Перейти к основному содержимому

Чтение для богословов и сочувствующих

К Дню православной книги наши преподаватели назвали пять самых важных книг по своему предмету.

Священник Георгий Кочетков

Основатель СФИ, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Проблемы христианской мистики (магистратура)

В Свято-Филаретовском институте преподаётся ряд уникальных предметов, среди них и курс «Проблемы христианской мистики». Заниматься мистическим опытом трудно, потому что, строго говоря, он не может быть предметом научного исследования. Можно познакомить людей с чьим-то мистическим опытом, но нельзя научить мистике.

  1. Мистический опыт в христианских общинах и братствах: Материалы семинара по курсу «Проблемы христианской мистики» (М.: СФИ, 2019). Осмыслить уникальный опыт церковных общин и братств XX века именно как опыт мистический оказалось очень необычной задачей для наших студентов. Получилось очень ценно, актуально и интересно. Книгу быстро расхватали, и её теперь в продаже нет, но очень хотелось бы, чтобы этот первый пункт нашего списка снова был издан.
  2. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря (Париж: YMCA-Press, 1949). Бердяев часто касался мистических проблем. Он был человеком удивительно экзистенциально мистически настроенным и духовно мистически настроенным. У него было какое-то глубинное познание Бога, человека и мира, и он это описывает, правда, не специально в какой-то отдельной книге. Он такую книгу задумал, но когда начал над ней работать, прервалась его земная жизнь. Но основные свои идеи, важные для вхождения в мистический опыт, он в большой степени отразил в своей последней работе «Царство духа и царство кесаря».
  3. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности (Париж: YMCA-Press, 1937). Я думаю, эта книга об основах экзистенциальной богочеловеческой духовности должна быть под рукой у всех интересующихся христианской мистикой. Важно, что экзистенциальная духовность – это духовность мистическая, но она связана с человеком.
  4. Арсеньев Н.С. Мистицизм и Восточная Церковь (Варшава, 1934). Эту книгу я знаю только по описанию, но очень хочу, поставив её в список, привлечь к ней внимание и стимулировать её новую публикацию, если удастся найти хоть один экземпляр здесь или в Польше.
  5. Кочетков Г., свящ. Основы христианской мистики (Некоторые понятия христианской мистики. Тайна и таинство жизни человека и человечества в Церкви // Тайны и таинства Человека и Церкви: Опыт современной мистагогии второй ступени: В 3 ч. Ч. II: Новая христианская (православная) антропология: Об устроении и спасении человека и человечества. Основы христианской аскетики и мистики. М.: СФИ, 2020). Это соответствующая тема второй ступени таинствоводства с приложением пяти текстов: «Видение Бога» из книги митрополита Илариона (Алфеева) «Таинство веры»; «Преображение человека» из той же книги; «Об обожении человеческих души и тела, о мощах, об обожении всего творения, личном и в церкви (братстве)» из книги митрополита Каллиста (Уэра) «Православная церковь»; «Человек как трансцендентное существо. Богоподобие с догматическо-антропологической точки зрения» П. Миклущак; «Обожение» из книги Оливье Клемана «Истоки». Это, с одной стороны, введение в основные понятия мистики, с другой, обсуждение главных мистических вопросов, которые связаны с соответствующим церковным и личностным опытом православных людей и вообще христиан.

Надеюсь, что все эти пять произведений будут не просто прочитаны, но и осознаны в контексте современной церковной жизни, что послужит её возрождению. Я хотел бы стимулировать переиздание всех перечисленных работ, потому что отсутствие соответствующей литературы и, главное, соответствующего опыта у современных православных христиан – как мирян, так и всех чинов иерархии – очень сильно влияет на редукцию православной веры и православной жизни. Вот этого и нельзя допускать. Поэтому читайте, радуйтесь, обогащайте себя и других новым опытом.

Введение в основные понятия православной мистики (бакалавриат)

  1. Минин П.М. Главные направления древне-церковной мистики (Сергиев Посад, 1915).
  2. Минин П.М. Мистицизм и его природа (Сергиев Посад, 1913).
  3. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви (Богословские труды. Сборник восьмой, посвященный Владимиру Лосскому. М.: Издание Московской патриархии, 1972. С. 9-128).
  4. Мейендорф И., протопресв. Святой Григорий Палама и православная мистика (Нью-Йорк, 1974).
  5. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. В 3 томах (СПб.: Андреев и сыновья, 1992).

