Служение мирян в Церкви стало центральной темой Сретенских чтений

«Каждая такая конференция — ещё одно свидетельство о том, что Бог жив, Церковь жива и она размышляет над своим наследием, над общекультурным и историческим наследием», — сказал ректор Свято-Филаретовского института кандидат педагогических наук Александр Копировский, открывая XXXI Всероссийскую (национальную) научно-богословскую конференцию с международным участием «Сретенские чтения».

Пленарное заседание открыл доклад выпускницы Свято-Филаретовского института Ксении Сусловой «Литургический опыт совершения церковных таинств старообрядцами Урала часовенного и поморского согласий во второй половине XVIII – начале XX века».

«Часовенные старообрядцы Урала совершали таинство крещения, руководствуясь каноническими правилами, позволяющими мирянину совершать крещение в исключительных случаях. Крещение мирянским чином предполагало погружение без миропомазания. Его отсутствие аргументировали, во-первых, тем, что это таинство было невозможно совершать в отсутствие священника, а во-вторых, тем, что, по мнению старообрядцев, Дух сходит на крещаемого и без миропомазания. Тем самым они утверждали действенность совершаемого ими таинства», — рассказала исследователь.

Выпускница Свято-Филаретовского института и аспирантуры Санкт-Петербургской духовной академии Юлия Антипина рассказала о путях христианского воссоединения, нашедших отражение в трудах исследователя православной культуры Николая Зёрнова. Исследователь отметила, что одним из импульсов для стремления к воссоединению церквей стала революционная трагедия в России и вынужденная эмиграция семьи Зёрновых за пределы страны. Встреча с людьми иной веры и их свидетельство вдохновили Николая Зёрнова на осмысление причины разделения церквей и дали ему возможность увидеть пути их преодоления, что впоследствии стало жизнеполагающей задачей богослова.
«Среди главных препятствий на пути к воссоединению православных и англикан Зёрнов выделял два рода препятствий: догматические и психологические, — отметила Юлия Антипина. — Догматические препятствия ему на тот момент казались вполне преодолимыми. Он считал, что обе церкви уже засвидетельствовали единое понимание основ церковной жизни. Во всяком случае сам Зёрнов с момента своего первого посещения Англии смог увидеть в англиканах братьев во Христе».
«Психологические препятствия, по мнению философа-богослова, корнями своими уходят не в вероучение, а в восприятие духовной жизни и в большинстве своём проистекают из духовного невежества и церковного провинциализма, которому он противопоставлял отзывчивость к подлинному церковному опыту. Среди таких препятствий он выделял национальную гордость, церковную самодостаточность, культурные различия и ошибочное представление участников экуменического движения о том, как будет выглядеть будущее воссоединение», — добавила автор доклада.
«Подлинная причина потери единства, по мнению Зёрнова, — страх свободы, которая была дарована христианам. Он писал так: “Члены Церкви хотят найти гарантию спасения в соблюдении своих вероисповедальных особенностей и потому не решаются вступать в братское общение с теми, кто отличается от них. В верности форме, а не духу они ищут признак принадлежности к Церкви. Формы необходимы, но они не единообразны. Вселенская Церковь всегда включала и будет всегда включать разнообразие обрядов и преданий”», — подчеркнула исследователь.

Пленарное заседание завершилось докладом кандидата исторических наук Светланы Силовой «Конформизм как форма выживания православных приходов советской Беларуси в 50–60-е годы ХХ века».
Светлана Силова отметила, что верующие, открыто выражающие свои воззрения, в атеистической Белорусской ССР были лишены возможности нормальной социальной жизни. Исследователь поделилась с участниками встречи отрывком из письма прихожан, отстаивающих возможность богослужения Свято-Николаевском храме местечка Большая Берестовица.

«Когда читаешь эти письма — их тогда писали верующие в большом количестве, — часто встречаются характерные лингвистические обороты. Прихожане стараются сформулировать всё так, чтобы оттянуть по времени решение о закрытии храма или добиться разрешения на дальнейшее проведение богослужений», — поделилась исследователь.
«Политика Хрущёва приводила и к усилению внутреннего конформизма среди верующих, — добавила она. — В силу абсолютно разных причин верующие и часть духовенства отказывались от своих взглядов в соответствии с внешними обстоятельствами или требованием властей. Чаще всего именно место работы влияло на принятие ими решения отказаться от открытой демонстрации своих религиозных взглядов. Как ни странно, прежде всего такое решение приходилось принимать учителям. Так, в Гомельской области в одной из школ учителя выступили с ходатайством о срочном закрытии школы. Они были возмущены тем, что верующие родители, ходя с детьми в храм, “разрушают то, что преподаватели создают в школе годами — правильное советское мировоззрение учащихся”. И именно в таких ситуациях появляется с одной стороны очень ясный, а с другой стороны очень размытый термин “по просьбам трудящихся”. К этим “трудящимся” относили тех бывших верующих, которые, с точки зрения советской власти, “встали на путь исправления” — сознательно отказались от своей религии и открыто выступили против неё».
«Агрессивное атеистическое давление со стороны государства и стремление к безопасности, к сожалению, привели к тому, что православные общины в целом приняли те нормы, которые им навязало государство. С одной стороны это заставило приходы сплотиться, чтобы сообща отвечать на вызовы, а с другой — привело к лицемерию и приспособленчеству», — заключила Светлана Силова.
После пленарного заседания работа «Сретенских чтений» продолжилась по направлениям.

