Молитвенно-богослужебные собрания в движении «Воинство Господне» в Румынии
Румынское слово «adunare» (от глагола «a aduna» – «собирать»), так же, как и русское слово «собрание», может иметь два значения: 1) встреча; 2) община, собрание. В контексте рассматриваемой темы используются оба значения.
Миссионерское движение «Воинство Господне» («Oastea Domnului»), зародившееся в межвоенный период в Румынской православной церкви благодаря трудам свящ. Иосифа Трифы (1888-1938), существует по сей день. В прошлом году «Воинство Господне» отметило свое девяностолетие. Движение насчитывает десятки тысяч последователей не только в Румынии, но и в других странах, где существуют крупные диаспоры румын (Италия, Испания, Ирландия и др.). На сегодняшний день «Воинство Господне» остается крупнейшим движением в Румынской православной церкви.
Харизма миссионерского движения Воинства Господня, которую свящ. Иосиф Трифа определял как «возвещение Христа Распятого»2 (1 Кор 2:2), находит свое непосредственное отражение в молитвенно-проповеднических встречах, называемых «братскими собраниями» («adunari (frate§ti)»). Они появились у самых истоков этого духовного движения и продолжают существовать практически в том же виде на протяжении более девяноста лет.
В этом докладе представлены результаты исследования молитвенно-проповеднических собраний на современном этапе – с 1990 года3, когда «Воинство Господне» было официально признано Священным Синодом Румынской православной церкви и государством.
Основными источниками для исследования стали многочисленные видеозаписи этих собраний с официального телеканала Воинства Господня в Интернете http://www.oasteadomnului.tv/. За последние годы накопилось значительное количество видеозаписей подобных собраний Воинства Господня за границей, преимущественно в Италии.
Примечательно, что эти видеоматериалы и трансляции в прямом эфире доступны для любого пользователя без каких-либо ограничений – так же, как, например, в Интернете публикуются видеозаписи молитвенных служений евангельских христиан-баптистов или богослужение в общине Тэзе.
Являясь пространством общения и служения одновременно, молитвенно-проповеднические собрания «Воинства Господня» представляют собой основную форму миссии в рамках этого движения наряду с издательской и публицистической деятельностью. В открытости своих молитвенно-проповеднических собраний члены «Воинства Господня» видят возможность для внутренней и внешней миссии. Так, на молитвенно-проповеднической встрече «Воинства» может присутствовать кто угодно – как те, кто уже принес обет верности движению, так и те, кто пришел впервые. В этом отношении поместные собрания «Воинства Господня» напоминают приход, но при этом, как правило, не привязаны к конкретным приходам.
Зарождение «Воинства Господня» напоминает опыт обществ трезвения и внебого-служебных собеседований в Бессарабии на рубеже XIX-XX веков. В частности, в Кишиневских епархиальных ведомостях можно найти сведения о ежевоскресных встречах прихожан после литургии, на которых чередовались проповеди, общее пение и чтение духовных стихотворений4. Известно, что подобные внебогослужебные собеседования и чтения проводились не только в Кишиневско-Хотинской епархии, но и в других епархиях Православной Российской церкви на рубеже XIX-XX веков5. Так же, как и внебогослужебные собеседования, собрания «Воинства» могут проводиться как в храмах, так и по домам или в других помещениях (например, в домах культуры, школьных аудиториях и спортзалах и т.д.).
Таким образом, молитвенно-проповеднические собрания «Воинства Господня» больше напоминают внебогослужебные собеседования, нежели самостоятельные богослужебные чины. Так, например, в Крестовоздвиженском трудовом братстве Н. Н. Неплюева существовал особый богослужебный чин приема новых членов в братство6. В отличие от этого опыта, в «Воинстве Господнем» простая рамочная структура встречи остается неизменной для всех разновидностей молитвенно-проповеднических собраний. Однако эти собрания могут различаться по содержанию, частоте и численности участников. Чтения из Священного Писания, песнопения и стихотворения подбираются в соответствии с выбранной темой.
Собрания «Воинства Господня» (в обоих смыслах: как молитвенно-проповеднические встречи и как поместные общины) не имеют четких границ. В этом воплощается ключевой принцип устроения молитвенных встреч и жизни всего движения в целом, который заключается в стремлении предоставить полную свободу Святому Духу7. Основатель движения свящ. Иосиф Трифа был против формализации и уставов, сравнивая «Воинство Господне» с водяной мельницей, которая движется благодаря «водным потокам» Святого Духа8.
Данный принцип проявляется также в отсутствии четко закрепленного чинопоследо-вания и акценте на молитву своими словами. Кроме того, нет никаких указаний на то, что на ранних этапах эти собрания обладали более сложным чинопоследованием, которое с течением времени могло редуцироваться. Напротив, структура молитвенно-проповеднических встреч «Воинства Господня» всегда отличалась простотой. Предначинательные и заключительные молитвы в сочетании с молитвой своими словами образуют своего рода рамку, в которой свободно чередуются проповеди, песнопения и духовная поэзия.