Владимир Иванович Якунцев

Заведующий Научно-методическим центром по миссии и катехизации СФИ

  1. Павел Гаврилюк, История катехизации в древней церкви (М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001). Единственное на сегодняшний день достаточно полное описание катехизации в древней церкви. С выводами автора не всегда можно согласиться, но в монографии собран уникальный материал и представлен обширный список источников, на основании которых можно разрабатывать различные исследовательские темы. Книга написана живым языком, поэтому будет интересна не только профессионалам, но всем, кто просто интересуется историей церкви и историей катехизации.
  2. Алан Хирш, Забытые пути. Возрождая миссионерскую церковь (ЕХЦАП, 2013). Автор рассматривает причины кризиса многих «старых» церквей и движений, ставит вопрос о переосмыслении миссии церкви и её устроения на апостольских основаниях. Книга будет интересна всем, кто размышляет над современным кризисом миссионерства и его причинами, ищет практических путей выхода из него для самого себя и своей церковной общины.
  3. Глеб Ястребов, Вадим Винник, Александр Митрофанов и др. 50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу (М.: Эксмо, 2009). Книга в увлекательной и доступной форме рассказывает об основных стереотипах, связанных с православием, католичеством и протестантизмом, иудаизмом и язычеством.
  4. Священник Георгий Кочетков, «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых (Изд. 3-е, испр. и доп. М.: СФИ, 2018). Книга ориентирована на тех, кто проходит катехизацию и сам занимается катехизацией. Уникальность катехизиса в том, что он, подобно древним катехизисам III-IV веков, родился из живой практики, из желания поделиться своей верой во Христа и вдохновением жизни по вере. Катехизис специально не затрагивает догматических вопросов, оставаясь керигматическим текстом. В центре его внимания находятся в первую очередь те основные экзистенциальные вопросы, ответы на которые ищет каждый человек, приходящий к Богу и в Церковь.
  5. Филипп Дженкинс, Войны за Бога: Насилие в Библии (М.: Эксмо, 2013). Вопрос насилия в Библии – один из наиболее острых для людей, делающих первые шаги к Богу и сталкивающихся с текстами Ветхого завета. Существует несколько традиционных ответов на обвинения Бога в жестокости, которые, по мнению автора, не выдерживают критики. Более того, они являются ложными ходами, к которым нельзя прибегать ни в коем случае.

Татьяна Николаевна Панченко

Кандидат философских наук, специалист по русской религиозной философии

  1. Константин Победоносцев, «Великая ложь нашего времени» и «Новая демократия». Две статьи с резкой критикой демократии и парламентаризма, опубликованные в «Московском сборнике» в 1896 году. Дальнейшие размышления о судьбе демократии могут стимулировать две лекции киевского профессора Андрея Баумейстера «Аналитика против пропаганды» и «Смерть демократии? Анализ и дискуссия», где предлагается красивый обзор современной литературы на эту тему, включая работы Уолтера Липпмана, Джона Данна, Альберта Гора и Колина Крауча.
  2. Владимир Соловьев, «Еврейство и христианский вопрос». Прочтите эту статью и увидите, что быть антисемитом и при этом считать себя христианином можно только по невежеству; эти несчастные не читали Владимира Соловьева. Вторая часть статьи на первый взгляд кажется теократической утопией, но вчитайтесь внимательней и найдёте рассуждение о необходимости гармонии властей – духовной, государственной и общественной.
  3. Николай Бердяев, «Смысл творчества». Автор считал эту книгу не самым совершенным, но самым вдохновенным своим произведением. Евгения Герцык, хорошо знакомая с Николаем Александровичем и его идеями, определила её смысл так: «Твори, не то погибнешь!»
  4. Священник Павел Флоренский, «Дружба» (глава X из книги «Столп и утверждение истины»). Это одно из самых глубоких размышлений о дружбе в мировой философии. Отец Павел использует здесь забытое схоластическое различение генерического и нумерического тождества для понимания различия между личностью и вещью и далее – для углубления в особенности новоевропейского миросозерцания.
  5. Семён Франк, «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии». Одна из последних работ Франка, в которой предпринята попытка религиозного осмысления пережитого им опыта «власти тьмы»; написана в период Второй мировой войны.

Глеб Гарриевич Ястребов

Старший преподаватель СФИ

Новый завет: литература на английском языке

  1. Marcus Borg, Jesus in Contemporary Scholarship (Harrisburg: Trinity Press International, 1994). Учёные спорят о том, каким был исторический Иисус. Книга описывает спор с позиции североамериканской школы.
  2. James Dunn, The Theology of Paul the Apostle (Grand Rapids: Eerdmans, 1998). Лучшая попытка представить взгляды Павла в виде непротиворечивого целого (насколько это реально).
  3. John Kloppenborg, Q, The Earliest Gospel: An Introduction to the Original Stories and Sayings of Jesus (Louisville: Westminster John Knox Press, 2008). Гипотеза о пропавшем источнике, который проливает новый свет на историю первых десятилетий христианства. Лучшее введение в проблему.
  4. John P. Meier, A Marginal Jew. Многотомник, в котором 1-й том вышел в 1991, 5-й – в 2016. Небесспорная, но самая детальная проработка преданий об Иисусе: что достоверно, а что нет.
  5. Dennis E. Smith & Joseph Tyson, eds., Acts and Christian Beginnings: The Acts Seminar Report (Salem: Polebridge Press, 2013). Результаты историко-критического анализа Деяний. Насколько мы можем полагаться на Луку?

