Перейти к основному содержимому
Дмитрий Каштанов
Свято-Филаретовский институт

Особенности катехизации детей в возрасте от 6 до 12 лет

XXI Сретенские чтения, секция миссиологии и катехетики
Полноценная катехизация, как «устное, последовательное и целостное наставление в основах христианской (православной) веры и жизни»1, возможна начиная с 20-21 года2, потому что до этого у человека, как правило, нет достаточно опыта, который необходим для трезвенного отношения к себе и к миру, а без этого катехизация невозможна.

Таким образом, мы не имеем возможности говорить о полноценной катехизации детей, но это не исключает изучения вопроса о подготовке детей к полноценной катехизации, а значит и о процессе предоглашения, который имеет целостный характер и направлен «на всю личность человека, оно (предоглашение Д.К.) должно убеждать ум, пробуждать совесть, зажигать сердце, пробуждать волю к свободному решению и действию»3

Говоря о детях указанного возраста, мы не можем не говорить о воспитании и образовании, так как эти процессы обязательно имеют место в жизни детей и могут содержать элементы подготовки детей к катехизации. Говоря о воспитании, которое по мнению педагога, психолога, философа и священника В.В. Зеньковского «воодушевляется верой в возможность преображения и просветления души человека и  предполагает некий залог добра, живущий в душе человека4», мы основываемся на христианской антропологии, христианском учении о человеке, которые были намечены и развиты отцами Церкви, исходившими из библейской антропологии, из новозаветного учения о человеке. В основе христианской антропологии, как ее центральная и основная идея лежит учение об образе Божием в человеке. А цель христианского воспитания «исцеление духовного начала  и может быть правильно поставлена лишь как тема спасения и искупления»5. Иными словами воспитание ребёнка нельзя ставить вне связи с темой спасения, а  подготовку ребёнка к жизни в этом мире вне связи с подготовкой его к жизни вечной.

В чем может заключаться подготовка и какие цели может иметь?

Предварительно необходимо сделать несколько уточнений.

Вопрос соотношения детей и религии имеет большое внутреннее напряжение. Это происходит потому, что с детьми связывается надежда. Та надежда, которая возлагается на детей, питает смыслы их обучения и воспитания. Так как будущее – это всегда вопрос веры, а не знания (2 Кор 5:7), то отношение к детям отношение религиозное по своей сути. Родители воспитывают ребёнка в своей вере. В этом смысле воспитание понимается как духовная  инициация – «так жить правильно», а вопросы обучения решают задачу социализации детей.

Таким образом, изучая вопрос подготовки к катехизации детей мы должны сказать, что в этом процессе, в нормальном случае, могут участвовать только те дети, родители которых исповедуют себя христианами и хотели бы, чтобы их дети восприняли христианскую веру.

Еще одно уточнение. Почему выбран именно этот возраст – 6-12 лет. На протяжении человеческой жизни до 20-21-летнего возраста большинство педагогов и психологов6 выделяют несколько этапов развития и даже «…самое деление детства на различные периоды связано с различной духовной установкой в душе ребенка»7. Каждый этап имеет свои границы, характеризуется определёнными процессами и завершается кризисом, как возможностью перехода на новый этап. Особенность этого этапа в том, что ребёнок, имея вектор исхода из пространства семьи, социализируется, обретая нормы и правила жизни в обществе, а значит и в церковном собрании. Таким образом, это время, когда вопрос подготовки детей к катехизации становится в большей степени делом церковного собрания, чем было до этого.

Итак, изучая процесс подготовки к катехизации детей в возрасте от 6 до 12 лет мы говорим не только о детях, но и о их родителях, которые хотят, чтобы их дети восприняли христианство. Также мы имеем ввиду, что в этом процессе участвует церковное собрание, в которое входят родители ребёнка.

Какими особенными чертами характеризуется этот возраст жизни?

Во первых, надо сказать о том, что ребёнок к этому времени уже имеет значительный духовный опыт, так как в период, предшествующий изучаемому возрасту, «формируется духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем»8. По мнению Зеньковского В.В, у этого процесса есть динамика, и раннее детство дает парадоксальную картину сочетания духовного богатства и медленно возрастающей силы эмпирической психики.  Церковь не считает ребенка ответственным за свои поступки до 7 лет – поэтому первая исповедь начинается в этом возрасте, но это не означает того, что у ребенка нет грехов. Пора религиозной жизни второго детства (возраст от 5 до 13 лет по Зеньковскому выделено мной Д.К.) в общем неблагоприятна, так как «Второе детство духовно неправильно, односторонне – и оно уже начинает новую черту, остающуюся для всех периодов, – возможность духовных искривлений. Удивительный мистицизм раннего детства с его интуициями и прозрениями исчезает, духовная чуткость к горнему миру слабеет, но зато гораздо ближе становятся жизненные образы религии»9.

