Перейти к основному содержимому
Александра Ошарина
Свято-Филаретовский институт

Критерии церковности в богословии прот. Сергия Булгакова

XX Сретенские чтения, секция богословия и философии

Церковь – явление Богочеловеческое, соответственно, имеет и Божественное, и человеческое измерение. Последнее при всем возможном разнообразии не должно в корне противоречить первому, иначе получится организация, лишенная своего Божественного источника. В истории церкви понимание ее основных принципов и критериев часто разнилось до полного противоречия, так что порой трудно опознать в разных организациях и движениях явление одной Церкви. Поэтому потребность в выработке критериев церковности, по которым можно было бы сверить ее идентичность самой себе остается актуальной.

Определение свт. Филарета (Дроздова) гласит, что «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами»1.

Вглядевшись в определение видно, что это оно требует дополнительных определений, поскольку неясно, что имеется в виду под обществом людей: это собрание общины верующих в данном конкретном месте (тогда при отсутствии такого собрания, например, на богослужении, не будет Церкви) или имеется в виду то неопределенное количество верующих, которые себя таковыми считают. Что значит «соединенные священноначалием»? – Это значит, что верующие имеют непосредственные личные отношения со священноначалием, возможно, участвуют в его выборах, или теоретически его признают? И так далее.

То есть, неясно, как, по каким признакам, по каким критериям, о которых можно засвидетельствовать, может быть опознана Церковь. Как она должна жить? Что в ней должно быть обязательно, а что нет?

Критерии церковности должны опираться на Писание и Предание Церкви, и, конечно, в первую очередь, на тексты Нового Завета. В данной работе для выявления критериев церковности использованы труды русского священника и богослова о. Сергия Булгакова, богословие которого совмещало мощный интеллект, многогранную образованность и огненное предстояние алтарю. Он любил Церковь и болел о ней. Ей он посвятил три зрелых труда, составляющих большую богословскую трилогию о Богочеловечестве Христовом и нашем богочеловечестве.

Богословие о. Сергия – это, по мнению его друга и соратника Л.А. Зандера, есть «попытка ответа на вызовы современного христианства. О. Сергий видит, что между миром и церковью нет «мостов», что проблемы истории, творчества и культуры не находят себе места в христианском мировоззрении и с этим связан весь "кризис" христианства в новое время»2. Он считал необходимым найти «лестницу» между небом и землей, выразить сообразность Бога и мира, и человека в нем, чтобы, исходя из этого откровения о сообразности, понять онтологию человека и его задачи.

О. Сергий принимает со всей серьезностью откровение о том, что Церковь есть Тело Христово, в котором глава – Христос, по слову ап. Павла3. И делает из этого тезиса ряд выводов.

Если Церковь есть Тело Христово, в котором глава – Христос, то она продолжает пребывание Христа на земле.

Если Церковь есть тело Христово, то народ Божий должен быть собран вместе, как члены единого тела, то есть Церковь – это собрание верующих людей. (Собственно и греческое слово экклесия переводится как собрание народа, но исторически понятие Церкви как собрания давно заменилось на представление о здании храма или церковной иерархии).

Если Церковь есть тело Христово, глава которого Христос, то она продолжает служения Христа, которые традиционно различаются как пророческое, первосвященническое и царское.

Это представление о служениях Христа, особо выделенное в «Агнце Божьем», – первой книге трилогии о. Сергия Булгакова, – легло в основу разработки критериев церковности.

Заранее придется оговориться: критерии по количеству пунктов и подпунктов неравны между собой.

Критерии церковности:

Служения Христа, соответственно Церкви по «Агнцу Божьему»: пророческое (постижение и возвещение воли Божьей), священническое (посвящение себя, друг друга и мира Богу), царское (воцарение в мире).

Критерии:

Во исполнение пророческого служения Церкви:

«Возвещение истины, к чему бы оно не относилось: к настоящему, прошедшему или будущему, – к отдельной человеческой судьбе или к судьбам целого народа, всего человечества, … – есть дело пророческого служения»4.

1. Постижение и возвещение воли Божьей через слово Божье и проповедь, молитву и богословие.

Через слово:

«Не дано человеку измерить слова Богочеловека, хотя и дано их непрестанно измеривать»5.