Новый завет: литература, доступная на русском языке

На русском языке мало хорошей литературы по Новому завету. Из книг, переведенных с европейских языков, я бы советовал почитать эти.

  1. Дж. Данн, «Единство и многообразие в Новом Завете» (М.: ББИ, 2009). Показывает, сколь разными в своих воззрениях были первые христиане.
  2. Д. Кроссан, «Библия. Ужас и надежда главных тем священной книги» (М.: Эксмо, 2015). Название в английском оригинале: «Как остаться христианином, читая Библию?» (Спойлер: рецепт не указан.)
  3. У. Луц, «Нагорная проповедь (Мф 5-7). Богословско-экзегетический комментарий» (М.: ББИ, 2014). Так выглядит хороший научный комментарий на библейский текст.
  4. Д. Флуссер, Р. Бультман, «Загадка Христа» (М.: Эксмо, 2009). Бультман хорош, но Флуссер лучше: как выглядит евангельская история, если её читает один из лучших знатоков древнего иудаизма?
  5. Б. Эрман, «Иисус до Евангелий» (М.: Эксмо, 2018). Как искажается память у очевидцев и их слушателей? И как это влияло на распространение преданий?

Ветхий завет: литература на английском языке

  1. Joel Baden, The Historical David: The Real Life of an Invented Hero (New York: HarperOne, 2013). Увлекательная попытка понять, каким был реальный Давид. Согласно Бейдену – узурпатором и убийцей. Но все равно неоднозначным.
  2. Richard Elliott Friedman & Shawna Dolansky, The Bible Now (Oxford: Oxford University Press, 2011). Как Ветхий Завет смотрит на гомосексуальность, аборты, статус женщин, смертную казнь и экологию? Читателя может удивить, сколь далеки некоторые выводы ученых от популярных представлений.
  3. James Kugel, How to Read the Bible: A Guide to Scripture There and Now (New York: Free Press, 2007). Блестящее введение в то, насколько по-разному смотрят на Ветхий Завет древние и современные интерпретаторы. Но можно ли совместить эти ракурсы? По Кугелю – едва ли.
  4. Carel Van Schaik & Kai Michel, The Good Book of Human Nature: An Evolutionary Reading of the Bible (New York: Basic Books, 2016). После взгляда на Библию с позиции эволюционной психологии её будет сложно воспринимать по-прежнему.
  5. Thomas Romer, The Invention of God (Cambridge: Harvard University Press, 2015). Каким был путь Яхве от пустынного бога войны (одного из многих на древнем Ближнем Востоке) до единого Бога нескольких мировых религий? Головокружительным!

Ветхий завет: литература, доступная на русском языке

  1. Марк Гиршман, «Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности» (М.: Мосты культуры, 2001). Хороший вводный рассказ о том, как смотрели на Библию древние евреи и христиане.
  2. Эмануэл Тов, Текстология Ветхого Завета (М.: ББИ, 2001). Крайне академичный рассказ о том, как выглядит рукописная традиция Ветхого завета. Среди прочего, опровергает фундаменталистский взгляд на Библию.
  3. Ричард Фридман, Как создавалась Библия (М.: Эксмо, 2011). Фридман обладает редким умением превратить скучный с виду предмет (критика источников) в детективный рассказ.
  4. Эрих Ценгер, ред., Введение в Ветхий Завет (М.: ББИ, 2008). Коллектив немецких ученых не стремился писать очень уж увлекательно. Но это самый солидный из доступных на русском языке учебников.
  5. Яков Эйделькинд, Песнь Песней: перевод и филологический комментарий к главам 1-3 (М.: Издательский центр РГГУ, 2015). Очень добросовестный научный труд, который с интересом прочтет и неспециалист. Ведь в нём раскрываются глубины величайшей любовной поэзии.

