Как говорить о религии, оставаясь на почве социологии
![Справа налево: Елена Островская, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета; Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, заведующий кафедрой религиоведения СФИ; Анна Алиева, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры религиоведения СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/a1236ac65fc52b5d36299af33a21545449a80ef5/IMG_7503%20%281%29-980x653.jpg)
Справа налево: Елена Островская, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета; Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, заведующий кафедрой религиоведения СФИ; Анна Алиева, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры религиоведения СФИ
Проблема, поставленная докладчиком, известна. С одной стороны, религия – одна из наиболее интересных и загадочных сторон жизни общества, она непосредственно затрагивает сферу человеческих ценностей. Представление о том, во что люди верят, помогает лучше понять, почему они поступают тем или иным образом. С другой стороны, процессы, происходящие в религиозной сфере, трудны и нередко закрыты для социологического изучения, и фрагментарные полевые исследования и точечные опросы последних лет лишь острее указывают на потребность в ясной методологии.
![Максим Богачев, исследователь НИУ ВШЭ; Андрей Игнатьев, кандидат философских наук, доцент Центра изучения религий РГГУ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/a246955ddfa30a3452bb4e738172b3d566926978/IMG_7564-980x653.jpg)
Максим Богачев, исследователь НИУ ВШЭ; Андрей Игнатьев, кандидат философских наук, доцент Центра изучения религий РГГУ
Елена Островская напомнила, что чтобы оставаться на почве социологии, религию следует рассматривать как систему общественных институтов наряду с политикой, наукой, образованием, семьей. Исследование религии «не как потустороннего, а как неотъемлемой составляющей повседневности» предполагает, что у людей есть определенные представления в этой сфере. То есть с точки зрения социологии религия представляет собой совокупность сформированных и закрепленных в сознании сообщества смыслов, образцов нормативного поведения, системы взаимных ожиданий, которые складываются постепенно, меняются с течением времени и тесно связаны с культурным контекстом.
![Елена Островская, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета; Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5aecf4e5262a65f02f5a55453e40a514827eecea/IMG_7511-980x653.jpg)
Елена Островская, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета; Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук
Применить для описания общества некие абстрактные, неотрефлексированные им самим параметры – значит уйти с почвы социологии. Невозможно взять религиозный текст (скажем, Библию) и пытаться непосредственно соотнести с ним то, как проявляет себя общество. Знакомы ли члены изучаемого сообщества с содержанием этого текста? Каким образом осуществляется это знакомство и как интерпретируется ими прочитанное?
Было бы странно изучать современную систему высшего медицинского образования в России, применяя к ней параметры университетской системы средневековой Европы, или рассматривать сегодняшний институт брака исходя из опыта браков династических. Так и с религиозной моделью общества (в рамках которой осмысляются институты, общественные практики, составляющие религию как систему жизни общества) постоянно что-то происходит. Представления людей о происхождении социальной реальности, устройстве мира и месте человека в нем, цели человеческой жизни также меняются, даже если речь идет об одной и той же конфессии, представители которой тысячелетиями признают сакральным один и тот же текст. А вслед за ними формируются и закрепляются новые нормативные образцы поведения. Религиозная модель общества как социальный институт – это определенный антропологический срез конкретного сообщества людей (монастыря, прихода, поместной церкви, страны) в определенный исторический момент.
![Григорий Гутнер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e56ef14fae2cb43d9d4db0be99a02cee12621663/IMG_7544-980x653.jpg)
Григорий Гутнер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ
И перед социологом встает проблема – как отследить эти изменения и современное состояние этих институтов, устоявшееся поле общих смыслов для изучаемого сообщества. Елена Островская поясняет, что в результате добросовестного социологического исследования такого общего поля, сформированных единых представлений в рамках конкретной религиозной организации, страны или прихода может и не оказаться.
В докладе Елена Островская подробно говорила о том, что такое религиозная модель общества, о процессе институционализации религии и его стадиях, а также о неоинституциональной теории общества, в которой в фокусе внимания исследователя оказываются не столько сами общественные институты, сколько процесс их становления – социокультурного закрепления «паттернов», образцов поведения.
![Анна Алиева, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры религиоведения СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/0239eb2c72508488404f41634b7514f136d0ce30/IMG_7581-980x653.jpg)
Анна Алиева, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры религиоведения СФИ
Дискуссия длилась вдвое дольше самого доклада. В круглом столе приняли участие Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук; кандидаты социологических наук Анна Алиева, преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Анастасия Астахова, доцент кафедры общей социологии и социальной философии РАНХиГС, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Ия Бидихова, доцент кафедры общей социологии ПСТГУ; доктор философских наук Григорий Гутнер, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; кандидаты философских наук Андрей Игнатьев, доцент Центра изучения религий РГГУ; Светлана Карасёва, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; Маргарита Шилкина, заведующий кафедрой религиоведения СФИ; Сергей Трофимов, заместитель декана факультета социологии МГУ; кандидат исторических наук Алексей Журавский, доцент кафедры религиоведения СФИ, доцент ИВКА РГГУ; кандидат богословия Сергей Шатравский, доцент кафедры религиоведения Института теологии БГУ; кандидат педагогических наук Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью РПУ; Максим Богачев, исследователь НИУ ВШЭ; Елена Говорина, старший преподаватель СФИ, а также студенты и выпускники СФИ.
Этот круглый стол – пятая часть конференции «Религия в публичном пространстве».
![Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/04038404a893f1078c9a8807d8db86ed3e26ba78/IMG_7481-980x653.jpg)
Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук
![Ия Бидихова, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ПСТГУ; Сергей Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана факультета социологии МГУ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c1a0efffcd662c7915f31d7bc686efe80ba799d3/IMG_7555-980x653.jpg)
Ия Бидихова, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ПСТГУ; Сергей Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана факультета социологии МГУ
![Анастасия Астахова, кандидат социологических наук, заместитель декана Института общественных наук РАНХиГС, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/122358f9710ac11d342b8c3456f20485d928de4a/IMG_7575-980x653.jpg)
Анастасия Астахова, кандидат социологических наук, заместитель декана Института общественных наук РАНХиГС, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ
![Светлана Карасёва, кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; Сергей Шатравский, кандидат богословия, проректор Института теологии БГУ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5e11a1e3c62c3f212622f86d33097b1ebc3c0964/IMG_7580-980x702.jpg)
Светлана Карасёва, кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; Сергей Шатравский, кандидат богословия, проректор Института теологии БГУ
![Алексей Журавский, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения СФИ, доцент ИВКА РГГУ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/566361ec44e05a27b6fef7cbe7da7d3570fd48cf/IMG_7571-980x653.jpg)
Алексей Журавский, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения СФИ, доцент ИВКА РГГУ
![Алина Патракова, секретарь кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ebc25800586ca34442d69b8dc1d03888d3374ffc/IMG_7601-980x653.jpg)
Алина Патракова, секретарь кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/43b94d89910c31fbc09592338ca13b6062a8890f/IMG_7547-980x653.jpg)