На секции миссиологии и катехетики, модераторами которой выступили руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ Кирилл Мозгов и заместитель декана богословского факультета Ольга Орлова, участники обсудили особенности подходов и парадигм миссии в условиях различных географических широт и исторического времени, попытались определить роль и значение служения мирян в миссионерской деятельности Русской православной церкви в начале XXI века на примере Московской епархии.

Выпускник СФИ Сергей Бурлака рассмотрел миссиологическое значение образов Церкви в трудах прп. Макария (Глухарёва), а Олег Котов, чей доклад был признан лучшим в секции, предложил подход к периодизации православной миссии в постсоветский период на основе официальных документов РПЦ, проанализировав вызовы, с которыми сталкивалась церковь на разных этапах, и перспективы, которые перед ней открываются.

Проректор по учебной работе Лариса Мусина и старший преподаватель СФИ Глеб Ястребов стали модераторами секции Священного писания и библеистики. В направлении был затронут широкий спектр тем, среди которых «Обращение к Богу как к Отцу в книгах еврейской Библии», «Понятие о праведности в межзаветную эпоху на примере текстов Кумранских рукописей, Иосифа Флавия и Филона Александрийского», «Инвариантная императивность в Септуагинте и Новом Завете».

По итогам конкурса лучшим на секции был признан доклад кандидата филологических наук Юлии Васильевой (Екатеринбург, СФИ, Уральский государственный университет путей сообщения) «Деятельность толкователей и переводчиков Священного писания I–IV веков на примере анализа содержания Письма 57 блаженного Иеронима Стридонского “К Паммахию о наилучшем способе перевода”».

Исследователи, представившие свои работы на секции богословия и литургики, прояснили богословско-экзегетические аспекты в Слове преподобного Иоанна Дамаскина на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, постарались выявить мистическое измерение сослужения предстоятелю епископов, пресвитеров, диаконов и верных на евхаристии, рассмотрели особенности образов евхаристической трапезы и причащения в иконографии Средневековья, разобрали понятие «прозрачности» и в его соотнесении с концептом христианского единства в богословской мысли протоиерея Думитру Станилоае.

Адальберто Майнарди (Модена, Университет Модены и Реджо-нель-Эмилии) проанализировал предпосылки, способствовавшие снятию анафем и движению к общению между Римом и Константинополем в 1965 году, и роль патриарха Афинагора и папы Павла VI в преодолении этого разделения.

Лучшим на секции был признан доклад «Мистика служения старшего в братстве на примере братства епископа Макария (Опоцкого)», представленный Анной Лепёхиной (Санкт-Петербург, СФИ).
Модераторами встречи стали первый проректор СФИ Дмитрий Гасак и старший преподаватель Зоя Дашевская. В рамках секции также состоялся круглый стол «Церковное служение верных: призвание и признание», где Дмитрий Сергеевич сделал установочное сообщение о служении верных в опыте церковной жизни XX–XXI веков. Участники дискуссии постарались осмыслить служение верных на примере опыта Русской православной церкви в Новейшее время в соотнесении с концептом служения, предложенным протопресвитером Николаем Афанасьевым.

Ядром обсуждения на секции философии и антропологии стал вопрос о человеке. Участники постарались найти точки взаимопроникновения между богословием, философией и научным знанием, рассмотрели категорию личности в трудах православных философов Владимира Лосского и Христоса Яннараса, обнаружили эсхатологические элементы в философии Иммануила Канта.

Лучшим в данной секции был признан доклад кандидата философских наук Татьяны Проволович (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова) «Дух, душа и тело в свете современных нейроисследований».

На церковно-исторической секции, которой руководили декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный и старший преподаватель Екатерина Алексеева, было представлено десять докладов. В частности участники заседания обсудили жизнь Православной церкви в Крымской АССР в период политических трансформаций между двумя мировыми войнами; историографические подходы к оценке социально-политической деятельности старообрядцев с 1905 по 1917 год; дискуссию о православном образовании на Поместном соборе Православной Российской церкви 1917–1918 годов; путь общины архимандрита Сергия (Савельева); противостояние обновленческому расколу в Воронежской епархии в 1922–1926 годы; сложные взаимоотношения епископа Сергия (Королёва) с двумя епископами из разных церковных юрисдикций в межвоенной Чехословакии; служение протоиерея Христофора Винка в Эстонии и России.

Приз за лучший доклад был присуждён священнику Павлу Лукину (Бобруйск, СФИ), выступившему на секции с темой «Закрытие Свято-Никольского собора города Бобруйска в контексте антирелигиозной политики Н. С. Хрущёва».

Участники секции религиоведения и социологии религии обсуждали широкий спектр тем от культа таврической богини до религии в современном обществе, оценили познавательный потенциал и риски взаимодействия с «божеством», созданным нейросетью, рассмотрели доклады, посвящённые исследованиям феномена религиозности и понятия «священного». Модераторами секции выступили декан факультета религиоведения СФИ кандидат философских наук Маргарита Шилкина и заместитель декана факультета религиоведения кандидат социологических наук Анна Алиева.
Победителем конкурса докладов в секции стала Наталья Мызникова, представившая исследование «Социологическое изучение религиозности: два подхода к исследованию религиозности в России».

Трансляции всех заседаний опубликованы на канале СФИ в ВК. Программа конференции по-прежнему доступна на нашем сайте.
В конференции, состоявшейся в Москве 22 февраля, приняли участие 97 человек из Грузии (Тбилиси), Италии (Модены), Республики Беларусь (Бобруйска, Гродно, Минска), Молдовы (Кишинёва), а также из 14 городов России: Белгорода, Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Красноярска, Москвы, Новоузенска, Ростова-на-дону, Санкт-Петербурга, Смоленска, Твери, Томска, Тулы.
