В сравнении с устроением богослужения в других православных или католических движениях мы находим больше отличий, нежели сходств, в силу того, что эти молитвенно-проповеднические собрания изначально были разновидностью внебогослужебных встреч. По этой причине молитвенно-проповеднические собрания «Воинства Господня» существенно отличаются от привычного уставного богослужения на приходе и напоминают молитвенные встречи протестантов.
В ответ на обвинения в «новаторстве» и «сектантстве» свящ. Иосиф Трифа в своей книге «Что есть Воинство Господне», изданной в 1934 году, настаивал на том, что такие молитвенные собрания вовсе являются не нововведением – напротив, это заповедь из Священного Писания9. В подтверждение своих слов он ссылается на слова апостола Павла: «Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: все да будет к назиданию» (1 Кор 14:26). Он подчеркивал, что такие молитвенно-проповеднические являются естественным воплощением нормы жизни по Евангелию, по подобию первохристианской общины, исполнением заповеди из Священного Писания и насущной потребностью христиан постоянно пребывать в духовном общении10.
На основе изученного материала была предложена условная классификация собраний «Воинства Господня», которые можно разделить на три группы: 1) собрания, посвященные важным датам в истории движения; 2) тематические и 3) праздничные.
Из всего множества молитвенно-богослужебных собраний «Воинства» самым главным является Национальное собрание (Adunarea Naţionala) – торжественная встреча членов «Воинства», которое проводится раз в год на Пятидесятницу в Сибиу, где зародилось движение. Особо важным также является собрание 12 февраля в память свящ. Иосифа Трифы. В рамках двухдневной программы также совершается литургия на его могиле.
Кроме того, священники из «Воинства Господня» служат литургии на могилах двух ближайших сподвижников свящ. Иосифа Трифы – Траяна Дорза (1914-1989) в Мизиеше и Иоанна Марини (1908-1947) в Сэсчиорь. Поминальные собрания (adunare de comemorare, adunare comemorativa) в память о них также могут продолжаться два дня и отличаются особой торжественностью. Существуют поминальные собрания в память о простых членах движения (в таких случаях литургия не совершается).
Также есть праздничные собрания, посвященные важным событиям в жизни того или иного члена движения. Речь идет о собраниях по случаю крещения (adunare de botez)11, достижения совершеннолетия (adunare de majorat), обручения (adunare de logodna), венчания (adunare de nunta). Бывают также благодарственные собрания (adunare de mul^umire).
С одной стороны, нельзя не отметить положительный момент в том, что в этом духовном движении воспитывается соборное отношение к ключевым событиям в жизни каждого члена собрания. Крещение, достижение совершеннолетия, обручение, венчание воспринимаются не как частное дело, не просто как факт личной жизни человека, а как то событие, в котором участвует все церковное собрание. С другой стороны, семейно-родовое начало в большинстве случае преобладает над общинным. На современном этапе поместные собрания «Воинства» по устроению своей жизни больше напоминают приходы с привычным патриархальным укладом.
Молитвенно-проповеднические встречи «Воинства» могут проводиться не только в воскресные дни, но и в любой другой день и даже в любое время суток. Чаще всего, они проходят по вечерам. Во времена гонений на «Воинство» со стороны государства, когда членам движения было запрещено собираться, молитвенные встречи проводились в ночное время по домам.
В связи с упомянутыми гонениями следует также указать на определенное сходство особенностей молитвенно-проповеднических собраний «Воинства» с акцентами в литургической практике исповедников российских12 – живая проповедь, общее пение и чтение всего церковного народа.
При этом важно подчеркнуть, что на собраниях «Воинства Господня» могут проповедовать в собрании не только священники, но и миряне. При этом основатель движения свящ. Иосиф Трифа в своих трудах особое внимание уделял апостолату мирян13. Обосновывая важность полноценного участия мирян в церковной жизни, особенно в миссии, свящ. Иосиф Трифа в своей книге «Что есть Воинство Господне» приводит аргументы из трудов свт. Иоанна Златоуста и прот. Сергия Булгакова. Таким образом, в рамках этого движения прилагаются усилия к преодолению разделения на церковь учащую и учащуюся14.
На эту особенность указывает и митрополит Германский Серафим (Жоантэ): «"Воинство Господне" – это духовное движение с наибольшим потенциалом для обновления Церкви, потому что оно опирается на миссионерство мирян. «Воинство Господне» заново раскрыло значимость «царственного священства», которое присуще всем крещенным во имя Святой Троицы, и направило его на служение Церкви ради ее обновления»15.
Изучение опыта молитвенно-проповеднических собраний «Воинства» позволило выявить ряд проблем, связанных с сакраментальным сознанием членов движения. Хотя этот вопрос выходит за рамки литургики, тем не менее, имеет смысл кратко остановиться на тех моментах, которые на современном этапе отражаются в практике проведения этих собраний и свидетельствуют об определенном кризисе в движении.
