Миссия для молодёжи. Опыт молодёжного «Круга» Преображенского братства
Основное содержание доклада – описание выявленных форм и принципов, которыми мы руководствуемся.
Доклад актуален для свидетельствующих христиан, ищущих пути для вдохновения молодых людей на веру в Бога и первые сознательные шаги к изменению жизни, целостному и последовательному воцерковлению, крещению и жизни по вере в церковном собрании.
В поисках лучшего пути для свидетельства, образовались два типа миссионерских встреч, которые и описаны в данном докладе.
Гостиные (Культурно-просветительские встречи)
Основные задачи гостиных
- Культурно-просветительские встречи дают возможность знакомства:
- молодые верующие могут познакомить своих друзей с другими христианами
- христианское собрание знакомиться с новыми людьми, в жизни которых ещё не произошло Встречи с Богом, или целостной связи жизни с уже имеющейся верой
- Другая, немаловажная задача: апологетика. Общественное мнение склонно навешивать на верующих ярлыки невежества, узости взглядов и мысли. Культурно-просветительские беседы дают возможность увидеть молодых образованных (или стремящихся к этому) христиан, не боящихся глубоких, актуальных, современных тем, сложных вопросов.
- Одна из ключевых задач: выход в общении "на глубину", в корень любого культурного, исторического или иного вопроса, где человек неизбежно сталкивается с вопросами духовного характера обращёнными лично к нему. Совсем не обязательно при этом касаться темы религии. В собрании неверующих возможен разговор об этике, совести, чести и достоинстве человека, верности и доверии, надежде и др. духовных темах, универсальных в своей актуальности.
Общие принципы гостиных
- Культурно-просветительские встречи являются предварительной миссией, на них не ведётся прямого разговора о Боге, о Христе, о церкви. Свидетельство происходит через высказывание молодыми верующими и церковными людьми, сверстниками гостей, взглядов на вопросы культуры, истории, жизни интересных людей, и т.п. в зависимости от контекста встречи.
- Формату культурно-просветительских встреч чуждо учительство или давление на мнение гостей. Разговоры и размышления проходят свободно, с возможностью каждому высказать своё мнение. Свидетельство на встрече не происходит через научение "как правильно", но через озвученное в ходе дискуссии слово христианина, как правило, смелое и светлое, с солью и свободой человека, живущего не ради себя. Это слово вызывает интерес, иногда - признание, иногда – отторжение, что даёт пищу для дальнейшего "выхода на глубину" в разговоре на встрече, или после, в "кулуарном" общении.
- Гостиные стоят на принципе личностности. Мы не приглашаем на встречи людей на улице, или через объявления. Как правило, гости – либо друзья и знакомые нашего собрания, либо друзья наших гостей.
- Одна из самых больших опасностей в свидетельстве для молодёжи это опасность тусовки, когда центром встречи становится развлечение самих себя, убийство времени. Так как тусовка - это скорее духовная проблема, чем организационная, то и основным способом борьбы является дух христианской жизни, явленный через присутствующих христиан: дух непустословия, не потребительства, ответственности, веры и верности выбранному пути. Это требует от свидетельствующих христиан готовности всерьёз размышлять на встрече, а не выдавать "рафинированные" "правильные" ответы.
Организация гостинных
Чтобы избежать потребительского отношения ко встречам, мы используем формат циклов от 2-4 встреч. Между циклам – 2-3 недели перерыва, чтобы дать гостям возможность обдумать сказанное и услышанное, сравнить это с личным жизненным опытом, каждодневными делами и размышлениями.
Типы встреч
Встречи в цикле разноплановые: творческая мастерская, дискуссия, экскурсия-прогулка или концерт. У каждого типа встречи есть свои задачи:
Мастерская – встреча, где гости и приглашающие участвуют в совместном творческом процессе – художественном, рукодельном, музыкальном, или ином. Такая встреча лучше других помогает знакомству, что даёт возможность последующего обмена впечатлениями, завязыванию дружбы и общения между людьми. В мастерских, как правило, нет возможность вести единый "серьёзный разговор". Встречу открывает слово ведущего, от него зависит глубина раскрытия темы. Дальнейшее свидетельство зависит от христиан, участвующих во встрече, и способных за отдельными столами или в личном общении вести разговор не пустой и не бессмысленный. В конце встречи ведущий подводит итог мастерской, что даёт возможность по-новому взглянуть на результат своего и совместного труда.
Пример тем для гостиных-мастерских: мыловарная мастерская о чистоте "Для чистого всё чисто", кулинарная мастерская "Человек для еды, или еда для человека", художественная мастерская по дизайну экс-либриса, с размышлением о личности человека и самовыражении.
Встреча-дискуссия – пространство для совместного общения на выбранную заранее тему. Здесь роль ведущего более важна, так как есть возможность во всеуслышание озвучить христианский взгляд на какие-то вопросы.
