Гипотезы о происхождении Литургии Преждеосвященных даров: традиция самопричащения или богослужебное последование?
В настоящее время актуальным является вопрос о происхождении Литургии Преждеосвященных даров. Существует две гипотезы: первая – это то, что она произошла из традиции самопричащения и вторая – это то, что существовала самостоятельная традиция богослужебного последования этой Литургии.
Для изучения данного вопроса нами были проработаны исследования IX-XX веков Г. Смирнова-Платонова и Н. Малиновского «О литургии Преждеосвященных Даров», С.Д. Муретова «Особенности литургии преждеосвященных Даров в древних греческих и славянских памятниках», И.А. Карабинова «Святая чаша на литургии Преждеосвященных», Н.Д. Успенского «Литургия преждеосвященных даров: историко-литургический очерк», архим. Роберт Ф. Тафта «Двойная традиция литургии преждеосвященных даров», Т.И. Афанасьевой «Славянская литургия Преждеосвященных Даров XII-XV вв.: текстология и язык».
В настоящее время первая гипотеза о происхождении Литургии Преждеосвященных даров является наиболее поддерживаемой в среде исследователей этого вопроса. Священник Михаил Желтов, митрополит Иларион (Алфеев), Т.И. Афанасьева в своих работах опираются на работу Н.Д. Успенского «Литургия преждеосвященных даров: историко-литургический очерк», написанную им в1975 г., где он исследует вопрос о происхождении службы, о её авторстве, о том как, где и когда она совершалась, а так же прослеживает эволюцию отдельных литургических элементов в составе службы.
Н.Д. Успенский, в свою очередь, ссылаясь на более ранние работы Г. Смирнова-Платонова и Н. Малиновского (1850 г.), пишет, что «генезис литургии Преждеосвященных ученые видят в самопричащении, то есть в домашнем причащении Святым хлебом, принесенным из евхаристического собрания» [7, c. 50].
Придерживаясь этой гипотезы, Н.Д. Успенский раскрывает и доказывает этот тезис в своей работе. Он пишет о том, что в науке известен самый ранний чин самопричащения – это «Орологион по правилу лавры святого отца нашего Саввы», открытый проф. А.А. Дмитриевским в рукописи № 863 Синайской библиотеки, который дошёл до нас в записи IX века. Орологион был связан с уставом лавры преподобного Саввы Освященного и предназначался для келейного употребления монахами. Чтобы не оставаться долгое время без причащения св. Тайн, эти монахи брали с собой св. Дары и в определённое время дня, когда в монастыре обычно совершалась литургия, они причащались Преждеосвященными Дарами. [7, c. 55].
Далее Н.Д. Успенский подробно приводит чин, описанный в Орологионе и надписанный «для причащения» и делает предположение, что возможно эти молитвы «были известны в Константинополе ранее IX века и константинопольские общежительные монастыри вводили их у себя, внося в них изменения и дополнения применительно к своему укладу жизни, что, естественно, вызывало трансформацию молитв «для причащения» в особое богослужебное последование «изобразительных» [7, c. 58]. Н.Д. Успенский называет это «отшельнической литургией Преждеосвященных Даров» и делает вывод, что все же эти молитвы, «когда-то предназначенные для самопричащения отшельников, не могли заменить литургию Преждеосвященных, о которой сообщается в Пасхальной хронике под 615 годом» [7, c. 60].
Н.Д. Успенский полагает, что «ключ» к восстановлению истории возникновения литургии Преждеосвященных Даров находится в Барбериновском евхологионе № 336, датируемом последними годами VIII – началом IX вв. [7, c. 60]. Он подробно рассматривает древнейшие элементы, с которых начинается Литургия Преждеосвященных Даров в Барбериновском евхологии и делает заключение, что ими являются:
1) поучение оглашаемых и готовящихся к принятию крещения, которое начиналось во второй половине дня и длилось до наступления вечера. Современная первая паремия из книги Бытия — это остаток оглашения;
2) возглашение «Свет Христов просвещает всех» — это древний обряд внесения светильника в молитвенное собрание;
3) «Да исправится» — это 140-й светильничный псалом, исполняемый респонсорно.