Александр Михайлович Копировский

Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой богословия СФИ

  1. Валерий Сергеев, «Андрей Рублёв» (Серия «Жизнь замечательных людей», предисловие Д.С. Лихачёва. М.: Молодая гвардия, 2014). О том, что такое икона – на фоне живой жизни Древней Руси эпохи преподобного Сергия Радонежского и монаха Андрея Рублева. Это не «фэнтези»! Автор – известный историк искусства.
  2. Евгений Трубецкой, «Три очерка о русской иконе» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011). Одна из первых – и очень удачных! – попыток раскрыть смысл русской иконы в контексте начавшейся I Мировой войны и приближающейся революции 1917 года. Термин «умозрение в красках» – отсюда.
  3. Виктор Бычков, Русская теургическая эстетика (М.: Ладомир, 2007). О «сути духовно-художественных устремлений того мощного направления в русской культуре первой трети XIX века, которое мы называем сегодня Серебряным веком». Владимир Соловьев, Флоренский, Булгаков, Лосев, И. Ильин… и т.д. – до эсхатологических прозрений Бердяева.
  4. Ганс Зедльмайр, Утрата середины (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского», пер. с нем. С.С. Ванеяна. М.: Прогресс-традиция; Издательский дом Территория будущего, 2008). Под «серединой» здесь понимается смысловой «центр» средневекового искусства – Богочеловек Иисус Христос. Ярко показано, как с ее (Его!) утратой оказывается униженным человек, а искусство дезинтегрируется. Но в страдании от этого – надежда на возвращение радости, света и доверия.
  5. Александр Копировский, Введение во храм: Очерки по церковному искусству (М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2016). Эта книга для тех, кто хочет войти в храм не как турист. Описанные в ней храмы, фрески, иконы и даже картины – опорные точки, позволяющие двигаться дальше самостоятельно, используя прочитанное как своего рода ключи от все новых и новых «дверей».

Алексей Васильевич Журавский

Кандидат исторических наук, доцент СФИ

Ислам и христиано-мусульманский диалог: литература на русском языке 

  1. Коран. Пер. Г.С. Саблукова (Казань: Центральная типография, 1907. Репринты 1991 и др. годов издания). Для тех, кто не занимается исламом профессионально, лучший перевод. Да и вообще, на мой взгляд, лучшая передача «смыслов Корана» на русском языке.
  2. Гольдциер И. Лекции об исламе (СПб.: Издание Брокгауз-Ефрон, 1912). Да-да, актуальна и по сей день. Редчайший случай в гуманитарных науках, когда лекции, прочитанные в начале XX, можно рекомендовать как учебное пособие в XXI.
  3. Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и учение (М.: 1991). Виртуозное религиозно-философское прочтение жизни Мухаммада, а через нее и выявление главного в исламе.
  4. Журавский А.В. Введение в ислам (М.: Rosebud Publishing, 2018).
  5. Христиане и мусульмане: проблемы межрелигиозного диалога (Составление, вступительная статья и комментарии А. Журавского. М.: ББИ, 2000). Рекомендация двух моих книг – не мания величия :), а необходимое вспоможение к курсам, которые я читаю в СФИ.

Ислам и христиано-мусульманский диалог: литература на английском языке 

  1. The history of the Qur'an / by Theodor Nöldeke, Friedrich Schwally, Gotthelf Bergsträsser, Otto Pretzl; edited and translated by Wolfgang H. Behn. Leiden / Boston: Brill, 2013. Фундаментальную монографию, написанную Теодором Нёльдеке еще в XIX веке, дополнили, расширили и углубили в XX веке три крупнейших немецких исследователя Корана.
  2. The New Cambridge History of Islam / Edited by Robert W. Hefner. Vol. 1-6. Cambridge University Press, 2011. Академическая шеститомная история ислама, созданная интернациональной бригадой востоковедов, охватывает все стороны истории и современного состояния мусульманского мира.
  3. William M. Watt. Muhammad: Prophet and Statesman. Oxford University Press, 1974. Детальное изложение жизни, религиозной и политической деятельности Мухаммада, анализирующее как традиционные мусульманские биографии, так и западные исследования.
  4. Constructing the Image of Muhammad in Europe / Edited by Avinoam Shalem / Co-authored by Michelina Di Cesare, Heather Coffey, and Alberto Saviello. Berlin / Boston: De Gruyter, 2013. Хорошие, интересные статьи востоковедов и медиевистов о том, как формировались различные образы Мухаммада в европейском сознании.
  5. Abraham’s Children: Jews, Christians and Muslims in Conversation / Edited by Norman Solomon, Richard Harries and Tim Winter. New York: T&T Clark / Continuum, 2005, London: T&T Clark, 2005. Полезные статьи о взаимоотношениях, представлениях друг о друге, общении и диалоге последователей трех теистических религий.

И в довершение

Пять книг из литературной классики, которые, на мой взгляд, необходимо читать и перечитывать:

  1. Данте Алигьери. Божественная комедия
  2. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль
  3. Мигель де Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
  4. Александр Пушкин. Евгений Онегин
  5. Федор Достоевский. Братья Карамазовы

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Социальные сети
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225