Другой особенностью является рывок в психобиологическом созревании ребенка, что приводит к отказу от «духовного первородства». Возросшие силы дают возможность осваивать мир и получать опыт, который имеет духовное значение для ребёнка, так как самостоятельное осваивание мира привлекает его больше, чем та глубокая жизнь в Бесконечности, которая была присуща ребенку в раннем детстве. По мнению В.В. Зеньковского это питает «… те характерные черты, которые мы находим во втором детстве, – стремление приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни.  Это годы учения по преимуществу, годы порядка и подражания старшим, усвоения социальных навыков, но и годы пробы сил, детского лукавства и храбрости, героических увлечений различными сказочными или историческими образами»10.

Таким образом, мы видим, что в этот сложный и противоречивый период ребёнок меняет мораль творчества на мораль послушания и следования авторитетам, поскольку «собственные их принципы еще не устоялись а общечеловеческие – недоусвоены»11. Идея «закона», «нормы» и  «долга» усваивается как раз в этом возрасте. Ребёнка вдохновляет приспособление к правилам и идеям, воплощаемых в ярких героических образах.

Что главное надо сделать в этом возрасте, чтобы не пропустить возможности, которые предоставляет этот этап?

С точки зрения процесса катехизации ребенок, если он не выражает свою веру во Христа, находится в пространстве предоглашения. При этом если он выразил свою веру и желание креститься, то он может пройти «не только 1-е, но даже и 2-е оглашение, хотя, конечно, всего лишь в некоторых его элементах доступных для целостного восприятия ребенка»12. В этом случае из четырёх направлений системы оглашения первого этапа13: литургическое, деятельное, учительное, изменение жизни – приоритетным становится тот элемент направления, который наиболее способствует решению задач этапа. 

«Духовные изменения в оглашаемом, без которого он не может перейти на следующий этап, являются главными задачами на каждом этапе катехизации»14. Каждый этап жизни ребёнка ставит перед ним задачи, решение которых позволяет усвоить опыт этого этапа через изменение качества жизни. Если в оглашении без решения главных задач переход на другой этап невозможен15, то в жизни ребёнка нерешённые или недостаточно решённые задачи данного этапа развития не являются непроходимым барьером для перехода на другой этап. Такая духовная инвалидность может стать серьезной проблемой катехизации, а верное решение задач каждого этапа будет способствовать качеству оглашения «во время благопотребное».

Особенностью этого возраста является пафос послушания и вхождение в понятия «закона», «долга», «нормы». Различение переживания Закона как милости или как наказания (Пс.118:159), различение понятия долга как бремени или как возможность благодарить, понимание нормы жизни - задачи этого этапа. В этой работе мы рассмотрим понимание нормы жизни через историчность сознания ребёнка этого возраста.

В этот период ребенок усваивает понятие времени16. Если до 5-6 лет слово «давно» могло означать и вчера, и год назад, и миллион лет назад, то после 6-7 лет он отличает насколько давно. Усвоение понятия времени пробуждает историчность сознания. Поскольку это время  принятия нормы, то от воспитания зависит какова будет норма. Историю ребенку на этом этапе можно преподать как интересную вереницу героев, народов, событий и тогда он будет ощущать себя внутри истории. Можно сообщить о том, что история когда-то началась и известно как закончится (неизвестно только когда), что сделает его понятие историчности более широким, включающим в себя историю человечества. В этом случае система координат, в которой развивается личность ребенка, не искажена узостью исторических рамок, что является нормальным историческим сознанием с точки зрения процесса катехизации17.

Как это сделать?

Масштаб историчности сознания определяется надисторическими событиями – пророчествами, которые актуальны для современного человека. Переживание истории человечества и текущего исторического момента, как пространства осуществления пророчеств, позволит ребенку быть частью истории, но не ограниченным историей, то есть войти в пророческий дух, а значит стать причастным к пророчеству. Здесь нам можно обратить внимание на опыт ветхозаветных пророческих школ и вспомнить что, ученикам этих школ «не чужды были школьные занятия, как писание отечественной истории, … а предметом изучения  были не только священные книги, не только закон, но и исторические книги»18.

Священномученик Илларион Троицкий в своей работе «Ветхозаветные пророческие школы» утверждает, что взгляд на пророческие школы, как на школы в современном смысле разделяется многими исследователями и богословами. Говоря иными словами цель обучения в ветхозаветной школе – подготовка пророка.