Следовавшие далее молитвы об оглашенных, о готовящихся ко святому просвещению и о верных — это конец древней сирийской вечерни. К данному чинопоследованию было присоединено причащение [7, c. 68], таким образом, возник чин Литургии Преждеосвященных даров.
Но остаётся вопрос: «Где и когда могла произойти замена домашнего самопричащения общецерковным?» [7, c. 68] Отвечая на данный вопрос, Н.Д. Успенский пишет, что «установление общецерковного причащения Преждеосвященными Дарами в истории Евхаристии являлось нововведением» [7, c. 71], и вместо порядка домашнего самопричащения общецерковное причащение ввел Севир, патриарх Антиохийский (512-518), об этом говорится в Номоканоне Вар-Хебреуса (1226-1286); правило канона указывает на то, что Севир составил молитву на освящение потира.
Доказательство того, что Севир действительно мог это сделать, Н.Д. Успенский видит в особенностях характера Севира. Он проявил апостольское рвение к благоустройству жизни Антиохийской Церкви, составив сборник песнопений – «Октоих», тем самым изменив обстановку в городе, когда театры Антиохии были заброшены, а храмы стали полны народа, те же побуждения диктовали ему замену в период Великого поста домашнего самопричащения общецерковным [7, c. 72].
Как пишет Н.Д. Успенский «практика причащения мирян под двумя видами Св. Даров в отдельности, существовавшая, по-видимому, в течение многих столетий, и настороженность в отношении хранения Святой чаши, с одной стороны, с другой — отсутствие свидетельств о самопричащении освященным вином, принесенным домой после Евхаристии, дают основание полагать, что самопричащение совершалось под одним видом хлеба» [7, c. 74]. По существу это было отступление от апостольской традиции, сначала вынужденное чрезвычайными обстоятельствами жизни гонимой Церкви, по окончании же гонения оправдываемое его давностью. Причащение под одним видом хлеба не вызывало сомнения в действенности таинства, как не вызывает в настоящее время причащение младенцев под одним видом вина. Когда же самопричащенис было заменено общецерковным и через это стало возможным употребление чаши, естественно возник вопрос с ее освящением. Тогда Севир, как было сказано выше, составил молитву для освящения чаши [7, c. 74].
Так же Н.Д. Успенский полагает, что «введенное в Антиохии Севиром общецерковное причащение Преждеосвященным хлебом было принято Константинополем между 531-536 годами, потому что в эти годы церковнополитическая ситуация Константинополя как никогда благоприятствовала этому принятию» [7, c. 78]. В Константинополе была не только принята литургия Преждеосвященных Даров, но и введено предельно частое её совершение, что также явилось общецерковным обличением несторианского рационалистического отношения к таинству Евхаристии [7, c. 81].
Опираясь на работы архим. Роберта Тафта, можно сделать предположение о том, что необходимость составления молитвы Севиром была продиктована не тем, что произошла замена домашнего причащения общецерковным и нужно было думать в связи с этим об освящении потира, а тем, в каком положении оказались монофизиты, когда не приняли Халкидонский собор, и когда совесть не позволяла им принимать причащение из рук халкидонян. Так архим. Роберт Тафт, ссылаясь на Иоанна Антиохийского, араба из Южной Палестины, ставшего монофизитским епископом Маюма возле Газы (491-?) и написавшего свой трактат «Плерофории», или «Осуждения: свидетельства и доказательства против Халкидонского собора во время патриаршества Севера Антиохийского», «подтверждает, что монофизиты-верные вкушали дома евхаристические дары, которые они получали от своего духовенства, и отказывались принимать таинства из рук халкидонян» [6, c. 201]. Следовательно, в это время и при таких обстоятельствах и мог встать вопрос об освящении потира, и вовсе не по причине замены домашнего самопричащения общецерковным.
Таким образом, в вопросе замены домашнего самопричащения на общецерковное мы можем опираться лишь на следующее: Н.Д. Успенский указывает на Номоканон Вар-Хебреуса (1226-1286), где говорится, что Севир ввел вместо домашнего самопричащения общецерковное, причём для самого Н.Д. Успенского этот источник оказался недоступным, и он опирался на труды профессора Д. Мораитиса.
