Агапа в СФИ
«В конце октября этого года мне по какому-то поводу пришлось разбирать хранящиеся в шкафу старые письма. Копаясь в них, я обнаружил листок, на котором моим почерком было написано что-то вроде перечня, плана с нумерацией по пунктам. Сразу бросилась в глаза одна строчка: “Христос посреди нас!” — “Аминь!”. Вспоминать и мучиться, что же это такое, не пришлось ни минуты: конечно, это была наша с о. Георгием “домашняя заготовка” для проведения у него дома самой первой агапы, “трапезы любви”, 16 ноября 1975 года, в тогдашний день его именин».
Так вспоминает на страницах журнала «Православная община» Александр Михайлович Копировский первую агапу, которую они проводили с отцом Георгием (будущим ректором нашего института) и небольшой группой молодых христиан.
С тех пор прошло чуть больше сорока лет. Мы сидим в уютном московском кафе, способном вместить за одним столом руководство института, профессоров и преподавателей, сотрудников и примерно двести студентов и выпускников.
В институте закончилась очередная сессия заочного отделения – время бессонных ночей и напряженных дней, когда студенты из разных городов, которые обычно на занятиях «сидят в диктофоне», материализуются и имеют возможность увидеть преподавателей и студентов-очников, чьи голоса они уже хорошо знают по аудиозаписям лекций.
Три с лишним часа мы просто общались, делились друг с другом радостью, благодарностью, размышлениями, воспоминаниями и курьезными ситуациями прошедшей сессии, семестра, года.
Александр Михайлович говорит, что «агапы возродились в церкви, потому что опять стали ей нужны», и сегодня мы можем присоединиться к этим словам и благодарить Бога, что учимся в таком месте, где агапы – не только часть курса литургики, но и добрая студенческая традиция.
Анна Алиева, председатель АВиС: В этом году наша Ассоциация начала проводить студенческие семинары в разных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Вельске, Кишинёве, Воронеже, Твери. На них студенты и выпускники института делились плодами своего духовного образования – рассказывали о своих курсовых и бакалаврских работах. Также мы стали проводить междисциплинарные семинары, например, по теолингвистике – дисциплинарной области на стыке богословия, филологии и языкознания. Это расширяет возможности участия для специалистов разных направлений и, как мы надеемся, вдохновит больше людей получать духовное образование.
Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ: Одно из главных противоречий в современном вузовском образовании связано с его профессионализацией, когда человек обучается только для того, чтобы обрести специальность, научиться выполнять какую-то функцию, необходимую в обществе. Другой же подход к образованию, основанный на стремлении человека всесторонне возрастать, развивать свои интеллектуальные, культурные, духовные, человеческие качества, сейчас непопулярен. Гуманитарное духовное образование в какой-то мере противостоит профессиональному образованию, которое не предполагает, что у человека есть какие-либо другие запросы, кроме как зарабатывать себе на кусок хлеба или совершенствоваться в какой-то области. А оказывается, эти запросы есть, и духовное образование позволяет находить смысл в самых разных пластах культурной, духовной, церковной жизни, протягивать нити содержательных, смысловых духовных связей от нашего времени к любой исторической точке. Это большое богатство.
Татьяна Ануфриева, студентка 3 курса богословского факультета (Воронеж): Я хочу поделиться тем, что очень сильно вдохновило меня в начале сессии. В студенческой трапезной мы познакомились с двумя сестрами из Красноярска, из братства «Святое дело» отца Петра Боева. И начали разговаривать. «На каком вы курсе?» Они оказались на первом курсе Богословского колледжа.
– А далеко ли вам ехать? – спрашиваю.
– Мы прилетели, потому что ехать два с половиной дня – это очень долго.
– Наверно, на самолете дороже?
– Ну да, девятнадцать тысяч.
– У нас это сопоставимо с зарплатой за месяц.
– Вы знаете, у нас тоже это сопоставимо с зарплатой за месяц.