«Самое главное существо и содержание пророческого служения Христова суть не слова и речи, но Он сам. Его живой образ, запечатленный в Евангелиях, – он есть наша совесть, в которую смотрится всякая верующая душа, внемлющая словам Его»6 (курсив автора).

1.1. Основание жизни Церкви на слове Божьем, то есть, на Евангелии.

1.2. Слово Божье должно быть познаваемо

Через проповедь:

«Нагорная проповедь, как и вся евангельская мораль, имеет предметом отношение души к Богу…»7

«Пророческая проповедь Христа о Себе может рассматриваться под трояким углом зрения: как богословское учение о Боге Слове, как эсхатология и апокалипсис»8.

1.3. Наличие проповеди как познания и возвещения воли Божией.

Через богословие:

Л.А. Зандер пишет, что исторический опыт церкви, церковное предание о. Сергий воспринимает как почву, на которой должно основываться богословие. Но природу догмата он воспринимает не как молчащую, но призывающую проповедовать христианство. По отношению к имеющемуся опыту церкви, новое богословие должно действовать по принципу дополнительности, то есть, не противоречить уже имеющемуся, а дополнять его.

1.4. Богословие должно как изучаться, так и развиваться как постижение и возвещение слова Бога, как непрекращающееся пребывание Бога в мире и непрекращающаяся Пятидесятница.

Во исполнение священнического служения Церкви: «себя и друг друга Богу предадим».

«Первосвященническое служение Христово связывают обычно с искуплением человеческого рода от греха через добровольное приношение Себя в жертву. Христос при этом является и приносящим, и приносимым. Поэтому первым делом первосвященнического служения является искупление, но не только. Нельзя связывать боговоплощение Христово исключительно с фактом грехопадения. Боговоплощение вписано в само основание мира, как древо жизни, как второй и последний акт сотворения человека, его обожения, придания тварному естеству вечности и бессмертия»9.

Исповедание богочеловеческого характера Церкви. Церковь, как и Христос, имеет две природы: Божественную и тварную. Жизнь Церкви, как и ее членов, может меняться от бесконечного приближения к тварной природе до возвышения до богочеловечества Христова.

«Церковь как Богочеловечество, как Тело Христово и храм Духа Святого, представляет собою соединение начал Божеского и тварного, нераздельное и неслиянное их взаимопроникновение. В этом смысле она есть синергизм, причем Божественное начало проникает и приникает к человечеству, человеческое же возводится к Божественному»10.

1.1. Церковь нельзя бросать под предлогом того, что она грешная, но и нельзя обожествлять ее, как не имеющую греха в своем историческом проявлении.

«Нам совершенно неведомо, каковы были бы судьбы мира, если бы не произошло грехопадение. Однако и оно не могло изменить самого основания создания мира, ибо так возлюбил Бог мир, что в предвечном совете Своем определил вочеловечение и крестную жертву Сына Своего для спасения мира и создания Церкви. Церковь есть неизменное основание и цель миротворения»11. Из этого утверждения вытекает мысль, что даже грехопадение прародителей не изменило плана домостроительства Божия и создания Церкви.

«Несмотря на грех, силою помощи Божией, начинается постепенное выздоровление человеческого рода к тому, чтобы вместить Церковь и принять воплощающегося Христа»12. То же можно сказать и о самой Церкви, которая соединяет две природы, подобно Христу: Божественную и человеческую. Она созидается, несмотря на грех, силою действия Божия в разных дарах и проявлениях. Но она в силу своей человеческой природы и нахождении в истории, несвободна от человеческого греха. По слову О. Валентина Свенцицкого: «грех в церкви не есть грех Церкви, но есть грех против Церкви».

1.2. Синергический характер становленя Церкви и человека. Таинства и жизнь людей связаны друг с другом. Воцерковление всей жизни без разделения ее на священную и профанную.

Бог дает, но надо еще это принять и воплотить, тогда и таинства будут иметь основу. В отличие от католического томизма, в православном учении благодать не превозмогает человека, но может быть дана ему. Но сам человек без помощи Божьей, осуществляемой в Церкви, не может идти по пути обожения.

«Синергизм есть подаяние Божественных даров и приятие их. В своей совокупности эти дары суть полнота, а в своей приуроченности к личному приятию, в раздельности их, они суть разные служения. Через это и совершается возрастание тела Церкви (Еф. 4,16), в котором каждый член получает свое приращение»13.

