Между догматами и таинствами
![Профессор СФИ Александр Копировский провёл мастер-класс для катехизаторов: какие иконы и живописные образы Христа можно и нужно показывать оглашаемым, а какие не стоит. Он отобрал для показа двенадцать слайдов. Эскиз Александра Иванова попал в «белый список»](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/11e470cfa76a8e306d35bff6fa2aebdd3c87a05a/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_88841-980x653.jpg)
Профессор СФИ Александр Копировский провёл мастер-класс для катехизаторов: какие иконы и живописные образы Христа можно и нужно показывать оглашаемым, а какие не стоит. Он отобрал для показа двенадцать слайдов. Эскиз Александра Иванова попал в «белый список»
Церковная традиция предполагает, что крестить человека можно только тогда, когда он уже стал христианином. Это хорошо видно из чинопоследования таинства крещения. И центральный вопрос подготовки к вступлению в церковь – оглашения, или катехизации, – связан с тем, как открыть человеку личность и служение Иисуса Христа.
Хотя сегодня в церкви сама необходимость подготовки к христианской жизни общепризнана, внятное слово о том, кто такой Христос, можно услышать не всегда. Известно, что Он Бог, одна из ипостасей Святой Троицы, или что Он воскрес. Но в этих бесспорно важных сведениях нет чего-то главного – того, что заставляло, например, Федора Михайловича Достоевского верить, «что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».
Типовая проповедь скорее напоминает иконостас: высокий, красивый, расписной, но без окон и дверей: ничего не видно, не слышно и не понятно. Как показал разговор, два главных «кювета», в которые сваливается (иногда одновременно) слово проповедника, не достигая цели – это догматика (разговор о природах и ипостасях) и морализаторство (рекомендации по поводу того, что делать и чего не делать, чтобы спастись). В результате люди или просто не верят таким словам, или обретают какую-то другую, не христианскую веру.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5f8b6382ec3c75b6cceb2ba6d2253a757df498f6/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8337-980x653.jpg)
Догматический язык проникает в христианское богословие в эпоху Вселенских соборов, которые созывались по политической инициативе византийских императоров. Их целью была выработка единых формулировок, выражающих правильное вероучение на языке античной философии и позволяющих квалифицировать все отклонения от них как ереси и преследовать еретиков в борьбе за идеологическое единство церкви.
«В Евангелии по сути нет догматики, и поэтому его интересно читать», – говорит ректор СФИ священник Георгий Кочетков.
Дело не только в том, что современному человеку мало о чём говорит разница между «единосущием» и «подобосущием». Дело в том, что новозаветные книги о Христе в принципе говорят немного о другом. В них есть исторические свидетельства и притчи, курьёзные и трагические моменты, диалоги и споры, призывы к покаянию с крепкими выражениями и трогательная переписка. Личность Христа вызывает вопросы, недоумение, удивление, возмущение. Но в Евангелии ничего не говорится о сущностях и ипостасях. В нём говорится о Боге, человеке и такой трудноуловимой реальности, как Божий народ, или Церковь.
Догматы как таковые ничего не говорят о самом Христе тому, кто хотел бы каким-то образом соотносить с Ним свой жизненный путь. Что было интересно Иисусу, чему Он удивлялся, на что тратил своё время, силы, здоровье и деньги, с кем и как общался, в конце концов, что сделало неизбежной Его позорную казнь? Что происходило с Богом и Человеком Христом во время искушения в пустыне или в Гефсиманском саду? Догматы не об этом.
Поэтому церковная традиция, даже обогатившись догматическим наследием, не предполагала делиться им с людьми, только лишь готовящимися к вступлению в церковь и принесению крещальных обетов. При всей своей важности, этот пласт христианского предания не должен был отвлекать катехуменов от главной задачи – стать учениками Иисуса Христа и разделить Его путь.
![Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ, и Давид Гзгзян, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/eb33fcfd3b61020c5ae58b3f9051d79f6399bd03/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_0747-5054x3368-980x653.jpg)
Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ, и Давид Гзгзян, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ
Однако сегодня само это ученичество тоже интерпретируется в проповедях очень по-разному. Например, как самосовершенствование, или создание хороших отношений в семье, или сочувствие ко Христу, или способность легко жертвовать деньги на церковные проекты и помощь бедным. Иные проповедники говорят, что христианская жизнь требует времени, но затем как бы извиняясь добавляют: хотя бы небольшого. Иногда говорят, что после оглашения хорошо объединяться в малые группы, чтобы общаться и читать Евангелие, но при более подробном разговоре выясняется, что это нужно для получения взаимной материальной и духовной помощи и только если есть на это силы. Проповедуют о непротивлении злу и безропотном перенесении несправедливости, которую объясняют неким «Божьим промыслом». Говорят даже, что это и есть Крест, без которого не спасёшься.
