Перейти к основному содержимому
Елена-Алина Патракова
Кишинев, Свято-Филаретовский институт

Молитвенно-богослужебные собрания в движении «Воинство Господне» в Румынии

XX Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики
Румынский христианский поэт Траян Дорз, один из верных сподвижников свящ. Ио­сифа Трифы, основателя движения «Воинство Господне», писал о том, что в этом мире нет более благословенного Богом места, чем братское собрание Его верных – «adunarea frateasca a credincioşilor Săi»1.

Румынское слово «adunare» (от глагола «a aduna» – «собирать»), так же, как и русское слово «собрание», может иметь два значения: 1) встреча; 2) община, собрание. В контексте рассматриваемой темы используются оба значения.

Миссионерское движение «Воинство Господне» («Oastea Domnului»), зародившееся в межвоенный период в Румынской православной церкви благодаря трудам свящ. Иосифа Трифы (1888-1938), существует по сей день. В прошлом году «Воинство Господне» отме­тило свое девяностолетие. Движение насчитывает десятки тысяч последователей не только в Румынии, но и в других странах, где существуют крупные диаспоры румын (Италия, Испа­ния, Ирландия и др.). На сегодняшний день «Воинство Господне» остается крупнейшим движением в Румынской православной церкви.

Харизма миссионерского движения Воинства Господня, которую свящ. Иосиф Трифа определял как «возвещение Христа Распятого»2 (1 Кор 2:2), находит свое непосредственное отражение в молитвенно-проповеднических встречах, называемых «братскими собраниями» («adunari (frate§ti)»). Они появились у самых истоков этого духовного движения и продол­жают существовать практически в том же виде на протяжении более девяноста лет.

В этом докладе представлены результаты исследования молитвенно-проповеднических собраний на современном этапе – с 1990 года3, когда «Воинство Господ­не» было официально признано Священным Синодом Румынской православной церкви и го­сударством.

Основными источниками для исследования стали многочисленные видеозаписи этих собраний с официального телеканала Воинства Господня в Интернете http://www.oasteadomnului.tv/. За последние годы накопилось значительное количество видео­записей подобных собраний Воинства Господня за границей, преимущественно в Италии.

Примечательно, что эти видеоматериалы и трансляции в прямом эфире доступны для любого пользователя без каких-либо ограничений – так же, как, например, в Интернете пуб­ликуются видеозаписи молитвенных служений евангельских христиан-баптистов или бого­служение в общине Тэзе.

Являясь пространством общения и служения одновременно, молитвенно-проповеднические собрания «Воинства Господня» представляют собой основную форму миссии в рамках этого движения наряду с издательской и публицистической деятельностью. В открытости своих молитвенно-проповеднических собраний члены «Воинства Господня» видят возможность для внутренней и внешней миссии. Так, на молитвенно-проповеднической встрече «Воинства» может присутствовать кто угодно – как те, кто уже принес обет верности движению, так и те, кто пришел впервые. В этом отношении помест­ные собрания «Воинства Господня» напоминают приход, но при этом, как правило, не при­вязаны к конкретным приходам.

Зарождение «Воинства Господня» напоминает опыт обществ трезвения и внебого-служебных собеседований в Бессарабии на рубеже XIX-XX веков. В частности, в Киши­невских епархиальных ведомостях можно найти сведения о ежевоскресных встречах прихо­жан после литургии, на которых чередовались проповеди, общее пение и чтение духовных стихотворений4. Известно, что подобные внебогослужебные собеседования и чтения прово­дились не только в Кишиневско-Хотинской епархии, но и в других епархиях Православной Российской церкви на рубеже XIX-XX веков5. Так же, как и внебогослужебные собеседо­вания, собрания «Воинства» могут проводиться как в храмах, так и по домам или в других помещениях (например, в домах культуры, школьных аудиториях и спортзалах и т.д.).