«Этим синергическим характером таинства устраняется магизм, который иногда приписывается таинству теми, кто не уразумевает здесь свободного усвоения благодатного дара»14.

2. Соборность, то есть Церковь реализуется:

2.1. Через собирание народа, образуя новый народ – Божий. Народ Божий образует Церковь как Тело Христово. Христос – Церковь – новый Адам.

«В общем сознании первенствовала Церковь, как собрание верующих. Именно эта мысль и выражена в Деян. 2, 42, где впервые говорится о новозаветной Евхаристии: «в общении, в преломлении хлеба и в молитвах». Канонический или соборный характер совершения Евхаристии, в значительной мере поблекший в позднейшем сознании, согласно Деяниям, есть изначальный; кристаллизовавшийся же иерархический порядок канонического действа есть позднейший и произвольный»15.

«… экклезиология (учение о телах наших как о «членах Христовых») есть учение о соборности Церкви, понятой как онтологически, так и прагматически, как принцип собирания и собранности в любви, соборования»16.

2.2. Как многоединство по образу Св. Троицы, являющей Триединство.

«Церковь как Тело Христово рассматривается в отношении как к единству многих членов, так и к различению их в едином Теле…»

«Во всей этой группе экклезиологических текстов нужно выделить, прежде всего, идею собранности или соборности, согласно которой Церковь есть организм или тело, вообще, живое многоединство».

Этот критерий также выражает утверждение А.С. Хомякова, по мысли которого основное положение духа – «свобода в единстве, и единство в свободе» – должно осуществиться в Церкви. Только свободный человек способен стремиться к единству и являть его.

3. Общий путь становления, историчность Церкви как продолжение становления Адама.

«Жизнь мира есть становящаяся Церковь, судьбы мира есть истории Церкви»17.

Собранная во Христе Церковь должна иметь общий путь становления, свою историю, поэтому

3.1. Проповедь в Церкви должна быть обращена к собранию, переживающему определенный момент своей жизни. Проповедь не может быть одинакова, как бы независимо от общей жизни и только тогда она актуальна для других.

«Церковь как Богочеловечество существенно исторична, тварным своим ликом она принадлежит истории».

«В этом смысле тварный дух остается и сам для себя невыявлен и неведом, сам себя не исчерпывает, но лишь собою становится»18.

«Субъектом истории является все человечество – и как множественность личностей, из которых каждая имеет самостоятельное бытие и судьбы, и как род многоединства».

«От смоковницы возьмите подобие» (Мф. 24, 32), «оставьте расти вместе до жатвы» (Мф. 13, 30).

4. Воплощение принципа целостности, единства во множественности: единства духа, души и тела; единства людей друг с другом во Христе, единства мира в человеке, образования и просвещения, клира и мирян, добра и красоты и т.д.

«…Божественная София есть не что иное, как природа Божия, усия, понимаемая не только как сила и глубина, но и как раскрывающееся содержание, как Всеединство»19. Содержание Софии Божественной как Всеединства переносится и на свойство Софии тварной, того, что должно обретаться в Церкви.

«Приговор Божий над павшим человеком был столько же присуждением кары, сколько и выявлением неустранимых последствий такого самоопределения: человек, сделавшись только природным, потерял власть над природой и над своим собственным телом, стал смертен и понес на себе печать осуждения за грех»20.

Значит, восстановление единства плоти и духа означает и восстановление власти над природой и над своим собственным телом, и как следствие, изживание греховности, смертности.

5. Иерархическое служение в Церкви должно быть вторично по отношению к ее онтологической природе (соборности и служения всех).

«Органическая и творческая жизнь Церкви онтологически предшествует иерархическому началу»21. «Прежде Церковь, затем иерархия – не наоборот»22. «Церковь как Тело Христово, как храм Святого Духа, есть полнота, из которой излучается и иерархическое служение»23.

6. Принцип не субординации (подчинения), а откровения. Старшие в Церкви и лица, поставленные на служения должны служить не себе, а раскрывать действие Духа Святого в членах Церкви как действие продолжающейся Пятидесятницы.

7. Дары Духа Святого распространяются на собранную во Христе Церковь без разделения на клир и мирян, то есть, и на мирян тоже.

