Перейти к основному содержимому

Чтение для богословов и сочувствующих

К Дню православной книги наши преподаватели назвали пять самых важных книг по своему предмету.

Священник Георгий Кочетков

Основатель СФИ, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Проблемы христианской мистики (магистратура)

В Свято-Филаретовском институте преподаётся ряд уникальных предметов, среди них и курс «Проблемы христианской мистики». Заниматься мистическим опытом трудно, потому что, строго говоря, он не может быть предметом научного исследования. Можно познакомить людей с чьим-то мистическим опытом, но нельзя научить мистике.

  1. Мистический опыт в христианских общинах и братствах: Материалы семинара по курсу «Проблемы христианской мистики» (М.: СФИ, 2019). Осмыслить уникальный опыт церковных общин и братств XX века именно как опыт мистический оказалось очень необычной задачей для наших студентов. Получилось очень ценно, актуально и интересно. Книгу быстро расхватали, и её теперь в продаже нет, но очень хотелось бы, чтобы этот первый пункт нашего списка снова был издан.
  2. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря (Париж: YMCA-Press, 1949). Бердяев часто касался мистических проблем. Он был человеком удивительно экзистенциально мистически настроенным и духовно мистически настроенным. У него было какое-то глубинное познание Бога, человека и мира, и он это описывает, правда, не специально в какой-то отдельной книге. Он такую книгу задумал, но когда начал над ней работать, прервалась его земная жизнь. Но основные свои идеи, важные для вхождения в мистический опыт, он в большой степени отразил в своей последней работе «Царство духа и царство кесаря».
  3. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности (Париж: YMCA-Press, 1937). Я думаю, эта книга об основах экзистенциальной богочеловеческой духовности должна быть под рукой у всех интересующихся христианской мистикой. Важно, что экзистенциальная духовность – это духовность мистическая, но она связана с человеком.
  4. Арсеньев Н.С. Мистицизм и Восточная Церковь (Варшава, 1934). Эту книгу я знаю только по описанию, но очень хочу, поставив её в список, привлечь к ней внимание и стимулировать её новую публикацию, если удастся найти хоть один экземпляр здесь или в Польше.
  5. Кочетков Г., свящ. Основы христианской мистики (Некоторые понятия христианской мистики. Тайна и таинство жизни человека и человечества в Церкви // Тайны и таинства Человека и Церкви: Опыт современной мистагогии второй ступени: В 3 ч. Ч. II: Новая христианская (православная) антропология: Об устроении и спасении человека и человечества. Основы христианской аскетики и мистики. М.: СФИ, 2020). Это соответствующая тема второй ступени таинствоводства с приложением пяти текстов: «Видение Бога» из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Таинство веры»; «Преображение человека» из той же книги; «Об обожении человеческих души и тела, о мощах, об обожении всего творения, личном и в церкви (братстве)» из книги митрополита Каллиста (Уэра) «Православная церковь»; «Человек как трансцендентное существо. Богоподобие с догматическо-антропологической точки зрения» П. Миклущак; «Обожение» из книги Оливье Клемана «Истоки». Это, с одной стороны, введение в основные понятия мистики, с другой, обсуждение главных мистических вопросов, которые связаны с соответствующим церковным и личностным опытом православных людей и вообще христиан.

Надеюсь, что все эти пять произведений будут не просто прочитаны, но и осознаны в контексте современной церковной жизни, что послужит её возрождению. Я хотел бы стимулировать переиздание всех перечисленных работ, потому что отсутствие соответствующей литературы и, главное, соответствующего опыта у современных православных христиан – как мирян, так и всех чинов иерархии – очень сильно влияет на редукцию православной веры и православной жизни. Вот этого и нельзя допускать. Поэтому читайте, радуйтесь, обогащайте себя и других новым опытом.

Введение в основные понятия православной мистики (бакалавриат)

  1. Минин П.М. Главные направления древне-церковной мистики (Сергиев Посад, 1915).
  2. Минин П.М. Мистицизм и его природа (Сергиев Посад, 1913).
  3. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви (Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. М.: Издание Московской патриархии, 1972. С. 9-128).
  4. Мейендорф И., протопресв. Святой Григорий Палама и православная мистика (Нью-Йорк, 1974).
  5. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. В 3 томах (СПб.: Андреев и сыновья, 1992).