Таким образом, молитвенно-проповеднические собрания «Воинства Господня» боль­ше напоминают внебогослужебные собеседования, нежели самостоятельные богослужебные чины. Так, например, в Крестовоздвиженском трудовом братстве Н. Н. Неплюева существо­вал особый богослужебный чин приема новых членов в братство6. В отличие от этого опыта, в «Воинстве Господнем» простая рамочная структура встречи остается неизменной для всех разновидностей молитвенно-проповеднических собраний. Однако эти собрания могут разли­чаться по содержанию, частоте и численности участников. Чтения из Священного Писания, песнопения и стихотворения подбираются в соответствии с выбранной темой.

Собрания «Воинства Господня» (в обоих смыслах: как молитвенно-проповеднические встречи и как поместные общины) не имеют четких границ. В этом воплощается ключевой принцип устроения молитвенных встреч и жизни всего движения в целом, который заключа­ется в стремлении предоставить полную свободу Святому Духу7. Основатель движения свящ. Иосиф Трифа был против формализации и уставов, сравнивая «Воинство Господне» с водяной мельницей, которая движется благодаря «водным потокам» Святого Духа8.

Данный принцип проявляется также в отсутствии четко закрепленного чинопоследо-вания и акценте на молитву своими словами. Кроме того, нет никаких указаний на то, что на ранних этапах эти собрания обладали более сложным чинопоследованием, которое с течени­ем времени могло редуцироваться. Напротив, структура молитвенно-проповеднических встреч «Воинства Господня» всегда отличалась простотой. Предначинательные и заключи­тельные молитвы в сочетании с молитвой своими словами образуют своего рода рамку, в ко­торой свободно чередуются проповеди, песнопения и духовная поэзия.

В сравнении с устроением богослужения в других православных или католических движениях мы находим больше отличий, нежели сходств, в силу того, что эти молитвенно-проповеднические собрания изначально были разновидностью внебогослужебных встреч. По этой причине молитвенно-проповеднические собрания «Воинства Господня» существенно отличаются от привычного уставного богослужения на приходе и напоминают молитвенные встречи протестантов.

В ответ на обвинения в «новаторстве» и «сектантстве» свящ. Иосиф Трифа в своей книге «Что есть Воинство Господне», изданной в 1934 году, настаивал на том, что такие мо­литвенные собрания вовсе являются не нововведением – напротив, это заповедь из Священ­ного Писания9. В подтверждение своих слов он ссылается на слова апостола Павла: «Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: все да будет к назиданию» (1 Кор 14:26). Он подчеркивал, что такие молитвен­но-проповеднические являются естественным воплощением нормы жизни по Евангелию, по подобию первохристианской общины, исполнением заповеди из Священного Писания и на­сущной потребностью христиан постоянно пребывать в духовном общении10.

На основе изученного материала была предложена условная классификация собраний «Воинства Господня», которые можно разделить на три группы: 1) собрания, посвященные важным датам в истории движения; 2) тематические и 3) праздничные.

Из всего множества молитвенно-богослужебных собраний «Воинства» самым глав­ным является Национальное собрание (Adunarea Naţionala) – торжественная встреча членов «Воинства», которое проводится раз в год на Пятидесятницу в Сибиу, где зародилось движе­ние. Особо важным также является собрание 12 февраля в память свящ. Иосифа Трифы. В рамках двухдневной программы также совершается литургия на его могиле.

Кроме того, священники из «Воинства Господня» служат литургии на могилах двух ближайших сподвижников свящ. Иосифа Трифы – Траяна Дорза (1914-1989) в Мизиеше и Иоанна Марини (1908-1947) в Сэсчиорь. Поминальные собрания (adunare de comemorare, adunare comemorativa) в память о них также могут продолжаться два дня и отличаются осо­бой торжественностью. Существуют поминальные собрания в память о простых членах дви­жения (в таких случаях литургия не совершается).

Также есть праздничные собрания, посвященные важным событиям в жизни того или иного члена движения. Речь идет о собраниях по случаю крещения (adunare de botez)11, дос­тижения совершеннолетия (adunare de majorat), обручения (adunare de logodna), венчания (adunare de nunta). Бывают также благодарственные собрания (adunare de mul^umire).

