Перейти к основному содержимому
Наталья Кушнир
Свято-Филаретовский институт

Особенности служения диаконисс в связи с их литургическим поставлением

XX Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики

Вопрос о возрождении чина диаконисс дискутируется в Русской Православной Церкви с середины ΧΙΧ века. При этом содержание служения диакониссы понимается подчас неоднозначно: в каких-то случаях подразумевается лишь служение милосердия, что традиционно относилось к служению дев и вдов, а в других содержание этого понятия включает в себя еще и литургическое служение, помощь в катехизации и крещении женщин, что действительно относилось преимущественно к служению диаконисс. Поскольку диакониссы на свое служение поставлялись, то сами чины поставления диаконисс становятся источниками ответа на вопрос о месте диаконисс среди других церковных служений, в том числе и среди женских служений. Сопоставление молитв поставления диаконисс в различных традициях позволяет определить характер служения в целом и выявить черты служения диаконисс в литургическом чине поставления.

Вопрос служения и чина поставления диаконисс подробно изучался Сергеем Викторовичем Троицким в его трудах по исследованию женского служения в Церкви которые и на сегодняшний день являются наиболее полными и достаточно авторитетными в России. Также этим вопросом занимались как современные российские исследователи: священник Андрей Постернак, Елена Владимировна Белякова с соавторами; так и западные ученые: архиепископ Каллист (Уэр), архимандрит Роберт Тафт, Кириаки́ Каридоя́нес ФитцДжералд, Элизабет Бер-Сижель, Джон Вийнгаа́рдс, Гэри Мейси, Пол Брэдшоу.

Также на сегодняшний день существуют переводы основных восточных чинов поставления диаконисс: молитва епископа при поставлении диакониссы в Апостольских постановлениях (датируется III в.), чин поставления диакониссы из Евхология Барберини, гр. 336 (датируется VIII–IX вв.), чин поставления диакониссы Грузинской церкви (был найден в рукописи 1216 г., но, как полагают некоторые исследователи, он был скопирован из более ранних рукописей, датируемых ΙΧ веком), несторианский чин поставления диаконисс из архиерейского служебника Иосифа, митрополита Индийского, который датируется 1559 г. (данный чин также у некоторых авторов носит название восточно-сирийского); и западных чинов: чин посвящения монахинь в Картезианском женском монашеском ордене loco diaconissatus (по чину диаконисс – Н.К.) из Pontificale Romanum (XVII в.), чин поставления в диакониссы из Ordo romanus и чин поставления диакониссы по понтификалу архиепископа Йоркского Эгберта (732–766 гг.; данный чин принадлежит к Парижской рукописи, которая датируется Χ в).

В процессе изучения и сопоставления текстов чинов поставления и их обрядовой стороны была выявлена интересная закономерность: наиболее изученные и распространенные тексты Апостольских Постановлений, Евхология Барберини и тексты из Pontificale Romanum и Ordo romanus не позволяют однозначно определить границы служения диаконисс, т. к. они в большинстве своем говорят лишь о литургической части служения и при том весьма размытыми и общими формулировками. Можно найти лишь косвенные признаки изменения отношения к женскому служению в Церкви, произошедшее в период с III по VIII– IX вв. И здесь особняком выделяются редко упоминаемые, но весьма яркие по содержанию чины Грузинской церкви, несторианской церкви и понтификала архиепископа Йоркского Эгберта. Они, в отличие от вышеупомянутых чинов вполне конкретно и четко обозначают основные служения, на которые поставлялась диаконисса: помощь в катехизации и наставлении воцерковленных женщин и во время крещения женщин-катехуменов, а также в причащении на дому и помазании больных женщин.

К примеру, если проследить, о каком именно служении диакониссы идет речь в молитвах поставления, то в Апостольских постановлениях мы видим лишь испрашивание Святого Духа на совершение диакониссой того дела, на которое она избрана, без уточнения, какого именно, а в качестве примеров таких служащих жен приводятся жены-пророчицы Ветхого Завета: Мариам, Девора, Анна и Олдама, что косвенно свидетельствует о пророческом служении диакониссы, под которым можно понимать и катехизацию, и учительные функции. В Евхологии Барберини Святой Дух испрашивается для сохранения поставляемой «в православной вере, в безупречной жизни», «всегда совершающей свое служение в согласии с волей Твоей», опять же без уточнения, и тут уже нет ссылок на пророчиц, но упоминается св. Фива, о служении которой до сих пор нет единого мнения, и для обозначения служения употребляется термин λειτουργία. Все это лишь косвенные признаки, не дающие нам ясности в вопросе о сути служения, на которое поставлялась диаконисса. В молитвах несторианского чина мы, напротив, находим ясное и четкое обозначение служения: «чтобы на собрании женщин она наставляла и учила целомудрию и добродетели», а в Грузинском чине мы видим еще более подробное перечисление все виды служений диакониссы «по чину Фивы, которую апостол рукоположил в служительницы в Кенхреях»: помазывание маслом приходящих к святому крещению, приведение крещаемых к святой купели, бдительное наставление и научение молодых в исполнении Божьих повелений. Можно с уверенностью утверждать, что из всех перечисленных чинов поставления первая молитва Грузинского чина наиболее полно и точно отражает служение диакониссы.