Примеры встреч-дискуссий: гостиная "Маленькие победы над Великой Войной" о проявлениях чести и уважения к достоинству человека в Первую Мировую Войну; гостиная "Человек с золотым ключом" о христианском писателе Гилберте Честертоне, с чтением его эссе. Гостиная "Имена" с разговором о смыслах имён, начиная с рассказа гостей о своём собственном имени.
Экскурсия – прогулка и концерт во всём похожи на дискуссионную гостиную, с большем акцентом на рассказе ведущего, чем на общении.
Во всех трёх типах встреч гостям более всего запоминается атмосфера и дух собрания. Творчество на мастерских, общение на дискуссиях и вдохновляющие истории на концертах и экскурсиях освещаются присутствием христиан и духом Божьим, выраженном в атмосфере заботы о ближнем, мирном вдохновении, веры в каждого человека. Это принципиально отличает гостиные от светских аналогов.
Роль старшего, команды и ведущих
Созидания духа на встречах и организация требует включения нескольких верующих христиан в различных служениях.
- Старший – опытный брат или сестра, ответственный за цикл гостиных и принимающий окончательное решение по любым организационным или иным вопросам. Прежде всего, это не администратор, но духовно старший в собрании. Старший говорит слово в начале и, иногда, в конце каждой встречи. Именно он приглашает на следующие встречи и циклы и старается поддержать общение с максимальным количеством гостей.
- Команда – братья и сёстры, несущие различные служения в цикле встреч: помощь с чаем, встреча гостей и пр. Их участие во встречах также осуществляется в форме молитвы в процессе встречи: за ведущего, за встречу, за мирное разрешение сложных ситуаций.
- Ведущий встречи – ведущие отдельных встреч могут ограничиться присутствием непосредственно на встрече, которую ведут. Главное, чтобы они были верующими, церковными христианами, чтобы акценты в их слове были расставлены в соответствии с опытом жизни и размышления верующего человека.
Временные рамки, структура и правила встречи
Встречи длятся не более трёх часов. Обычно, назначается встреча на станции метро, где гостей собирает один из членов команды и провожает до места проведения гостиной. В начале встречи звучит небольшое вступительное слово старшего и правила встречи:
- Не говорить одновременно, но учиться слушать друг друга.
- Не спорить о мнениях.
- Не уходить в разговоры о политике, спорте и иных разделяющих и способствующих спорческому настроению темах.
Основная содержательная часть встречи занимает около двух-трёх часов. Важно, чтобы в конце встречи ведущий и/или старший подвёл итог.
Встреча-дискуссия обычно проходит за столом с чаем, фруктами и сладким. Прогулка или мастерская после итогового слова и приглашения на следующие встречи, предполагает небольшое чаепитие в завершении. Совместное чаепитие даёт пространство для свободного общения, общего или личного, обмена впечатлениями, контактами, и оказывается не менее важно, чем сама встреча, т.к. даёт возможность задать вопросы, которые тяжело задать в собрании, или поделиться мнениями тем, кто постеснялся сделать это за время встречи.
Рождественский праздник
Раз в году, на Рождество мы организуем для наших друзей большой праздник с выездом за город на весь день. Встретившись ранним утром на вокзале, едем вместе в электричке, знакомимся, участвуем в "квесте" по дороге к месту встречи.
В течении дня, от фольклорных игр, мастерских и других мероприятий для знакомства, мы переходим к содержательной части. Кульминация - вечерний концерт и молитва. На концерте музыка служит аккомпанементом слову ведущих о Рождестве, Боге, вере, чуде боговоплощения. В завершении, мы приглашаем всех желающих присоединиться к вечерней молитве мирянским чином. Молитва краткая, но с обязательным включением чтения из Писания и проповеди.
Как происходит свидетельство
Кратко повторим принципы, позволяющие свидетельствовать на гостиных:
- здоровая атмосфера в общении даёт возможность слышать и слушать друг друга
- свидетельство христиан не навязчиво, не затрагивает сложные для нецерковных гостей материи
- в центре дискуссий - не интеллектуальная игра мнений и информации, но свободное размышление над сутью темы, с возможностью выхода на глубокие, духовные вопросы о жизни, смерти, достоинстве человека, вере
- гости знают, что приглашены христианами, и инициатива встречи и разговора исходит от молодых людей, исповедующих православную христианскую веру
Дальнейший путь
На гостиных, начиная со второй встречи, мы сообщаем гостям, что иногда встречаемся в другом формате: для разговора о христианстве и связи веры и жизни человека. Тех из гостей, кто проявил желание продолжать общение по этим темам, мы в завершении цикла гостиных приглашаем на новый тип встреч.