Рассмотрим вторую гипотезу о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров. Она заключается в том, что Литургия Преждеосвященных Даров могла возникнуть не из традиции монашеского самопричащения, а как самостоятельная соборная служба, исходящая из потребности христиан в частом причащении в любое время, включая время Великого поста. Этот тезис выдвигает известный литургист архимандрит Роберт Тафт, в своей работе «Двойная традиция литургии преждеосвященных даров».
В этой работе он рассматривает отдельную палестинскую монашескую службу причащения Преждеосвященными Дарами, которая называется «типика» или по-славянски «последование изобразительных» или «обедница», о которой, как мы писали выше, говорит и Н.Д. Успенский, и которая «была первоначально палестинским монашеским чином причащения преждеосвященными дарами, чтобы обеспечить монахам возможность приобщения даже в алитургические дни, когда евхаристия не совершалась» [6, c. 270].
Для вопроса о гипотезах происхождения Литургии Преждеосвященных Даров важно, что пишет архим. Роберт Тафт: «Эта служба, (т.е. типика) выходит из употребления, когда монашеские обычаи Палестины синтезируются с практикой монастырей Константинопольского патриархата, которые уже усвоили кафедральную константинопольскую литургию Преждеосвященных даров» [6, c. 270].
В статье «Чины причащения отшельников» архим. Роберт Тафт предполагает, что «монахи Константинополя, которые заимствовали подобный чин причащения из Савваитского орологиона в ходе студийской реформы, наряду с византийской кафедральной литургией преждеосвященных даров использовали палестинский монашеский чин причащения в качестве суррогатной причастной службы в алитургические дни» [6, c. 216]. Архим. Роберт Тафт в работе «Двойная традиция литургии преждеосвященных даров» упоминает агиополитскую (Иерусалимскую) кафедральную литургию Преждеосвященных даров, в которой содержатся такие характерные элементы как молитва Господня, возглас к причащению «Святыню – святым!» и ответ на него, агиополитский причастен и общинный респонсорий (Пс 33 и Аллилуйя) плюс благодарственные молитвы [6, с. 270].
Таким образом, важно подчеркнуть, что архим. Роберт Тафт показывает, что существовала отдельная палестинская монашеская служба причащения Преждеосвященными Дарами, которая называется «типика», отдельная кафедральная Константинопольская литургия Преждеосвященных Даров, а так же отдельная агиополитская литургия Преждеосвященных даров.
В перспективе ещё предстоит более подробно найти источники, которые могли бы раскрыть и окончательно подтвердить данную гипотезу.
В заключение можно сказать, что хотя в настоящее время и преобладает гипотеза о происхождении литургии Преждеосвященных даров из традиции домашнего самопричащения, но не безосновательно говорить и о второй гипотезе происхождения литургии Преждеосвященных даров, которую подтверждает архимандрит Роберт Тафт, выдвигая тезисы о том, что существовала отдельная кафедральная Константинопольская литургия Преждеосвященных Даров, а также отдельная агиополитская литургия Преждеосвященных даров.
Литература
- Арранц Михаил, О.И. «Как молились Богу древние византийцы» Суточный круг богослужения по древним спискам византийского евхология, (диссертация). Ленинградская Духовная Академия 1979.
- Арранц Михаил, О.И. Око церковное Переработка опыта ЛДА1978 г. История Типикона М., 1999.
- Афанасьева Т.И. Славянская литургия Преждеосвященных Даров XII-XV вв.: текстология и язык. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
- Желтов Михаил, свящ. Богослужение Русской Церкви, Х-XX вв. Режим доступа: http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/1132/ (дата обращения: 05.08.2013)
- Смирнов-Платонов Г. О литургии Преждеосвященных Даров. М., 1850.
- Тафт Р. Ф.Статьи / Пер. с английского яз. С. Голованова. Том I. Омск: Издатель С. Голованов, 2010.
- Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. Серия «Литургическая библиотека». Т. 3.
- Thiermeyer A.-A. Das Typikon–Ktetorikon und sein literarhistorischer. Kontext // OCP. 1992. № 58. S. 475–513.