С одной стороны, нельзя не отметить положительный момент в том, что в этом ду­ховном движении воспитывается соборное отношение к ключевым событиям в жизни каждо­го члена собрания. Крещение, достижение совершеннолетия, обручение, венчание воспри­нимаются не как частное дело, не просто как факт личной жизни человека, а как то событие, в котором участвует все церковное собрание. С другой стороны, семейно-родовое начало в большинстве случае преобладает над общинным. На современном этапе поместные собрания «Воинства» по устроению своей жизни больше напоминают приходы с привычным патриар­хальным укладом.

Молитвенно-проповеднические встречи «Воинства» могут проводиться не только в воскресные дни, но и в любой другой день и даже в любое время суток. Чаще всего, они про­ходят по вечерам. Во времена гонений на «Воинство» со стороны государства, когда членам движения было запрещено собираться, молитвенные встречи проводились в ночное время по домам.

В связи с упомянутыми гонениями следует также указать на определенное сходство особенностей молитвенно-проповеднических собраний «Воинства» с акцентами в литурги­ческой практике исповедников российских12 – живая проповедь, общее пение и чтение всего церковного народа.

При этом важно подчеркнуть, что на собраниях «Воинства Господня» могут пропове­довать в собрании не только священники, но и миряне. При этом основатель движения свящ. Иосиф Трифа в своих трудах особое внимание уделял апостолату мирян13. Обосновывая важность полноценного участия мирян в церковной жизни, особенно в миссии, свящ. Иосиф Трифа в своей книге «Что есть Воинство Господне» приводит аргументы из трудов свт. Ио­анна Златоуста и прот. Сергия Булгакова. Таким образом, в рамках этого движения прилагаются усилия к преодолению разделения на церковь учащую и учащуюся14.

На эту особенность указывает и митрополит Германский Серафим (Жоантэ): «"Воин­ство Господне" – это духовное движение с наибольшим потенциалом для обновления Церк­ви, потому что оно опирается на миссионерство мирян. «Воинство Господне» заново рас­крыло значимость «царственного священства», которое присуще всем крещенным во имя Святой Троицы, и направило его на служение Церкви ради ее обновления»15.

Изучение опыта молитвенно-проповеднических собраний «Воинства» позволило вы­явить ряд проблем, связанных с сакраментальным сознанием членов движения. Хотя этот вопрос выходит за рамки литургики, тем не менее, имеет смысл кратко остановиться на тех моментах, которые на современном этапе отражаются в практике проведения этих собраний и свидетельствуют об определенном кризисе в движении.

Об этом кризисе свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время прине­сение обетов при вступлении в «Воинство» происходит крайне редко. Так, в конце каждого молитвенно-проповеднического собрания старший обращается к присутствующим с призы­вом принести обет верности в качестве «воина Христова». Все содержание проповедей, пес­нопений, стихотворений, которые звучат на этих собраниях, направлены к тому, чтобы при­звать слушающих к покаянию, вдохновить их на обновление своей жизни и принесение обе­та. Однако принцип добровольчества, возведенный во главу угла, приводит к тому, что люди привыкают ходить годами на собрания «Воинства», но при этом никакой ответственности на себя не берут. Вышеупомянутое отсутствие границ и закрепленного членства в движении приводит к возобладанию приходской экклезиологии.

В норме такие молитвенно-проповеднические собрания ни в коем случае не противо­поставляются храмовому богослужению и не подменяют собой участие в Евхаристии и дру­гих таинствах, но считаются естественным продолжением литургии. Так, в традиции движе­ния уже прочно закрепился термин «литургия после Литургии»16. Но, к сожалению, в исто­рии движения – как у отдельных его членов, так и в целых поместных собраниях – возникали такие подмены, когда молитвенно-проповеднические собрания превращались в явление, па­раллельное литургии. Так, встречи «Воинства» выходили на первый план в ущерб богослу­жению в храме и участию в таинствах, вплоть до того, что люди выходили из Православной церкви. На сегодняшний день существуют такие поместные собрания (например, в Симерии или даже в Кишиневе), которые называют себя «Воинством Господним», сохраняют вер­ность преданию этого движения, однако вышли за канонические границы Православной церкви.