Подобные различия в текстах присутствуют и в западных чинах. К примеру, в то время как молитвы из Pontificale Romanum явно говорят о монашестве и нет никаких указаний на какое-либо особое служение диакониссы, в молитве по чину Ordo romanus есть упоминание пророческого служения, то молитвы чина поставления по понтификалу архиепископа Йоркского Эгберта сопоставимы с молитвой из Апостольских Постановлений: во второй молитве говорится о принесении поставляемой «подвига мученичества».

Есть также и другие особенности чина, в том числе и обрядовых действий, которые из-за недостатка времени нет возможности разбирать подробно.

Тем не менее, результаты сравнений чинов поставления диаконисс позволяют сделать вывод о том, что если первоначально суть их служения, как было сказано ранее, лежало в области учительной, катехизической, в том числе, и участии в таинстве крещения и причащения женщин, и имело пророческий и мученический характер, то позже, когда учительные функции перестали возлагать на женщин, основным служением диакониссы при поставлении осталось литургическое служение (помощь при крещении, елеопомазании, причастие на дому) и иные служения в храме. И только позднее, преимущественно в Западной церкви этот чин сохраняется только как монашеский и, соответственно, основным служением таких диаконисс становится монашеское делание.

Можно сделать различные предположения о том, почему так произошло, но, если говорить о восстановлении чина в Православной Церкви сегодня, то православная традиция дает необходимые основания для участия диакониссы в крещении взрослых женщин-катехуменов, в их оглашении и посткрещальном научении, а также в христианском просвещении детей и молодежи. Диаконисса могла бы оказывать помощь священнику и диакону в причащении больных на дому, что могло бы также значительно разгрузить священнослужителей и высвободить время для осуществления ими основного катехизического и пастырского служения.

Что касается литургической стороны чина поставления, то, возможно, следовало бы составить новый чин на основе существующего чина из Евхология Барберини, гр. 336, дополнив его элементами иных чинов (например, текстами из молитвы из Апостольских Постановлений, из первой молитвы Грузинского чина, из молитв из архиерейского служебника Иосифа, митрополита Индийского, или из молитвы-благословения из чина поставления по понтификалу архиепископа Йоркского Эгберта), в которых содержание служения диакониссы выражено более четко.

Источники

  1. Апостольские Постановления // Постановления апостольские, чрез св. Климента, епископа и гражданина Римско-го, преданные/ В русском переводе с древнегреческого о. Иннокентия Новгородова. СПб., 2002. 208 с.
  2. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 2: Ε̕υχολόγια. Киев, 1901. 1141 с.
  3. Евхологий Барберини, гр. 336 / Издание, предисловие и примечания Е. Велковской, С. Паренти; Пер. с итал. С. Го-лованова. Омск, 2011. 512 с.
  4. Каноны, или Книга правил, святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отцов. СПб., 2000. 432 с.
  5. Новый Завет на греческом и русском языках. М.: РБО, 2002. 800 с.
  6. De Benedictione et Consecratione Virginum // Pontificale Romanum. URL: http://www.liturgialatina.org/pontificale/037.htm (last access: 26.04.2013).
  7. The Testamentum Domimi. A Text for Studients, with Introduction, Translation and Notes / ed. and transl. to Engl. by G.S. White. Nottinghame, 1991. 50 с.