Парадоксальные слова Иисуса, в которых всякая живая совесть безошибочно опознавала истину и которые вызывали возмущение и недоумение у первосвященников, фарисеев и книжников, «корректируются» современными проповедниками и превращаются в скучное неубедительное морализаторство. Одна из главных тем Евангелия – острый конфликт между Христом и существующими представлениями о праведной религиозной жизни – и сегодня ускользает от внимания многих верующих и вероучителей.
Как научиться не фальшивить и опираться на то же, на что опирался в человеке сам Господь – не на внешний освящённый веками авторитет или чудесные спецэффекты, а на живую совесть и «проклятые вопросы»? Такая проповедь в церковной традиции называется «керигмой»1.
«Керигматическая проповедь – это слово, из которого рождается вера. Для керигмы не свойственно морализаторское увещевание: рассуждение о том, что хорошо, что плохо, – говорит преподаватель СФИ, председатель оргкомитета конференции Владимир Якунцев. – В момент христианской керигмы раскрывается власть Христа в мире, она становится явной для совести и ума слушающих это слово людей».
«Важно найти в человеке точку опоры, то здоровое место, где он со Христом согласен, – считает протоиерей Александр Лаврин. – Важно сделать путь, который предлагает человеку Христос, желанным для него, и катехизация должна привести к тому, чтобы человек захотел в эту сторону двигаться».
![Священник Георгий Кочетков, ректор СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/4d103ee3e5d9166c621f10a8e9f41288fe5b7d7d/IMG_8290-980x653.jpg)
Священник Георгий Кочетков, ректор СФИ
Искушение морализаторством, опорой на освящённый древностью авторитет или на научно доказанную историчность подстерегает и при чтении Священного писания, которое занимает важнейшее место в процессе оглашения. Но более внимательное отношение к тексту показывает, что Библия – не сборник нравоучений и не просто исторический источник. Как раз в таком качестве она очень уязвима для критики.
![Лариса Мусина, заведующий кафедрой Священного писания и библейских дисциплин](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ada7399c32931830e9f8daa12a599292c1ab1b2d/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9103-980x653.jpg)
Лариса Мусина, заведующий кафедрой Священного писания и библейских дисциплин
«Церковная традиция настаивает, что Библия – это единый текст, и это представляет определенную проблему, поскольку этот текст крайне неоднородный», – объясняет Лариса Мусина, заведующий кафедрой Священного писания и библейских дисциплин СФИ.
Контраст между Ветхим и Новым Заветом настолько силен, что иногда трудно сказать, чего между ними больше – преемства или противоречий. Читая многочисленные повествования о «войнах Господних», не всегда веришь, что их вели во имя того же Бога, который открылся в Иисусе Христе. Но задача катехизатора – не «вывалить» на оглашаемых все трудности и не сгладить все углы, защищая авторитет священного текста, а помочь им увидеть запечатленный в нём опыт отношений Бога и человека.
Чтение Ветхого завета на оглашении в полный рост ставит перед каждым проблему грехопадения и существования зла.
![Анна Алиева, старший преподаватель СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/bab264dc1cb202b7c9baa5ece97379916b49aa61/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8944-980x653.jpg)
Анна Алиева, старший преподаватель СФИ
«Люди не всегда учитывают, что, например, войны Господни, которые их ужасают и возмущают, были реакцией на творящееся рядом беззаконие, – говорит преподаватель СФИ Анна Алиева. – Важно, чтобы они соотнесли это с собственной жизнью. Ставят ли они сами предел действию зла в мире и если да, то какой силой? Ведь чтобы реагировать так, как реагировал Христос, и при этом останавливать зло, нужно ещё обрести такую силу».
Но и при чтении Нового завета встреча со Христом не происходит автоматически. За исцелениями и притчами можно не увидеть, что Он призывает человека не просто к личной праведности, а к соучастию в главном деле своей жизни – спасении и собирании верного Богу человечества.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b3ace2eb034e56525e76a309c38479649b57cd4a/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9078-980x653.jpg)
Искушение таинствами (осторожно: колея)
Может быть, еще больше, чем о догматах и добрых делах, проповедуют о таинствах. Вера в литургические таинства как самостоятельный источник благодати – пожалуй, самое распространённое искажение в восприятии церковной жизни, закрывающее путь для встречи со Христом.