Об этом кризисе свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время принесение обетов при вступлении в «Воинство» происходит крайне редко. Так, в конце каждого молитвенно-проповеднического собрания старший обращается к присутствующим с призывом принести обет верности в качестве «воина Христова». Все содержание проповедей, песнопений, стихотворений, которые звучат на этих собраниях, направлены к тому, чтобы призвать слушающих к покаянию, вдохновить их на обновление своей жизни и принесение обета. Однако принцип добровольчества, возведенный во главу угла, приводит к тому, что люди привыкают ходить годами на собрания «Воинства», но при этом никакой ответственности на себя не берут. Вышеупомянутое отсутствие границ и закрепленного членства в движении приводит к возобладанию приходской экклезиологии.
В норме такие молитвенно-проповеднические собрания ни в коем случае не противопоставляются храмовому богослужению и не подменяют собой участие в Евхаристии и других таинствах, но считаются естественным продолжением литургии. Так, в традиции движения уже прочно закрепился термин «литургия после Литургии»16. Но, к сожалению, в истории движения – как у отдельных его членов, так и в целых поместных собраниях – возникали такие подмены, когда молитвенно-проповеднические собрания превращались в явление, параллельное литургии. Так, встречи «Воинства» выходили на первый план в ущерб богослужению в храме и участию в таинствах, вплоть до того, что люди выходили из Православной церкви. На сегодняшний день существуют такие поместные собрания (например, в Симерии или даже в Кишиневе), которые называют себя «Воинством Господним», сохраняют верность преданию этого движения, однако вышли за канонические границы Православной церкви.
Можно предположить, что основная причина этого кризиса заключается в инерции сакраментального сознания. Отношение членов «Воинства Господня» к участию в Евхаристии и других таинствах, по наблюдениям на современном этапе, по сути, не отличается от распространенной приходской практики редкого причащения и отношения к Святым Дарам как к средству личного освящения. В рамках практики редкого причащения члены движения по-прежнему остаются на Евхаристии «наблюдателями», в то время как молитвеннопроповеднические собрания открывают больше возможностей для включенности и тем самым более привлекательны для людей.
Если на Евхаристии не происходит собирания «epi to auto» («всех на одно»)17, то вышеупомянутый термин «литургия после Литургии» теряет свой главный смысл.
Описывая общее состояние в движении на современном этапе, можно провести аналогию с евангельскими образами ветхих мехов и нового вина. «Новое вино» – дар общей жизни в Духе, приносивший столь обильную жатву в первые десятилетия существования «Воинства», – в настоящее время вливается в «ветхие мехи» индивидуализированного отношения к причащению, приходской экклезиологии и акцента на семейно-родовом устроении жизни.
Несмотря на все существующие трудности, эти молитвенно-проповеднические собрания формируют почву для внутрицерковного общения и созидания горизонтальных связей в Церкви. Как отмечает патриарх Румынский Даниил, «не подменяя собой церковную литургическую традицию и норму, которые являются незаменимыми, эта христианская народнопоэтическая духовность, черпающая вдохновение в Евангелии, может содействовать укреплению личной молитвы и братотворению среди верующих»18.
________________
1 Dorz Traian. Cararea tineretii curate. Sibiu, 2004. P. 241.
2 Trifa Iosif, pr. Ce este Oastea Domnului. Sibiu, 2003. P. 204.
3 В марте 1990 года движение получило статус юридического лица и было зарегистрировано под официальным названием Asociatia misionara «Oastea Domnului» din cadrul Bisericii Ortodoxe Romane (Миссионерская ассоциация «Воинство Господне» в рамках Румынской православной церкви).
4 Общее собрание членов Кишиневского епархиального православного религиозно-просветительного Христорождественского братства // Кишиневские епархиальные ведомости, № 44, 1911, с. 1572.
5 Просветительная и благотворительная деятельность православного духовенства среди православного народонаселения (по отчету обер-прокурора Св. Синода за 1873 год) // Кишиневские епархиальные ведомости, №6, 1875, с. 234.
6 Праздник Рождества Христова в Крестовоздвиженском трудовом Братстве // Листки православного Крестовоздвижеского трудового братства. 1907. Ркп. С. 4-5. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.
7 Trifa Iosif, pr. Ce este Oastea Domnului. Sibiu, 2003. P. 222-223.
8 Ibidem, p. 225-227.
9 Ibidem, p. 191.
10 Ibidem, p. 234-235.
11 В Воинстве Господнем, как и во всей Румынской православной церкви, принято крещение в младенчестве.
12 Зельников М. И. Участие церковного народа в богослужении как принцип устроения церковной молитвы в опыте исповедников веры ХХ в. Доклад на XVIII Сретенских чтениях. Режим доступа: http://www.sfi.ru/statja/uchastie-cerkovnogo-naroda-v-bogosluzhenii-kak-princip-ustroenija-cerkovnoi-molitvy-v-opyte-ispovednikov-very-khkh-v/
13 Trifa Iosif, pr. Ce este Oastea Domnului. Sibiu, 2003. P. 138.
14 Ibidem, p. 147.
15 Режим доступа: http://www.oasteadomnului.ro/referinte/
16 Bria Ion, pr. Liturghia dupa liturghie, Bucureşti, 1996. P. 160.
17 Афанасьев Н. Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952, с. 7.
18 Режим доступа: http://www.oasteadomnului.ro/referinte/