В начале мы говорили, что воспитание это духовная инициация – так жить правильно – поэтому пророка воспитывает пророк. Вспомним, что Нафан был воспитателем Соломона, подобно тому, как Елисей воспитывал Иoaca: «пророкам этого времени не была чужда религиозно-педагогическая миссия. Нафан мог воспитывать не одного Соломона, а целый пророческий сонм»19. Говоря о пророческих школах можно упомянуть те признаки которые выделил Священномученик Илларион Троицкий: «братскую объединенность членов – с внутренней стороны и выделенность и обособленность со стороны внешней. Пророческую школу можно представлять только тесно объединенным братством, семьей, где нет ни внешней власти, ни показного порядка, где подчинение с необходимостью вытекает из благоговейного уважения и благодарности; семьей, где все родные, а не случайно собранные, друг другу противные, где все знают друг друга и любят, а не терпят только»20.

Подводя итог, мы можем сказать, что задача, которую нужно ставить перед ребёнком 6-12 лет, выглядит невозможной и невозможной является. Можно назвать ее так – войти в дух христианского пророчества, жить пророческой жизнью и быть пророком. Нам известен путь по которому шли ветхозаветные пророческие школы – занятия историей, музыкой, выделенный из мира братский контекст отношений. Сложность в современных условиях представляет именно последний момент, так как в этот возрастной период ребенок впитывает церковную норму в большей степени от церковного собрания, чем от родителей. Таким образом, именно церковное собрание наиболее ответственно за то, чтобы дети в возрасте от 6 до 12 лет, входя в историчность сознания, воспринимали пророчества, как пространство своей жизни, как личную систему координат, вырастая в пророческую меру.

В заключение можно сказать о том, что пророческое звание это не только скудный рацион, небогатые одежды (Мк 1:6-7), совместная жизнь (4 Цар 6, 1–3), занятия историей и музыкой (1 Цар 10, 5, 10), но и достоинство превыше царского (4 Цар 9, 1–3) и возможность ревности о дарах больших (1 Кор 12:31) ради славы Божьей.

Литература 

  1. Борисенко А. Главные этапы оглашения нормальных катехуменов: что в них главное, что второстепенное? // Альманах СФИ. Свет Христов просвещает всех. М., 2007. С. 126
  2. Зеньковский В.В., протоирей-профессор. Основные проблемы воспитания в свете христианской антропологии. YMСA-Press. Париж. 1934. С. 34.
  3. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику. М., СФИ, 1998. С. 126.
  4. Кочетков Г., свящ. “В начале было слово”: Катехизис для просвещаемых. М., Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1999, с. 8.
  5. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1993. С. 112.
  6. Сонина С. Предоглашение: основные задачи и способы проведения // Альманах СФИ Свет Христов просвещает всех. М., 2007. С.102.
  7. Троицкий Илларион., священномученик. «Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд». http://lib.cerkov.ru/preview/2933  дата обращения 08.02.2015.

______________________

1 Свящ. Георгий Кочетков. “В начале было слово”: Катехизис для просвещаемых. М., Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1999, с. 5.

2 Там же. С. 5.
 

3 Сонина С. Предоглашение: основные задачи и способы проведения // Альманах СФИ Свет Христов просвещает всех. М., 2007. С. 102.

4 Протоирей-профессор Зеньковский В.В. Основные проблемы воспитания в свете христианской антропологии. YMСA-Press. Париж. 1934. С. 34.

5 Там же. С. 4.

6 См., например: Зеньковский В.В. «Основные проблемы воспитания в свете христианской антропологии» «Психология детства», Куломзина С. «Наша церковь и наши дети», Иеромонах Георгий (Шестун) «Православные традиции  духовно-нравственного становления человека», Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. Вопросы детской (возрастной) психологии.

7 Профессор-протоиерей Зеньковский В.В. Основные проблемы воспитания в свете христианской антропологии. YMСA-Press. Париж. 1934. С. 34.

8 Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1993. С. 44.

9 Профессор-протоиерей Зеньковский В.В. Основные проблемы воспитания в свете христианской антропологии. YMСA-Press. Париж. 1934. С. 111.

10 Там же. С. 119.

11 Свящ. Георгий Кочетков. Таинственное введение в православную катехетику. М., СФИ, 1998. С. 117.

12 Свящ. Георгий Кочетков. Таинственное введение в православную катехетику. М., СФИ, 1998. С. 126.

13 Свящ. Георгий Кочетков. “В начале было слово”: Катехизис для просвещаемых. М., Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1999, с. 8.

14 Борисенко А. Главные этапы оглашения нормальных катехуменов: что в них главное, что второстепенное? // Альманах СФИ. Свет Христов просвещает всех. М., 2007. С. 126.

15 Там же. С. 127.

16 Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1993. С. 112.

17 Свящ. Георгий Кочетков. «Вхождение в церковь и исповедание церкви в церкви». Вестник РСХД № 128.

18 Священномученик Илларион Троицкий «Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд». http://lib.cerkov.ru/preview/2933  дата обращения 08.02.2015.

19 Там же.

20 Священномученик Илларион Троицкий «Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд». http://lib.cerkov.ru/preview/2933  дата обращения 08.02.2015.