Владимир Иванович Якунцев

Заведующий Научно-методическим центром по миссии и катехизации СФИ

  1. Павел Гаврилюк, История катехизации в древней церкви (М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001). Единственное на сегодняшний день достаточно полное описание катехизации в древней церкви. С выводами автора не всегда можно согласиться, но в монографии собран уникальный материал и представлен обширный список источников, на основании которых можно разрабатывать различные исследовательские темы. Книга написана живым языком, поэтому будет интересна не только профессионалам, но всем, кто просто интересуется историей церкви и историей катехизации.
  2. Алан Хирш, Забытые пути. Возрождая миссионерскую церковь (ЕХЦАП, 2013). Автор рассматривает причины кризиса многих «старых» церквей и движений, ставит вопрос о переосмыслении миссии церкви и её устроения на апостольских основаниях. Книга будет интересна всем, кто размышляет над современным кризисом миссионерства и его причинами, ищет практических путей выхода из него для самого себя и своей церковной общины.
  3. Глеб Ястребов, Вадим Винник, Александр Митрофанов и др. 50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу (М.: Эксмо, 2009). Книга в увлекательной и доступной форме рассказывает об основных стереотипах, связанных с православием, католичеством и протестантизмом, иудаизмом и язычеством.
  4. Священник Георгий Кочетков, «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых (Изд. 3-е, испр. и доп. М.: СФИ, 2018). Книга ориентирована на тех, кто проходит катехизацию и сам занимается катехизацией. Уникальность катехизиса в том, что он, подобно древним катехизисам III-IV веков, родился из живой практики, из желания поделиться своей верой во Христа и вдохновением жизни по вере. Катехизис специально не затрагивает догматических вопросов, оставаясь керигматическим текстом. В центре его внимания находятся в первую очередь те основные экзистенциальные вопросы, ответы на которые ищет каждый человек, приходящий к Богу и в Церковь.
  5. Филипп Дженкинс, Войны за Бога: Насилие в Библии (М.: Эксмо, 2013). Вопрос насилия в Библии – один из наиболее острых для людей, делающих первые шаги к Богу и сталкивающихся с текстами Ветхого завета. Существует несколько традиционных ответов на обвинения Бога в жестокости, которые, по мнению автора, не выдерживают критики. Более того, они являются ложными ходами, к которым нельзя прибегать ни в коем случае.

Татьяна Николаевна Панченко

Кандидат философских наук, специалист по русской религиозной философии

  1. Константин Победоносцев, «Великая ложь нашего времени» и «Новая демократия». Две статьи с резкой критикой демократии и парламентаризма, опубликованные в «Московском сборнике» в 1896 году. Дальнейшие размышления о судьбе демократии могут стимулировать две лекции киевского профессора Андрея Баумейстера «Аналитика против пропаганды» и «Смерть демократии? Анализ и дискуссия», где предлагается красивый обзор современной литературы на эту тему, включая работы Уолтера Липпмана, Джона Данна, Альберта Гора и Колина Крауча.
  2. Владимир Соловьев, «Еврейство и христианский вопрос». Прочтите эту статью и увидите, что быть антисемитом и при этом считать себя христианином можно только по невежеству; эти несчастные не читали Владимира Соловьева. Вторая часть статьи на первый взгляд кажется теократической утопией, но вчитайтесь внимательней и найдёте рассуждение о необходимости гармонии властей – духовной, государственной и общественной.
  3. Николай Бердяев, «Смысл творчества». Автор считал эту книгу не самым совершенным, но самым вдохновенным своим произведением. Евгения Герцык, хорошо знакомая с Николаем Александровичем и его идеями, определила её смысл так: «Твори, не то погибнешь!»
  4. Священник Павел Флоренский, «Дружба» (глава X из книги «Столп и утверждение истины»). Это одно из самых глубоких размышлений о дружбе в мировой философии. Отец Павел использует здесь забытое схоластическое различение генерического и нумерического тождества для понимания различия между личностью и вещью и далее – для углубления в особенности новоевропейского миросозерцания.
  5. Семён Франк, «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии». Одна из последних работ Франка, в которой предпринята попытка религиозного осмысления пережитого им опыта «власти тьмы»; написана в период Второй мировой войны.

Глеб Гарриевич Ястребов

Старший преподаватель СФИ

Новый завет: литература на английском языке

  1. Marcus Borg, Jesus in Contemporary Scholarship (Harrisburg: Trinity Press International, 1994). Учёные спорят о том, каким был исторический Иисус. Книга описывает спор с позиции североамериканской школы.
  2. James Dunn, The Theology of Paul the Apostle (Grand Rapids: Eerdmans, 1998). Лучшая попытка представить взгляды Павла в виде непротиворечивого целого (насколько это реально).
  3. John Kloppenborg, Q, The Earliest Gospel: An Introduction to the Original Stories and Sayings of Jesus (Louisville: Westminster John Knox Press, 2008). Гипотеза о пропавшем источнике, который проливает новый свет на историю первых десятилетий христианства. Лучшее введение в проблему.
  4. John P. Meier, A Marginal Jew. Многотомник, в котором 1-й том вышел в 1991, 5-й – в 2016. Небесспорная, но самая детальная проработка преданий об Иисусе: что достоверно, а что нет.
  5. Dennis E. Smith & Joseph Tyson, eds., Acts and Christian Beginnings: The Acts Seminar Report (Salem: Polebridge Press, 2013). Результаты историко-критического анализа Деяний. Насколько мы можем полагаться на Луку?

