Перейти к основному содержимому

«Нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (Ин 12:8)

Юлия Балакшина
Священник Алексий Борискин и Юлия Балакшина
Екатерина-Эльвира Резвых
Священник Алексий Борискин и Ирина Гаврилина

18 сентября в рамках выставки «Православная Русь» в Великом Новгороде состоялась научно-практическая конференция «Церковь и государство. Миссия милосердия». Конференция была организована Новгородским региональным отделением Общества православных врачей во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сестричества милосердия во имя святой благоверной княгини Анны Новгородской. По благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва в ней приняли участие преподаватели и студенты Свято-Филаретовского православно-христианского института.

О нехватке милосердия в современном обществе и социальных и духовных болезнях, проистекающих от этого, говорил в своем докладе «Церковь в государстве: миссия милосердия» протоиерей Александр Ранне. Евангелие наполнено милосердием, мы же не умеем быть милосердными и уже привыкли к этому, пытаясь искусственно заглушить голос совести, голос любви в себе. Конечно, церковь не может помочь всем, кто нуждается в помощи, но она может сотрудничать с государством в деле милосердия, обретая в нем поддержку, показывать пример сострадания и взаимопомощи, «чтобы наша страна очеловечивала себя, чтобы люди могли не просто реагировать на инстинкты, но стремиться к духовному совершенству», – сказал отец Александр.

Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, доцент Тверского филиала РГГУ, председатель Боголюбского братства города Твери рассказал о «православном святом докторе» Федоре Петровиче Гаазе и его месте в истории русского милосердия. Федор Гааз добился введения женского персонала в больницах и заложил основы женского диаконического служения. Призывая женщин на путь социального служения, он пытался возродить его в России именно в общинных формах.

Студентка богословского факультета СФИ Ирина Гаврилина поделилась своими размышлениями о миссии в связи с благотворительностью и милосердием на примере опыта служения великой княгини Елизаветы Федоровны и матери Марии (Скобцовой). Обе святые избрали путь служения Богу и ближнему, в том числе через устроение братско-общинной жизни (Елизавета Федоровна – Марфо-Мариинской обители в Москве, мать Мария – братства «Православное дело» в Париже), венцом жизни обеих стал подвиг мученического свидетельства и полагания жизни «за други своя».

Преподаватель СФИ, кандидат филологических наук, магистр богословия Юлия Балакшина выступила с сообщением о миссии милосердия в церковных братствах Санкт-Петербурга, рассказав о принципах устроения благотворительного служения в братстве священника Александра Гумилевского и братства Святого Креста отца Иоанна Егорова.

После отмены крепостного права отец Александр Гумилевский одним из первых среди духовенства отреагировал на изменившееся положение крестьян. Видя в отмене крепостного права условия для появления новой свободной личности, он полагал, что русский крестьянин должен быть просвещен светом Христовой веры, чтобы внешняя свобода не обернулась для него разгулом безнравственности и произвола. Интересно, что задачу народного просвещения он предложил решать через создание «братства для поддержания народных школ». Отец Александр считал первичным для христианского милосердия дело внутреннего устроения церкви на евангельских началах и возрождение в церкви братских отношений, которые могут стать источником милующей любви к нуждающимся.

В 1901 году, когда братства стали достаточно широко распространенной формой христианской жизни, в Петербурге появилось Братство Святого Креста при училище лекарских помощниц, которое с 1908 года возглавлял священник Иоанн Егоров, один из активных участников группы «32-х» петербургских священников. Потеряв надежду на созыв Поместного собора и изменение жизни русской церкви через ее официальные институты и структуры, он попытался воплотить их в жизни конкретного объединения верующих. Знаменательно, что импульс рождения братской жизни для него, как и для отца Александра, был связан с идеей необходимости народного просвещения.

Отец Иоанн сместил приоритеты с помощи материальной на помощь духовную, которую в первую очередь может оказать человеку Церковь. Анализируя опыт ранней церкви, он писал: «…И верные обетованиям Христа, христиане не в одиночку, но тесно-сплоченными группами, рука об руку, соборно выступили на спасение труждающихся и обремененных людей от язвительных уколов адского жала – зла и греха».

На этих двух примерах Юлия Балакшина показала, что внутри братской парадигмы церковной жизни выстраивались особые принципы милосердия, связанные с тем, что братство переживает себя в первую очередь не как часть социума, а как часть Церкви, собранного со Христом сообщества верующих, живущего в любви и взаимном общении.

«Такое собрание в первую очередь озабочено тем, чтобы каждый его член пережил личную обращенность, личную встречу со Христом и был научен жизни во вере. Поэтому задачам оказания милосердной помощи нуждающимся предшествуют задачи духовного просвещения и личностного возрождения членов братства, приготовления их сердца», – заключила докладчица.

Екатерина-Эльвира Резвых, координатор сестер милосердия сестричества во имя святой благоверной княгини Анны Новгородской, свидетельствовала о том, как пришла к служению милосердия, как это придало ее жизни новый смысл, от потери которого так страдают многие наши соотечественники, в особенности современное молодое поколение.

О зарождении, развитии и служении Новгородского регионального отделения Общества православных врачей во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) рассказал его председатель кандидат медицинских наук священник Алексий Борискин.

Конференция собрала около 40 слушателей, среди которых были клирики, студенты новгородского Медицинского колледжа и посетители выставки.

Во второй половине дня отец Алексий Борискин, Владимир Лавренов, Юлия Балакшина и Ирина Гаврилина встретились со студентами-первокурсниками Медицинского института в рамках курса по медицинской и врачебной этике.