Можно предположить, что основная причина этого кризиса заключается в инерции сакраментального сознания. Отношение членов «Воинства Господня» к участию в Евхари­стии и других таинствах, по наблюдениям на современном этапе, по сути, не отличается от распространенной приходской практики редкого причащения и отношения к Святым Дарам как к средству личного освящения. В рамках практики редкого причащения члены движения по-прежнему остаются на Евхаристии «наблюдателями», в то время как молитвенно­проповеднические собрания открывают больше возможностей для включенности и тем са­мым более привлекательны для людей.

Если на Евхаристии не происходит собирания «epi to auto» («всех на одно»)17, то вы­шеупомянутый термин «литургия после Литургии» теряет свой главный смысл.

Описывая общее состояние в движении на современном этапе, можно провести ана­логию с евангельскими образами ветхих мехов и нового вина. «Новое вино» – дар общей жизни в Духе, приносивший столь обильную жатву в первые десятилетия существования «Воинства», – в настоящее время вливается в «ветхие мехи» индивидуализированного отно­шения к причащению, приходской экклезиологии и акцента на семейно-родовом устроении жизни.

Несмотря на все существующие трудности, эти молитвенно-проповеднические собра­ния формируют почву для внутрицерковного общения и созидания горизонтальных связей в Церкви. Как отмечает патриарх Румынский Даниил, «не подменяя собой церковную литур­гическую традицию и норму, которые являются незаменимыми, эта христианская народно­поэтическая духовность, черпающая вдохновение в Евангелии, может содействовать укреп­лению личной молитвы и братотворению среди верующих»18.

________________

Dorz Traian. Cararea tineretii curate. Sibiu, 2004. P. 241.

Trifa Iosif, pr. Ce este Oastea Domnului. Sibiu, 2003. P. 204.

В марте 1990 года движение получило статус юридического лица и было зарегистрировано под официальным названием Asociatia misionara «Oastea Domnului» din cadrul Bisericii Ortodoxe Romane (Миссионерская ассоциа­ция «Воинство Господне» в рамках Румынской православной церкви).

Общее собрание членов Кишиневского епархиального православного религиозно-просветительного Христорождественского братства // Кишиневские епархиальные ведомости, № 44, 1911, с. 1572.

Просветительная и благотворительная деятельность православного духовенства среди православного народо­населения (по отчету обер-прокурора Св. Синода за 1873 год) // Кишиневские епархиальные ведомости, №6, 1875, с. 234.

Праздник Рождества Христова в Крестовоздвиженском трудовом Братстве // Листки православного Крестовоздвижеского трудового братства. 1907. Ркп. С. 4-5. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.

Trifa Iosif, pr. Ce este Oastea Domnului. Sibiu, 2003. P. 222-223.

Ibidem, p. 225-227.

Ibidem, p. 191.

10 Ibidem, p. 234-235.

11 В Воинстве Господнем, как и во всей Румынской православной церкви, принято крещение в младенчестве.

12 Зельников М. И. Участие церковного народа в богослужении как принцип устроения церковной молитвы в опыте исповедников веры ХХ в. Доклад на XVIII Сретенских чтениях. Режим доступа: http://www.sfi.ru/statja/uchastie-cerkovnogo-naroda-v-bogosluzhenii-kak-princip-ustroenija-cerkovnoi-molitvy-v-opyte-ispovednikov-very-khkh-v/

13 Trifa Iosif, pr. Ce este Oastea Domnului. Sibiu, 2003. P. 138.

14 Ibidem, p. 147.

15 Режим доступа: http://www.oasteadomnului.ro/referinte/

16 Bria Ion, pr. Liturghia dupa liturghie, Bucureşti, 1996. P. 160.

17 Афанасьев Н. Н., прот. Трапеза Господня. Париж, 1952, с. 7.

18 Режим доступа: http://www.oasteadomnului.ro/referinte/

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Социальные сети
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225