Новый завет: литература, доступная на русском языке

На русском языке мало хорошей литературы по Новому завету. Из книг, переведенных с европейских языков, я бы советовал почитать эти.

  1. Дж. Данн, «Единство и многообразие в Новом Завете» (М.: ББИ, 2009). Показывает, сколь разными в своих воззрениях были первые христиане.
  2. Д. Кроссан, «Библия. Ужас и надежда главных тем священной книги» (М.: Эксмо, 2015). Название в английском оригинале: «Как остаться христианином, читая Библию?» (Спойлер: рецепт не указан.)
  3. У. Луц, «Нагорная проповедь (Мф 5-7). Богословско-экзегетический комментарий» (М.: ББИ, 2014). Так выглядит хороший научный комментарий на библейский текст.
  4. Д. Флуссер, Р. Бультман, «Загадка Христа» (М.: Эксмо, 2009). Бультман хорош, но Флуссер лучше: как выглядит евангельская история, если её читает один из лучших знатоков древнего иудаизма?
  5. Б. Эрман, «Иисус до Евангелий» (М.: Эксмо, 2018). Как искажается память у очевидцев и их слушателей? И как это влияло на распространение преданий?

Ветхий завет: литература на английском языке

  1. Joel Baden, The Historical David: The Real Life of an Invented Hero (New York: HarperOne, 2013). Увлекательная попытка понять, каким был реальный Давид. Согласно Бейдену – узурпатором и убийцей. Но все равно неоднозначным.
  2. Richard Elliott Friedman & Shawna Dolansky, The Bible Now (Oxford: Oxford University Press, 2011). Как Ветхий Завет смотрит на гомосексуальность, аборты, статус женщин, смертную казнь и экологию? Читателя может удивить, сколь далеки некоторые выводы ученых от популярных представлений.
  3. James Kugel, How to Read the Bible: A Guide to Scripture There and Now (New York: Free Press, 2007). Блестящее введение в то, насколько по-разному смотрят на Ветхий Завет древние и современные интерпретаторы. Но можно ли совместить эти ракурсы? По Кугелю – едва ли.
  4. Carel Van Schaik & Kai Michel, The Good Book of Human Nature: An Evolutionary Reading of the Bible (New York: Basic Books, 2016). После взгляда на Библию с позиции эволюционной психологии её будет сложно воспринимать по-прежнему.
  5. Thomas Romer, The Invention of God (Cambridge: Harvard University Press, 2015). Каким был путь Яхве от пустынного бога войны (одного из многих на древнем Ближнем Востоке) до единого Бога нескольких мировых религий? Головокружительным!

Ветхий завет: литература, доступная на русском языке

  1. Марк Гиршман, «Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности» (М.: Мосты культуры, 2001). Хороший вводный рассказ о том, как смотрели на Библию древние евреи и христиане.
  2. Эмануэл Тов, Текстология Ветхого Завета (М.: ББИ, 2001). Крайне академичный рассказ о том, как выглядит рукописная традиция Ветхого завета. Среди прочего, опровергает фундаменталистский взгляд на Библию.
  3. Ричард Фридман, Как создавалась Библия (М.: Эксмо, 2011). Фридман обладает редким умением превратить скучный с виду предмет (критика источников) в детективный рассказ.
  4. Эрих Ценгер, ред., Введение в Ветхий Завет (М.: ББИ, 2008). Коллектив немецких ученых не стремился писать очень уж увлекательно. Но это самый солидный из доступных на русском языке учебников.
  5. Яков Эйделькинд, Песнь Песней: перевод и филологический комментарий к главам 1-3 (М.: Издательский центр РГГУ, 2015). Очень добросовестный научный труд, который с интересом прочтет и неспециалист. Ведь в нём раскрываются глубины величайшей любовной поэзии.