![Владимир Якунцев, сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации, старший преподаватель СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/353a065f37efc06a95755b5a3c524bc942ece5ed/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9713-980x653.jpg)
Владимир Якунцев, сотрудник Научно-методического центра по миссии и катехизации, старший преподаватель СФИ
«“Мы виноваты в том, что даём людям ложную надежду на спасение”, – напомнил слова блаженного Августина Владимир Якунцев. – Когда людям говорят: “Участвуй в таинствах и делай по возможности добрые дела”, – это не христианство, а какое-то другое учение».
По словам одного из участников конференции Александра Королёва, проповедь, которая ставит в основу христианской жизни таинства, пользуется большим успехом, поскольку опирается на «культуру потребления благодати». Тем, кто верит в таинства как таковые, слово о Христе часто вообще не нужно, поскольку Он сам им не интересен. Неинтересен в этом случае и проповедник, катехизатор, священник – он представляется, по выражению профессора церковного искусства СФИ Александра Копировского, «частью иконостаса».
При этом изначальный смысл слова «таинство», предполагающий совместное действие Бога и человека, уходит из вида, а понимание церковной жизни редуцируется до жизни храмовой.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/41a07256db030104558c8ee8aa1b54266cbd6f95/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9720-980x653.jpg)
«Хуже всего то, что сами священники нередко готовы воспринимать себя как часть иконостаса, – считает отец Георгий Кочетков. – Почему часто не слушают священников, в том числе когда они говорят проповедь? Потому что если позолоченная стена вдруг заговорила – то зачем эта роскошь?»
Оглашение оказывается невозможным без перспективы новой жизни, которая открывается в Церкви. Человек начинает верить Христу не только потому, что читает о Нем в Евангелии или видит на иконе, а потому что опознает Его присутствие в церковном собрании. Разговор на конференции показал, что самым убедительным свидетельством о Христе становятся люди, прямо участвующие в оглашении – катехизатор, помощники, поручители – и отношения между ними. И через это со временем сами оглашаемые могут стать теми «двумя или тремя», посреди которых может быть Христос.
В ежегодной богословско-практической конференции СФИ приняли участие более 90 человек, в том числе 23 священнослужителя, из 29 городов. В течение трех дней работы конференции прошло 7 круглых столов, прозвучало 11 докладов.
1 Термин был заимствован из политического лексикона, где обозначал объявление уполномоченным представителем власти известий о победе в войне, рождении или интронизации наследника, после которого они вступали в законную силу.
![Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ, представил доклад «Проповедь оглашаемым о Христе в начальный период катехизации (I-V вв.)», в котором сопоставил проповеди и огласительные беседы отцов-катехетов](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/1793c5ea3f51182a34942f3597d6c38440775d3b/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8470-980x653.jpg)
Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ, представил доклад «Проповедь оглашаемым о Христе в начальный период катехизации (I-V вв.)», в котором сопоставил проповеди и огласительные беседы отцов-катехетов
![О проблеме соотнесения догматической и огласительной проповеди о Христе говорил профессор СФИ Давид Гзгзян](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/09d5460e5a64a13196465f11b293e1aa554ce1b4/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_0024-980x653.jpg)
О проблеме соотнесения догматической и огласительной проповеди о Христе говорил профессор СФИ Давид Гзгзян
![Круглый стол «Практика использования Священного писания в огласительной проповеди о Христе»](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/4bfd510dfb0c9de5103b81c743b26fb82c6614a5/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8913-980x653.jpg)
Круглый стол «Практика использования Священного писания в огласительной проповеди о Христе»
![Александр Копировский, ученый секретарь СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/4d6ac58659d9fa80b6eea3778f6bac3679261b8b/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8907-980x653.jpg)
Александр Копировский, ученый секретарь СФИ
![Доклад «Священное писание Ветхого завета как источник катехизической проповеди о Христе» представила выпускница СФИ Ольга Ярошевская](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/0051ce4fae219bbced89f5e2a731b5c77d114225/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9018-980x653.jpg)
Доклад «Священное писание Ветхого завета как источник катехизической проповеди о Христе» представила выпускница СФИ Ольга Ярошевская
![Глеб Ястребов, старший преподаватель СФИ, проанализировал четвероевангелие как собрание катехизических текстов о Христе](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/cf4a97154541670c51caf47b1ba3bb69e56221e0/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8979-980x653.jpg)
Глеб Ястребов, старший преподаватель СФИ, проанализировал четвероевангелие как собрание катехизических текстов о Христе
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/2364eeb663d26567fe8a8ed18555e43bc952de36/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9385-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e4025b41b04b0c349429c8fba6bc8eca35ab15fb/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9515-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/95cfcfcaf12b85489c0eaab525c5e7862fcf7eaf/IMG_9533-980x653.jpg)
