Перейти к основному содержимому

32 священника «серебряного века»

К началу прошлого столетия русское общество оказалось расколото. Трудно представить себе два более непохожих мира, чем русская интеллигенция и духовенство начала века. Но именно тогда богоискательски настроенные и думающие, хотя часто внешне далекие от церкви люди и представители духовенства, видевшие стагнацию церковной жизни и многовековые искажения христианства народными суевериями, бессилие догматических формул удовлетворить духовные запросы людей и повлиять на устроение общественной жизни, вступили в диалог друг с другом.

О людях, инициировавших этот диалог, о его центральных вопросах рассказала старший преподаватель Свято-Филаретовского института кандидат филологических наук Юлия Балакшина на круглом столе «Судьбы русской интеллигенции в первой половине XX века», состоявшемся в Санкт-Петербурге 21 марта. Круглый стол был организован кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ, возглавляемой директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

Доклад Юлии Балакшиной был посвящен кружку «32-х» молодых петербургских священников, взявших на себя труд и риск диалога с нецерковной интеллигенцией. Один из членов этого кружка, о. Константин Аггеев, крестил Семена Франка, дружил с Сергеем Булгаковым и Николаем Бердяевым, принимал в своем храме поэта Вячеслава Иванова и мать Александра Блока и пенял Петру Струве в переписке, что тот вовремя не крестил сына.

«Участники группы “32-х”, многочисленными личными связями соединенные с культурной элитой эпохи “серебряного века”, оказалась не только в центре церковных коллизий своего времени, но и в центре того религиозно-философского ренессанса, который переживала в начале XX века русская культура», – отметила Юлия Балакшина.

Одна из задач, которую ставили перед собой члены группы «32-х», – поиск нового языка и способа передачи опыта веры, свидетельства о Христе в период, когда схоластическое, наукообразное богословие переставало быть понятным и убедительным. Этот новый язык, преемственный по отношению к языку русской культуры и литературы, создают Алексей Хомяков и Николай Аксаков, Семен Франк и Николай Бердяев.

Молодых священников интересовала также новая постановка проблемы личности. Людей, которые искали проявления в человеке образа Божьего уже здесь и сейчас, не готовых довольствоваться верой, оторванной от практической жизни, не могло устроить понимание жизни «здесь» как приготовления к жизни «там». Все это все ставило перед самой Церковью вопрос о том, как ей стать похожей на саму себя, способной к воплощению евангельского слова в отношениях между людьми.

На круглом столе поднимался и вопрос о том, как современная церковь может находить язык, внятный для людей живой совести и высоких духовных и культурных запросов. Старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Буров рассказал об экспонировавшейся в музее в 2011 году выставке «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления в XX веке», организованной Преображенским братством и Культурно-просветительским центром «Преображение» при поддержке СФИ. Одна из особенностей выставки в том, что она рассказывает о самых страшных страницах в истории Русской православной церкви, делая акцент не на масштабе преступлений советской власти и народа, но на опыте тех верующих, которые в нечеловеческих условиях сохраняли человеческое достоинство и своим примером и помощью вдохновляли других людей.

Такой подход вызвал дискуссию и даже спор: стоит ли так героизировать историю XX века и возводить в принцип опыт мужественных одиночек? Известно же, что храмы превращали в туалеты и карцеры сами вчерашние прихожане, что архивные документы и воспоминания людей, прошедших через советскую систему правосудия, представляют собой отнюдь не вдохновляющее чтение. Заведующая музеем Александро-Невской лавры, секретарь Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии Лидия Соколова заметила, что интеллигенция не всегда проявляла стойкость, попадая в руки ВЧК (НКВД), и в своих показаниях, дабы избежать наказания, была готова скрещивать марксизм и христианство. В то же время одна из участниц круглого стола Анастасия Наконечная вспомнила о верующей интеллигенции, входившей в состав Александро-Невского братства, которая в условиях арестов и ссылок явила пример верности Христу и Церкви.

«В контексте всего разговора отношения церкви и интеллигенции предстали как сложный процесс, требующий вдумчивого осмысления, – прокомментировала Юлия Балакшина. – Живой неугомонный поиск истины, сознание ценности человеческого достоинства, готовность к жертвенному служению делу созидания земной правды – черты, исконно присущие русской интеллигенции, – на трагических путях XX века оказались обогащены тем, что несли в себе лучшие представители Церкви: духовной стойкостью, верой и верностью, предощущением реальности Небесного Царства и силой Христова Воскресения».

Вопрос о диалоге церкви и интеллигенции – это, безусловно, и вопрос сегодняшнего дня, который трудно будет решить без взаимного доверия и интереса, без обретения взаимопонятного языка этого диалога.

В круглом столе также приняли участие настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове протоиерей Андрей Дьяконов, директор Государственного литературного музея «XX век» Наталия Арефьева, старший научный сотрудник этого же музея и доцент Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства кандидат искусствоведения Алексей Семкин.