Григорий Гутнер, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин: Ещё одна благодарность, о которой необходимо сказать, – это благодарность тем, кто в нашем институте трудится. Я имею в виду не преподавателей, а «тружеников невидимого фронта», которые держат на своих плечах весь учебный процесс и совершают просто титаническую работу. Это вообще мало кто умеет делать, эти чисто учебные, текущие проблемы: расписание, организация занятий, собирание студентов, передача разной информации – для меня это всегда была катастрофа, а они это делают удивительно быстро, интересно, чётко, хорошо, всегда можно положиться, всегда можно попросить о чём-то. А если к этому добавить всю чудовищную бумажную нагрузку, связанную с переделыванием программ, регулярно обновляющимися учебными планами, новыми стандартами, – всё то, что в нашем институте делает учебно-методический отдел! Всем этим людям, которых мы, приходя в аудитории, часто просто не видим и которые проделывают такую колоссальную работу, что без Божьей помощи невозможно, – большая благодарность. Я знаю, что в других вузах на преподавателей «сваливается» гораздо больше, у них гораздо больше неприятностей от всех этих дел, не связанных с преподавательской деятельностью, а здесь перед тобой всё время расчищают пространство, раскрывают какие-то возможности: только занимайся тем, чем ты должен заниматься.
Ещё не могу не выразить благодарность студентам. Студенты СФИ – это люди, с которыми всегда хочется иметь дело. Их главное свойство – это открытость. В других учебных заведениях я встречался с тем, что на тебя смотрят как на такого жирафа, который пришёл в аудиторию, а в глазах: вообще, зачем нам это всё? А это что вообще? Что мы с этим будем делать? К чему вы всё это говорите? Вот этот скверный вопрос тут не возникает ни в глазах, ни явно. И это очень приятно, что человек с открытостью и готовностью тебя принимает, это аванс, который тебе дают всякий раз, и он дорогого стоит.
Заочникам – моя особая признательность и благодарность, их героический труд должен быть особо выделен. Честно вам скажу, когда приходишь в аудиторию и не помнишь, что там, в этом приборе [диктофоне] неявно присутствуют сотни людей, а потом ты эти сотни людей встречаешь на сессии и думаешь: «А они сумели из этого что-то извлечь, они что-то поняли, они даже вполне неплохо со всем этим освоились!» – это удивительно. Так что я очень вам всем признателен за открытость, за эту готовность учиться и благодарен Богу, что Он привёл меня в стены этого замечательного учебного заведения. Христос посреди нас!
Константин Обозный, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин: Возможно, наш институт проигрывает МГУ и другим «китам образования» в плане материально-технической базы, в поддержке со стороны государственных органов, в количестве докторов наук, но часто он становится чуть ли не единственной площадкой, где можно говорить на самые острые церковные, исторические темы. Так, например, для отца Павла Адельгейма СФИ был единственным местом, где он мог делиться своим опытом, преподавать, читать лекции.
Иулия-Гульнара Халитова, студентка 1 курса факультета религиоведения (Екатеринбург): Окончив Богословский колледж в 2007 году, я после большого перерыва поступила на факультет религиоведения. Я понимаю, что это только начало серьезного образования. Очень надеюсь, что вскоре смогу говорить и об учебе на богословском факультете, а сейчас хочу выразить искреннюю радость и глубокую благодарность отцу Георгию, Маргарите Васильевне и всем преподавателям факультета религиоведения! Удивительное вдохновение испытываешь, узнавая, как на протяжении веков человек всерьез, творчески, глубоко, подлинно ищет Бога. Сколько времени, сил, жизненного потенциала он может отдавать этим поискам! Тебе приоткрывается, как тотально религиозен человек и как это может быть мучительно или радостно для него, но что именно жизнь с Богом и есть сердцевина жизни человека.
Татьяна Панченко, преподаватель русской религиозной философии: Я больше всего хочу поблагодарить студентов. Вы не представляете, как это много значит для каждого преподавателя. Приходят взрослые люди, у всех высшее образование (за все годы у меня был один студент со средним образованием, все остальные с высшим – у кого-то два, у кого-то три) – и они сидят студентами, они учатся. Они работают, у них дети, у них послушания – и плюс эта нагрузка. Я смотрю всякий раз с восхищением, с непониманием, как это может быть! Как вообще человек может столько вместить?! Мой курс очень объемный. Я сама не ожидала, но когда я составила хрестоматию и увидела, что в ней 700 страниц, мне стало плохо. А это нужно не просто прочитать, это нужно очень внимательно прочитать, иногда два раза. Я думала: это нереально, это просто невозможно. А они это делают, и обсуждают. Иногда кто-то выскажет идею, и эта идея крутится в группе, как шар, обрастает смыслами и становится огромным комом, и ты понимаешь, что сам бы никогда до этого не дошел, это общее творчество. И это прекрасно. Я преподаю всю жизнь, начала преподавать сразу после университета, и таких дивных студентов, как вы, никогда раньше не видела. Это просто счастье.