Александр Михайлович Копировский

Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой богословия СФИ

  1. Валерий Сергеев, «Андрей Рублёв» (Серия «Жизнь замечательных людей», предисловие Д.С. Лихачёва. М.: Молодая гвардия, 2014). О том, что такое икона – на фоне живой жизни Древней Руси эпохи преподобного Сергия Радонежского и монаха Андрея Рублева. Это не «фэнтези»! Автор – известный историк искусства.
  2. Евгений Трубецкой, «Три очерка о русской иконе» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011). Одна из первых – и очень удачных! – попыток раскрыть смысл русской иконы в контексте начавшейся I Мировой войны и приближающейся революции 1917 года. Термин «умозрение в красках» – отсюда.
  3. Виктор Бычков, Русская теургическая эстетика (М.: Ладомир, 2007). О «сути духовно-художественных устремлений того мощного направления в русской культуре первой трети XIX века, которое мы называем сегодня Серебряным веком». Владимир Соловьев, Флоренский, Булгаков, Лосев, И. Ильин… и т.д. – до эсхатологических прозрений Бердяева.
  4. Ганс Зедльмайр, Утрата середины (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского», пер. с нем. С.С. Ванеяна. М.: Прогресс-традиция; Издательский дом Территория будущего, 2008). Под «серединой» здесь понимается смысловой «центр» средневекового искусства – Богочеловек Иисус Христос. Ярко показано, как с ее (Его!) утратой оказывается униженным человек, а искусство дезинтегрируется. Но в страдании от этого – надежда на возвращение радости, света и доверия.
  5. Александр Копировский, Введение во храм: Очерки по церковному искусству (М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2016). Эта книга для тех, кто хочет войти в храм не как турист. Описанные в ней храмы, фрески, иконы и даже картины – опорные точки, позволяющие двигаться дальше самостоятельно, используя прочитанное как своего рода ключи от все новых и новых «дверей».

Алексей Васильевич Журавский

Кандидат исторических наук, доцент СФИ

Ислам и христиано-мусульманский диалог: литература на русском языке 

  1. Коран. Пер. Г.С. Саблукова (Казань: Центральная типография, 1907. Репринты 1991 и др. годов издания). Для тех, кто не занимается исламом профессионально, лучший перевод. Да и вообще, на мой взгляд, лучшая передача «смыслов Корана» на русском языке.
  2. Гольдциер И. Лекции об исламе (СПб.: Издание Брокгауз-Ефрон, 1912). Да-да, актуальна и по сей день. Редчайший случай в гуманитарных науках, когда лекции, прочитанные в начале XX, можно рекомендовать как учебное пособие в XXI.
  3. Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и учение (М.: 1991). Виртуозное религиозно-философское прочтение жизни Мухаммада, а через нее и выявление главного в исламе.
  4. Журавский А.В. Введение в ислам (М.: Rosebud Publishing, 2018).
  5. Христиане и мусульмане: проблемы межрелигиозного диалога (Составление, вступительная статья и комментарии А. Журавского. М.: ББИ, 2000). Рекомендация двух моих книг – не мания величия :), а необходимое вспоможение к курсам, которые я читаю в СФИ.

Ислам и христиано-мусульманский диалог: литература на английском языке 

  1. The history of the Qur'an / by Theodor Nöldeke, Friedrich Schwally, Gotthelf Bergsträsser, Otto Pretzl; edited and translated by Wolfgang H. Behn. Leiden / Boston: Brill, 2013. Фундаментальную монографию, написанную Теодором Нёльдеке еще в XIX веке, дополнили, расширили и углубили в XX веке три крупнейших немецких исследователя Корана.
  2. The New Cambridge History of Islam / Edited by Robert W. Hefner. Vol. 1-6. Cambridge University Press, 2011. Академическая шеститомная история ислама, созданная интернациональной бригадой востоковедов, охватывает все стороны истории и современного состояния мусульманского мира.
  3. William M. Watt. Muhammad: Prophet and Statesman. Oxford University Press, 1974. Детальное изложение жизни, религиозной и политической деятельности Мухаммада, анализирующее как традиционные мусульманские биографии, так и западные исследования.
  4. Constructing the Image of Muhammad in Europe / Edited by Avinoam Shalem / Co-authored by Michelina Di Cesare, Heather Coffey, and Alberto Saviello. Berlin / Boston: De Gruyter, 2013. Хорошие, интересные статьи востоковедов и медиевистов о том, как формировались различные образы Мухаммада в европейском сознании.
  5. Abraham’s Children: Jews, Christians and Muslims in Conversation / Edited by Norman Solomon, Richard Harries and Tim Winter. New York: T&T Clark / Continuum, 2005, London: T&T Clark, 2005. Полезные статьи о взаимоотношениях, представлениях друг о друге, общении и диалоге последователей трех теистических религий.

И в довершение

Пять книг из литературной классики, которые, на мой взгляд, необходимо читать и перечитывать:

  1. Данте Алигьери. Божественная комедия
  2. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль
  3. Мигель де Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
  4. Александр Пушкин. Евгений Онегин
  5. Федор Достоевский. Братья Карамазовы

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225