Перейти к основному содержимому

Христианский храм: образ Царства или царство образов?

Профессор СФИ Александр Михайлович Копировский представил доклад «Система росписи православного храма: прошлое, настоящее, будущее» на встрече православного клуба «Добрые плоды учения» при Государственной Третьяковской галерее. Тема встречи «Небо на земле. Русский православный храм» собрала в конференц-зале инженерного корпуса ГТГ более 100 человек.

Александр Михайлович напомнил, что выражение «Небо на земле» принадлежит cв. Герману, патриарху Константинопольскому († 733), и относится, прежде всего, к самой Церкви: «Церковь есть небо на земле, где пребывает и действует небесный Бог». В то же время эти слова могут быть отнесены и к православному храму, призванному являть образ Царства Небесного. Образ этот имеет вполне конкретные черты, отличающие его от нехристианских культовых сооружений. Их можно наблюдать и в архитектуре, и в системе росписи. Одна из них – принципиально новое значение интерьера: христианский храм – не место обитания божества, но пространство, которое освящается и преображается тем, что в нем собирается для служения Богу церковная община.

Классическая система внутреннего убранства храма родилась в Византии в IX веке после преодоления иконоборческого кризиса. Христоцентричная, художественно и богословски осмысленная, органически связанная с архитектурой крестовокупольного храма, она приглашает самих молящихся стать не наблюдателями, но жителями Царства. Однако узнать ее черты в современных образцах храмовой росписи не так просто. Зачастую они представляют собой весьма богатый набор сюжетов, не связанных ни композиционно, ни по смыслу, ни стилистически.

Александр Копировский предложил поразмышлять о причинах современного состояния системы храмовой росписи, двигаясь от современных храмов к средневековым. Проделанное при помощи слайдов «путешествие во времени» показало, что первые признаки распада этой целостной системы – в виде быстро разрастающегося набора библейских сюжетов – можно наблюдать уже… в XI веке. Замещение единого образа Царства повествовательностью и декоративностью было связано также с социализацией подхода иконописцев к росписи храма: «…мозаичисты забывают, что их служение сродни священническому. Они становятся желающими нравиться мастерами-виртуозами», – отмечает австрийский ученый Отто Демус. И еще: «художники… вынуждены были мириться с вмешательством… заказчиков».

Дискуссия о том, каким должен быть современный храм, в которой приняли участие все присутствовавшие в зале, в том числе, архитекторы и иконописцы, показала неоднозначность и многоплановость проблемы. Стало очевидным, что целостный подход к организации внутреннего храмового пространства и его воплощение потребуют не только изучения и осмысления уже созданных образцов, но и возрождения в церкви вдохновения, которым были движимы создатели лучших из них.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00