Потом, наши заседания кафедры. Обычно в любом институте кафедра – это «опять кафедра, опять мухи будут дохнуть». И нужно высидеть какое-то время. Но если бы вы знали, какие у нас кафедры! Это настолько приятно, настолько живо и каждый раз как подарок! Когда надо, мы говорим и о каких-то организационных вещах, но большей частью это всегда какая-то философская проблема. Вот говорит Григорий Борисович. А мы с ним с разных сторон шли в философию, и я могу с ним совершенно не соглашаться, и часто не соглашаюсь, но мне всё равно очень интересно и приятно, потому что каждое выступление рождает мысль!
Благодарность отцу Георгию, ведь чтобы создать такой институт – сколько же нужно положить на это сил! Он и положил всю жизнь.
Виталина Житова, студентка 4 курса богословского факультета (Архангельск): Расскажу о случае, который произошел со мной на прошлой сессии, когда мне пришлось переписать в третий раз семестровую контрольную по литургике, по курсу Зои Михайловны Дашевской. Нужно было ответить на несколько вопросов по работе архимандрита Роберта Тафта «Как растут литургии». Я честно открыла в интернете книгу Антона Баумштарка, нашла там ответы на эти вопросы, скопировала их, вставила куда надо и отправила. И мне вдруг приходит ответ: «Работа несамостоятельная. Два». Думаю: что значит – несамостоятельная? Сама нашла, сама скопировала, сама вставила, все сама сделала, ни у кого не подсматривала. Проверила все, опять отправила. Мне отвечают: «Работа списана. Два». Сносочки, что ли, надо убрать? В общем, на пятый раз до меня «дошло», чего от меня требует преподаватель, пришлось все переписать, с выводами, и не абы какими, а как положено. Поэтому я благодарю Бога, что за качество нашего образования отвечают наши преподаватели, которым так важно, чтобы мы привыкли самостоятельно мыслить!
Кирилл Мозгов, преподаватель церковнославянского языка, истории миссии и катехизации: Наверное, такие наши агапы, такие встречи – это момент, когда происходит «напитывание», после которого можно отправляться в некоторый путь. Для кого-то это будет следующий семестр, для кого-то что-то еще. Сегодня вспоминали о разных конференциях, семинарах, в которых участвуют наши выпускники и студенты, где иногда происходят неожиданные встречи. Наверное, у каждого есть свой опыт, из которого понятно, что живое слово в любом месте приносит свои плоды, всегда происходит какая-то реакция. И чтобы научиться вдохновению, нужно искать возможности, чтобы это слово выходило дальше, за пределы круга нашего общения. И может быть, особенно это актуально для студентов. Много чего происходит сейчас в мире, в том числе в научном. Иногда это просто возможность пообщаться. И мне кажется, очень важно выходить чаще за наши благословенные границы и делиться тем, что Господь нам здесь дает. Христос посреди нас!
Священник Георгий Кочетков, ректор СФИ: Мне бы очень хотелось, чтобы была отдача со стороны всех студентов, ведь образование, получаемое в нашем институте, – это талант, это дар, и нужно его умножать. Его нельзя, никак нельзя закопать в землю. Хочется, чтобы наш институт действительно был светочем, который может озарять жизнь многих и многих людей, чтобы тот уникальный опыт, о котором свидетельствовали преподаватели и студенты, был явлен другим людям. Мне хочется, чтобы везде были такие живые отношения между людьми, и чтобы то, чем люди здесь занимаются, что они изучают, входило в их жизнь, причем чем быстрее, тем лучше. Потому что духовное образование, тот свет, который оно в себе содержит – это самое главное, что требуется сейчас, самое актуальное в нашей стране и не только в ней.