Литература

  1. Арранц М., иером. Рукоположение // Избранные сочинения по литургике: Введение в таинства Византийской традиции. Т. 5. Рим-Москва, 2006. 568 с.
  2. Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. К.: Центр православной книги, 2005. 480 с.
  3. Белякова Е.В., Белякова Н.А., Емченко Е.Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М.: Куч-ково поле, 2011. 704 с.
  4. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви / пер. А. Бакулов. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2002. 220 с.
  5. Бревиарий // Православная Энциклопедия / под ред. патр. Московского и всея Руси Кирилла. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/153399.html (дата обращения: 25.04.2013).
  6. Восстановление чина диаконисс / Форум миссионерского портала дьякона Андрея Кураева. Режим доступа: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=603132.0 (дата обращения: 22.04.2013).
  7. Доклад протоирея Теодоровича П.Т. по вопросу о восстановлении чина диаконисс // Белякова Е.В., Белякова Н.А., Ем-ченко Е.Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М.: Кучково поле, 2011. С. 596–598.
  8. Желтов М., свящ. Диаконисса // Православие и мир. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/diakonissa (дата обращения: 09.06.2013).
  9. Кардинал Каспер предлагает ввести в Католической Церкви институт диаконисс / Церковно-Научный Центр «Право-славная Энциклопедия». Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/news/3499874.html (дата обращения: 22.04.2013).
  10. Кочетков Георгий, свящ. Тайны и таинства Церкви: Опыт современной мистагогии: православное учение о таинствах покаяния, елео-освящения, брака и священства. М., 2010. 240 с.
  11. Святая Олимпиада – диаконисса IV века // Служение женщин в церкви: Исследования / сост.: свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 157–266.
  12. Постернак А., свящ. Служение женщин в Древней Церкви // Служение женщин в церкви: исследования / сост.: свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С 337–447.
  13. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 5: Последования таинств покаяния, елеосвящения, срочного причащения тяжелобольного, церковного брака, поставлений на служение Церкви: С прил. церковнослав. тек-стов / Пер. свящ. Георгия Кочеткова, Б.А. Каячева, Н.В. Эппле; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М.: Свято-Филаретовский православно-христианкий институт, 2008. 304 с.
  14. Служение женщин в церкви: Исследования / сост.: свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 520 с.
  15. Тафт Р.Ф. Женщины в визинтийском храме: где, когда и почему? В. Особые женщины, особые помещения. // Он же. Статьи. Т. 1. / Пер. с англ. С. Голованова. Омск, 2010. 464 с.
  16. Троицкий С.В. Восточные диакониссы Магна и Марфана и западная церковнослужительница Эферия // Служение жен-щин в церкви: исследования / сост.: свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 271–302.
  17. Троицкий С.В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин в церкви: исследования / сост.: свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 25–156.
  18. Behr-Sigel E. The Meaning of the Participation of Women in the Life of the Church // Orthodox Women. Their Role and Participation in the Orthodox Church: Report on the Consultation of Orthodox Women. September 11-17, 1976 (Agapia, Roumania) / World Council of Churches, Sub-Unit on Women in Church and Society; ed.: C. J. Tarasar, I. Kirillova. Geneva: World Council of Churches, 1977. P. 17–36.
  19. Behr-Sigel E. The Ordination of Women: Also a Question for the Orthodox Church. // The Ordination of Women in the Orthodox Church. Geneva, 2000. P. 11–48.
  20. Behr-Sigel E. Women in the Orthodox Church. // The Ordination of Women in the Orthodox Church. Geneva, 2000. P. 1–10.
  21. Bradshow P.F. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. New York, 1990. 288 с.
  22. Evangelos T. The Ministry of Deaconesses in the Greek Orthodox Church // Orthodox Women. Their Role and Participation in the Orthodox Church: Report on the Consultation of Orthodox Women. September 11-17, 1976 (Agapia, Roumania) / World Council of Churches, Sub-Unit on Women in Church and Society; ed.: C. J. Tarasar, I. Kirillova. Geneva: World Council of Churches, 1977. P. 37–43.
  23. FitzGerald K.K. Women Deacons: A Brief Review of Ancient Evidence // Orthodox Women Speak. Discerning the «Signs of the Times» / ed. K.K. FitzGerald. Geneva : WCC Publ., 1999. P. 161–166.
  24. FitzGerald K.K. Women Deacons in the Orthodox Church: Called to Holiness and Ministry. Brookline, Massachusetts: Holy Cross Orthodox Press, 1999. 228 p.
  25. Kallistos Ware, bishop of Diokleia. Man, Woman and the Priesthood of Christ // The Ordination of Women in the Orthodox Church. Geneva, 2000. P. 49–90.
  26. Macy G. The Hidden History of Women’s Ordination. Female Clergy in the Medieval West. Oxford, 2007. 262 p.
  27. Wijngaards J. N. M. Women deacons in the early church. Historical texts and contemporary debates. New York, 2006. 228 p 
  28. Women and Men in the Church. A Study of the Community of Women and Men in the Church. Prepared by a Sub-Committee of the Ecumenical Task Force of the Orthodox Church in America. Second Printing. Syosset, New York: Department of Religious Education Orthodox Church in America, 1990. 56 p.
  29. Women and the Priesthood / ed. T. Hopko Crestwood, New York: St. Vladimir's seminary press, 1999. 56 p.
  30. Yokarinis C.N. The Priesthood of Women. A Look at Patristic Teaching // Orthodox Women Speak. Discerning the «Signs of the Times» / ed. K.K. FitzGerald. Geneva : WCC Publ., 1999. P. 167–176.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00