«Синергизм есть подаяние Божественных даров и приятие их. В своей совокупности эти дары суть полнота, а в своей приуроченности к личному приятию, в раздельности их, они суть разные служения. Через это и совершается возрастание тела Церкви (Еф. 4, 16), в котором каждый член получает свое приращение».

«Только из начала всеобщего царственного священства иерархизма всей Церкви можно понять и принять и различие иерархических функций и избежать того преувеличения, благодаря которому вкрадывается клерикальный абсолютизм, подрывающий самые начала церковного иерархизма, а Церковь рассекается на две части: властвующих и властвуемых, учащих и учимых, повелевающих и повинующихся»24.

Личное служение членов Церкви (всех) во исполнение полноты даров, т.е. продолжающаяся Пятидесятница.

Это свидетельство и плод приятия дара Духа Святого. «Церковь должна быть опознана как вместилище даров Св. Духа, ведущее свое начало от Пятидесятницы. Ощутительное вступление в Церковь при крещении сопровождалось явным излиянием даров Св. Духа в первенствующей церкви (согласно Д. Ап.)»25.

Во исполнение царского служения Церкви: воцарение в мире

Критерии:

Любовь к творению.

Ответственность Церкви за мир

Церковь – закваска в мире. Она не может отречься от него.

Миссия церкви

«…указано проповедание Евангелия всем народам, т.е. вселенское торжество Церкви как условие, предшествующее наступлению конца»

Экскурс к святым отцам

То, что Церковь – собрание верных, где члены связаны друг с другом, как связаны члены тела, сказано не только в посланиях, но у множества святых отцов. Так что этот тезис можно считать бесспорным и главным.

«Часто же собирайтесь вместе в поисках того, что приличествует вашим душам: потому что не принесёт вам пользы всё время вашей веры, если вы не достигнете совершенства в последнее время». Дидахе, 16,2.

«В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная Глава, которая есть Христос». Святитель Василий Великий (113, 420).

« К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?» Святитель Климент Римский (113, 439).

Однако у Ефрема Сирина (IV в.) мы видим другое толкование Церкви:

«Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда». Преподобный Ефрем Сирин (38, 62).

«У тебя есть Церковь, приносящая жертвы, молитвы отцов, помощь Святого Духа, службы в память святых мучеников. Таинства, сонм святых и многое такое, что может воззвать тебя от греха к праведности». Преподобный Ефрем Сирин (36, 773).

Из этих высказываний слагается иной образ Церкви: есть некая Церковь (судя по второй цитате, в нее входят те, кто приносит жертвы, то есть, священники, отцы, действие Святого Духа) – в общем, не ты, в которую приходят люди, получают духовное целение, и уходят.

Экскурс к церковным канонам

Церковные каноны почти ничего не говорят о Церкви как теле Христовом, в них с трудом можно найти приведенные в данной работе критерии церковности. За редким исключением: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины…» (19 правило Трулльского собора)26.

Каноны в основном выражают поместно-приходскую экклезиологию: «О должностной субординации между клириками разных степеней. О том, чтобы впредь соборы каждой митрополичьей области собирались раз в году. О необходимости клирикам для перехода в другую епархию иметь отпускную грамоту от своего епископа» и т.д.

Из этого можно сделать вывод, что представление о Церкви как теле Христовом достаточно рано, уже во втором-третьем веке заменяется на представление о ней, как о поместно-приходской организации. Такая церковь вполне вписывается в мир сей, но перестает быть в нем закваской, перестает являть Христа.

В течение всей церковной истории были явлены обе экклезиологии. Они почти никогда не сосуществовали гармонично, и нередко конфликтовали друг с другом.

Не иерархия и приход противоречат Церкви, а попытка поставить их на первое место и сделать их существование довлеющим, независимым от церковного собрания. Интересна запись в дневниках прот. Александра Шмемана, которая показывает должное соотношение иерархии и церковного народа. Он пишет: «Почти мистический парадокс нашей Церкви: она «держит» епископов (уставом, структурами, невозможностью для них как раньше, безответственного произвола, оправдываемого «архипастырской» властью), но поэтому и сама «держится» ими: без них невозможно»27. Не забудем, что он служил в юрисдикции Северно-Американской митрополии, автокефалии РПЦ.

При потере измерения Церкви как тела Христова, неизбежно оскудение жизни Церкви, ее подмены, номинальности. А также подавление, гонения церковно-иерархической структурой, лишенной своей главы и тела, