священник Георгий Басиудис и главный редактор издания Афанасий Папафанасиу говорили о значении литургического богословия как основания для истинного понимания церкви, помогающего преодолеть суженное восприятие церкви как конфессионального или национального института (организации), избежать экклезиолатрии (церквопоклонства). Папафанасиу подчеркнул также значение миссии как неотъемлемой части экклезиологии: «Церковь существует для провозглашения Царства Небесного».
Отец Иоанн Гейт указал на ключевое для восприятия наследия отца Александра Шмемана положение – отец Александр был прежде всего пастырем. Соответствующий опыт был источником его богословия. Он понимал литургический символ как соединение, встречу с реальностью, которую являет символ. Для него Евхаристия была не проекцией небесной литургии на землю, а сослужением неба и земли. Поэтому необходимо восстановить в церкви сослужение всех крещеных. Священник не может быть над верующими. Экклезиология не может не быть евхаристической.
Заключением работы экклезиологической секции было обсуждение практических вопросов экклезиологии в связи с обретением автокефалии (церковной самостоятельности) ПЦА. Заинтересовано слушали гости конференции выступления непосредственных участников событий – отцов Леонида Кишковского (Нью-Йорк, ПЦА) и Фомы Фитцгеральда (Бостон, Константинопольский патриархат). После революции, бывшая русская православная митрополия в Америке находилась долгое время в изоляции из-за неопределенности экклезиологического статуса. В 1970 году, благодаря во многом усилиям отца Александра Шмемана этот статус в виде автокефалии был получен. Однако на сегодняшний день положение остается сложным, т.к. поместные православные церкви греческой традиции, признавая каноничность ПЦА, не признают ее автокефалию. Вопрос отложен до всеправославного собора.
Живыми свидетельствами запомнилась секция конференции, посвященная вопросам пастырства. Среди них выступление Ольги Викторовой о вдохновленном о. Александром рождении общинного прихода Св. Иоанна Богослова (St. Jean) в Париже. А также заместителя главного редактора газеты «Кифа» Александра Бурова, рассказавшего о значении трудов отца Александра для людей, стремящихся к воцерковлению в России в последнее 20-летие.
Завершили работу конференции доклады отцов Петра (Мещеринова) и Леонида Кишковского. Отец Петр говорил о преодолении искажений веры в Церковь. По его мнению, преодолеваются они верой в то, что «Церковь есть Царство Небесное, пришедшее в силе, предначатие на земле вечной жизни, разрушение средостения между Богом и человеком, снятии преграды между небесным и земным существованием, общение всех христиан, и живущих здесь, и отшедших; упразднение власти над человеком детерминированных сил мира сего, повседневная, ежеминутная жизнь в Боге, со Христом, Духом Святым». Именно такое понимание Церкви в XX веке утверждал, считает игумен Петр (Мещеринов), отец Александр Шмеман.
Отец Леонид Кишковский свидетельствовал о том, как в нынешней жизни ПЦА воплощается наследие отца Александра. Эта церковь только что пережила тяжелый кризис, связанный с коррупцией и финансовыми злоупотреблениями руководства. Однако традиция соборов, заложенная при активном участии отца Александра помогла, по свидетельству отца Леонида, Православной Церкви в Америке открыться действию Духа Святого. В результате темные махинации были разоблачены, а вызванный ими шок преодолен. На соборе церкви в Питтсбурге неожиданно для всех, предстоятелем церкви был избран молодой священнослужитель, ученик отца Александра только за 11 дней до собора ставший епископом. Он сумел найти слова, которые вывели собравшихся из уныния. Мужественно признав факты злоупотреблений, новый митрополит призвал к милости и прощению, чем вызвал поддержку делегатов собора.
Все дни конференции были наполнены братским общением и молитвой. В субботу и воскресение работа форума начиналась с общения в таинстве евхаристии. Служба совершалась на французском, церковнославянском и английском языках. Предстоял архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) в сослужении множества духовенства из разных поместных церквей и стран. Владыка Гавриил активно участвовал в работе конференции, его также можно было видеть оживленно общающимся с самыми разными людьми в перерывах между заседаниями. Наверное, он успел поговорить со всеми гостями и участниками форума. А их было не мало. В среднем на заседаниях каждый день присутствовало около 200 человек. Среди них можно было видеть и представителей Корсунской епархии Московского патриархата. Атмосфера праздника, пасхальной радости, наполнявшая дни конференции, вызывает чувство искренней благодарности к ее организаторам и их семьям.
Окончилась конференция проникновенным словом матушки отца Александра, Иулиании Сергеевны, пением «вечной памяти» на четырех языках и дружеским общением.