Перейти к основному содержимому

Почему он основной?

В конференции принимают участие более 90 священнослужителей и мирян из разных епархий Русской православной церкви, представители духовных школ и епархиальных отделов по миссии и катехизации. В этом году традиционная конференция Свято-Филаретовского православно-христианского института проходит в Культурно-просветительском центре «Преображение» в Подмосковье.
Enter caption here

«Нам хотелось бы не просто дать друг другу рекомендации, а вникнуть во всю глубину церковной традиции, – сказал, открывая конференцию, ректор СФИ священник Георгий Кочетков. – Я приветствую всех с надеждой, что эти три дня будут заполнены и духовным, и научным трудом».

В течение трех дней участники конференции будут обсуждать цели, содержание и особенности основного этапа катехизации, связанного с непосредственной подготовкой просвещаемых к крещению или воцерковлению.

«В церковной традиции нет исторического момента или периода, на который можно было бы опереться как на “золотой век” катехизации», – отметил в своем докладе преподаватель истории миссии и катехизации СФИ Кирилл Мозгов. Тем не менее, можно выделить основные направления второго этапа оглашения, общие для восточной и западной традиции во II-VII веках. К ним относится систематическое изложение основ христианского вероучения, чтение катехуменами Священного писания, их регулярное участие в богослужении и исправление жизни.

Что составляет сущность второго этапа и почему он основной? Этим вопросам был посвящен доклад священника Георгия Кочеткова. Независимо от того, является ли оглашение подготовкой собственно к крещению, миропомазанию или к первому сознательному причастию, второй этап, по словам отца Георгия, «выводит на финишную прямую» и связан с достижением главной цели оглашения.

Катехумен второго этапа – это человек, который уже ушел от смертных грехов, стремится к любви к Богу и ближнему и желает общения. Он молится о своем освобождении от страстей, от грехов, об открытии своего ума и сердца Богу. На втором этапе катехуменам передается керигма – все церковное вероучение, которое открыто возвещается всем, «имеющим уши, чтобы слышать». Нужно, чтобы человек услышал евангельскую весть о том, что надо отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за Христом.

«Водичка из святого источника может быть для человека важнее Евангелия, важнее заповедей – вот в чем проблема, потому что он всего себя Богу не отдает. Своя жизнь, свои интересы для него на первом месте. Эту раздвоенность, внутренний раскол необходимо преодолеть к концу второго этапа», – сказал отец Георгий.

Предметом дальнейшего обсуждения на конференции станут условия перехода катехуменов на основной этап катехизации и его завершения, пастырские аспекты (специфика проповеди просвещаемым, молитва за них, экзорцизмы, исповедь за всю жизнь). Речь пойдет и об опыте личной и богослужебной молитвы самих просвещаемых, их вопросах по тексту Священного писания и жизненных ситуациях. Особое внимание будет уделено начальной теме этапа просвещения – «Бог и мир. Сотворение мира», ее целям, церковным требованиям к содержанию и форме, различению догматических и катехизических аспектов темы.

Конференция продлится до 30 мая.