Предоглашение
Предоглашение следующая ступень миссии, для людей, готовых прямо говорить и задавать вопросы о вере и о христианстве.
Структура
По форме предоглашение представляет цикл встреч от двух до трех месяцев, с 2-3 открытыми встречами и 7-8 тематическими.
Открытые встречи проходят по теме "Христианство в современном мире". Цель открытых встреч – показать возможность неформального разговора на духовные темы и дать гостям определиться, готовы ли они к более последовательному и глубокому разговору о христианстве. Готовые продолжать приходят на тематические предогласительные встречи.
На первой тематической встрече гостей спрашивают об опыте веры и об их отношениях к христианству и православию, чтобы понять опыт участников: церковный ли, верующий ли, интересующийся, ищущий?
Ход встреч зависит от ответов на этот вопрос, но на встречах обязательно есть следующие элементы:
- чтение Евангелия с обсуждением и взаимными вопросами
- слово ведущего по теме
- обсуждение темы
После чтения и краткого обсуждения Евангелия, звучит слово ведущего, открывающее разговор. Задача ведущего: в конкретной теме раскрыть актуальность, современность и значимость христианства для людей нашего времени и конкретно для гостей. Ведущий иллюстрирует слово современными образами, параллелями, ситуациями из личного жизненного опыта, понятными гостям.
Темы выбираются в зависимости от состава участников, но никогда не обходятся стороной темы: «Свидетельства о существовании Бога», «Что мешает мне верить», «Ценности в жизни человека», « О противостоянии злу», «Что помогает мне верить», «Как Бог действует в жизни человека и Кто Он для меня», «О Церкви» и «Все ли пути ведут к Богу».
В ходе обсуждения, гости задают вопросы о вере, Церкви и христианском взгляде по разным вопросам, или делятся своим опытом. На вопросы могут отвечать как ведущий и помощники, так и все люди, уже имеющие церковный опыт.
За обсуждением следует чаепитие со свободным общением, аналогичное завершающей части гостиной.
Принципы
В устроении встреч, мы исходим из следующих принципов:
Предоглашение – это свидетельство о Христе и вере в Него Его Церкви. Мы никого не учим, не доносим информацию, не спорим о мнениях, но делимся верой и радостью. Говорим не об абстракциях, но о том, что касается основ жизни человека. Стараемся не обсуждать различия религий и конфессий, но обращать внимание на ядро христианства.
- Наше свидетельство исходит не от своего, но от великого опыта Церкви и веры, к которому мы приобщены. Мы не говорим о том, чего совсем не знаем, но не молчим там, где у Церкви есть ответ.
- Мы говорим только о том, что есть в опыте других людей и не употребляем специфических православно-христианских, библейских терминов без расшифровки их смысла.
- Каждая встреча – это праздник, на который мы приглашаем друзей. Поэтому все опрятно и красиво одеты, помещение украшено и царит атмосфера светлого праздника.
- Главное свидетельство происходит духом дружеского и братского общения верующих. Этот дух созидается и на встрече, и в подготовке к встречам и личной молитве каждого за них.
- Каждый член команды должен жить полноценной церковной жизнью: с регулярной молитвой, чтением Писания и участием в таинства, чтобы выдержать духовный градус этого служения. Предоглашение становится приоритетным делом для этих братьев и сестёр на 2-3 месяца.
- Команда опирается на поручителей, которые привели своих друзей на предоглашение. Значение личного дружеского общения с верующими сверстниками больше, чем у любого слова ведущего.
Дальнейшие шаги
В заключении предоглашения участники проходят личное собеседование с ведущим и одним из помощников. Ведущий может предложить гостя дальнейшие пути вхождения в опыт жизни, молитвы и веры, исходя из духовного состояния и желания человека.
Кто-то начинает сам читать Библию и общаться с верующими людьми, кто-то сразу решается идти на оглашение. В любом случае, команда цикла старается поддерживать с человеком связь, поскольку если дружеское общение и доверие возникает в христианской среде, то мы должны быть готовы, что это навсегда.
Резюме
Если говорить о плодах, то за последние 5 лет около 200 человек прошло циклы гостиных, более 250 побывали на Рождественском празднике, около 100 человек прошли предоглашение, кто-то сейчас проходит взрослое или молодежного оглашение, больше 25 человек из них стали полными членами церкви, как собственно и стоящие перед вами докладчики.
Самое ценное в этом опыте, на наш взгляд, что молодые люди могут свидетельствовать о великих делах Божьих друг другу говоря на одном языке, имея одни и те же проблемы, вопросы и ситуации. И вера рождается не только в тех, кому говорят, но и обновляется в тех, кто говорит и возвещает, поэтому пространство гостиных и предоглашения становится где Слово живо и действенно, хотя бы в ту меру, в которой вера в нас жива. Однако, видимо, и это уже немало.