Как говорить о религии, оставаясь на почве социологии

Справа налево: Елена Островская, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета; Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, заведующий кафедрой религиоведения СФИ; Анна Алиева, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры религиоведения СФИ
Проблема, поставленная докладчиком, известна. С одной стороны, религия – одна из наиболее интересных и загадочных сторон жизни общества, она непосредственно затрагивает сферу человеческих ценностей. Представление о том, во что люди верят, помогает лучше понять, почему они поступают тем или иным образом. С другой стороны, процессы, происходящие в религиозной сфере, трудны и нередко закрыты для социологического изучения, и фрагментарные полевые исследования и точечные опросы последних лет лишь острее указывают на потребность в ясной методологии.

Максим Богачев, исследователь НИУ ВШЭ; Андрей Игнатьев, кандидат философских наук, доцент Центра изучения религий РГГУ
Елена Островская напомнила, что чтобы оставаться на почве социологии, религию следует рассматривать как систему общественных институтов наряду с политикой, наукой, образованием, семьей. Исследование религии «не как потустороннего, а как неотъемлемой составляющей повседневности» предполагает, что у людей есть определенные представления в этой сфере. То есть с точки зрения социологии религия представляет собой совокупность сформированных и закрепленных в сознании сообщества смыслов, образцов нормативного поведения, системы взаимных ожиданий, которые складываются постепенно, меняются с течением времени и тесно связаны с культурным контекстом.

Елена Островская, доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета; Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук
Применить для описания общества некие абстрактные, неотрефлексированные им самим параметры – значит уйти с почвы социологии. Невозможно взять религиозный текст (скажем, Библию) и пытаться непосредственно соотнести с ним то, как проявляет себя общество. Знакомы ли члены изучаемого сообщества с содержанием этого текста? Каким образом осуществляется это знакомство и как интерпретируется ими прочитанное?
Было бы странно изучать современную систему высшего медицинского образования в России, применяя к ней параметры университетской системы средневековой Европы, или рассматривать сегодняшний институт брака исходя из опыта браков династических. Так и с религиозной моделью общества (в рамках которой осмысляются институты, общественные практики, составляющие религию как систему жизни общества) постоянно что-то происходит. Представления людей о происхождении социальной реальности, устройстве мира и месте человека в нем, цели человеческой жизни также меняются, даже если речь идет об одной и той же конфессии, представители которой тысячелетиями признают сакральным один и тот же текст. А вслед за ними формируются и закрепляются новые нормативные образцы поведения. Религиозная модель общества как социальный институт – это определенный антропологический срез конкретного сообщества людей (монастыря, прихода, поместной церкви, страны) в определенный исторический момент.

Григорий Гутнер, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ
И перед социологом встает проблема – как отследить эти изменения и современное состояние этих институтов, устоявшееся поле общих смыслов для изучаемого сообщества. Елена Островская поясняет, что в результате добросовестного социологического исследования такого общего поля, сформированных единых представлений в рамках конкретной религиозной организации, страны или прихода может и не оказаться.
В докладе Елена Островская подробно говорила о том, что такое религиозная модель общества, о процессе институционализации религии и его стадиях, а также о неоинституциональной теории общества, в которой в фокусе внимания исследователя оказываются не столько сами общественные институты, сколько процесс их становления – социокультурного закрепления «паттернов», образцов поведения.

Анна Алиева, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры религиоведения СФИ
Дискуссия длилась вдвое дольше самого доклада. В круглом столе приняли участие Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук; кандидаты социологических наук Анна Алиева, преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Анастасия Астахова, доцент кафедры общей социологии и социальной философии РАНХиГС, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ; Ия Бидихова, доцент кафедры общей социологии ПСТГУ; доктор философских наук Григорий Гутнер, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; кандидаты философских наук Андрей Игнатьев, доцент Центра изучения религий РГГУ; Светлана Карасёва, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; Маргарита Шилкина, заведующий кафедрой религиоведения СФИ; Сергей Трофимов, заместитель декана факультета социологии МГУ; кандидат исторических наук Алексей Журавский, доцент кафедры религиоведения СФИ, доцент ИВКА РГГУ; кандидат богословия Сергей Шатравский, доцент кафедры религиоведения Института теологии БГУ; кандидат педагогических наук Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью РПУ; Максим Богачев, исследователь НИУ ВШЭ; Елена Говорина, старший преподаватель СФИ, а также студенты и выпускники СФИ.
Этот круглый стол – пятая часть конференции «Религия в публичном пространстве».

Теодор Шанин, OBE, PhD, профессор социологии Манчестерского университета, президент Московской школы социальных и экономических наук

Ия Бидихова, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ПСТГУ; Сергей Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана факультета социологии МГУ

Анастасия Астахова, кандидат социологических наук, заместитель декана Института общественных наук РАНХиГС, старший преподаватель кафедры религиоведения СФИ

Светлана Карасёва, кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета; Сергей Шатравский, кандидат богословия, проректор Института теологии БГУ

Алексей Журавский, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения СФИ, доцент ИВКА РГГУ

Алина Патракова, секретарь кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ
