Физики и клирики искали смысл жизни
За это время они успели поговорить о происхождении Вселенной и месте человека в ней, критериях истинности познания, природе добра и зла, соотношении духовного и социального в человеке. В минувшее воскресенье на повестке, которую на этот раз формировали ученые, оказался вопрос о христианском понимании цели и смысла человеческой жизни.
В ходе трехчасового обсуждения удалось острее сформулировать и детализировать вопросы. Ученые спрашивали, возможна ли приверженность христианским идеалам без Христа – и существуют ли эти идеалы; требуется ли от христианина верить «на слово» или слово Христа можно проверить.
Заодно удалось развенчать некоторые распространенные мифы о христианстве. Участники разговора установили, что такие цели жизни, как стремление попасть в рай, спасти душу или достичь всеобщего блага, часто приписываемые христианам, христианских представлений о ее смысле не отражают.
Христианство – это раскрытие в жизни таких качеств, которые обнаруживают родственную связь человека с Богом, сказал ректор СФИ священник Георгий Кочетков. В отличие от природных сил, эти качества – вера, надежда, любовь, смысл, свобода, благодарность – не поддаются научному изучению. В то же время их познание доступно каждому человеку независимо от национальных, культурных, социальных различий. Нет организации, идеологии или природной силы, которая могла бы внешним образом поставить в людях и человеческих сообществах предел стремлению к общению и свободе, жажде смысла и подлинности.
Однако на практике человек чаще сталкивается с невыносимым фактом отсутствия смысла собственной жизни. Заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ Григорий Гутнер напомнил, как в радикальной форме это сформулировал Альберт Камю, написавший, что единственная «по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства». Стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее жить?
Готового ответа на этот вопрос в христианстве нет. Христос не предложил никакого набора норм или социальных принципов, выполнение которых могло бы спасти от бессмыслицы жизнь конкретного человека. Он претенциозно, с точки зрения людей мира сего, предъявляет Себя Самого как Путь, Истину и Жизнь. «Основатель христианства не оставляет выбора: Его можно либо принять, либо признать лжецом, – сказал заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Давид Гзгзян. – Если вы Ему доверяете, придется искать подтверждение Его словам в собственной жизни. Верить Ему на слово Он запретил».
Академик Алексей Старобинский во время разговора загадочно улыбался и периодически очень удачно выступал в качестве переводчика богословских метафор на язык науки. Так, он заметил, что в природе не существует замкнутых систем – они все открытые, а необратимость, связанная с возрастанием энтропии, есть не исконное свойство природы, а приближенный термодинамический закон, возникающий вследствие упрощенного описания системы. Опираясь на его замечание, ученый секретарь СФИ Александр Копировский добавил, что и церковь, и человек – тоже своего рода «открытые системы».
Ведущий конференции преподаватель СФИ и старший научный сотрудник ФИАН Максим Зельников признался, что сам факт продолжения подобных встреч столь длительное время, по его мнению, тянет на небольшое рождественское чудо. Продолжить разговор «физики и клирики» договорились в марте наступающего года.
В разговоре также приняли участие первый проректор СФИ Дмитрий Гасак; доктора физико-математических наук профессор Национального ядерного университета МИФИ Сергей Рубин, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров, ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша Галина Шпатаковская, Владимир Карпов (Институт электронных управляющих машин им. И.С. Брука); кандидаты физико-математических наук старший научный сотрудник ИЗМИРАН Евгений Иванов, доцент Московского государственного университета дизайна и технологии Борис Алиев; главный специалист НИЦ «Курчатовский институт» Сергей Неретин; старший преподаватель РУДН Владимир Логвиненко.