![Священник Андрей Мояренко, первый проректор Кузбасской духовной семинарии, в своем докладе рассмотрел современные катехизисы как источник для огласительной проповеди о Христе](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/d40c16961f2d1bd73f334a022c5d0bf90464fc2c/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9467-980x653.jpg)
Священник Андрей Мояренко, первый проректор Кузбасской духовной семинарии, в своем докладе рассмотрел современные катехизисы как источник для огласительной проповеди о Христе
![Иеромонах Димитрий Першин, глава Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/92f02eb7c899e2afac21065678de2dd796b94587/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9561-980x653.jpg)
Иеромонах Димитрий Першин, глава Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c090d8f895f184401d60186460fed77489e86ab4/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9699-980x653.jpg)
![Священник Христофор Д’Алоизио (Брюссель)](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/76cecb0a56fe8478a81cbe240531cda2eba33e2c/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_1321-980x653.jpg)
Священник Христофор Д’Алоизио (Брюссель)
![Протоиерей Димитрий Карпенко](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/fba229a2a0213c7751b68c5af477b7545aeb9a35/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8689-980x653.jpg)
Протоиерей Димитрий Карпенко
![Сергей Бурлака, катехизатор, выпускник СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/fb6beaf6342d19adce84cfe177c4d19e5c2cd16a/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9628-980x653.jpg)
Сергей Бурлака, катехизатор, выпускник СФИ
![Игумен Агафангел (Белых)](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ce14b5635d4c57dbca498e7bca1bb54bbe91f7a2/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9947-980x653.jpg)
Игумен Агафангел (Белых)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ebba0b349734c58c077f25f1452a429b06e428b3/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8269-980x653.jpg)
![Священник Валерий Шпенглер, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Енисейской епархии](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/772b16347f9bd083999d9511f75556d4640a649f/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9689-980x653.jpg)
Священник Валерий Шпенглер, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Енисейской епархии
![Юлия Балакшина, старший преподаватель СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/9ae358ffbcab2f59032714269825a87aeac2fcc7/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9636-980x653.jpg)
Юлия Балакшина, старший преподаватель СФИ
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/742fa7e45b95baaf3fe98f68e9247872604f01a5/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_0677-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8a221261151e44f1a82f698b022e013f25cea2cb/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_8904-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/caf0e5fe7a3d464acad7ffdf90408ceb8008b254/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_0931-980x653.jpg)
![Старший преподаватель СФИ Кирилл Мозгов и священник Федор Людоговский](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/13f6d3ef71c4d0ec6e7247bdd1f2c26e879a587e/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_0950-980x653.jpg)
Старший преподаватель СФИ Кирилл Мозгов и священник Федор Людоговский
![Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/184b1ad2657e2ea1e8d6b73e8d4e7e8d16789e40/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_0985-980x653.jpg)
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8be65769a4a40ce8437a18fddda0e6aa5d1faa3f/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9514-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/bfb13d6281c8b4689ebbca5c4164cf7da1476f7a/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_1397-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5c383981c08e6bc0ff6e94be2f8c38348f037538/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_1445-980x653.jpg)
![Литературно-поэтический вечер «Тот, Кто родился в Назарете, был тем, чего я не пойму…». Участники конференции читали стихи и прозу, которые могут быть использованы в огласительной проповеди о Христе](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3ad3427228f24a8b34a7bafd5ede16e3601b5771/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9840-980x653.jpg)
Литературно-поэтический вечер «Тот, Кто родился в Назарете, был тем, чего я не пойму…». Участники конференции читали стихи и прозу, которые могут быть использованы в огласительной проповеди о Христе
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b490d077cecc3c16b6b6310cf4917cebed3a2d12/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9864-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b4c5408744bc0b6d7300333f0fbd8a2748a5b6ab/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9867-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8580be0d2973f4b71fc372c9567101e4945a0e46/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9886-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/66b4aa19c802fa755bde74bff9e0953ff4b060d0/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20IMG_9901-980x653.jpg)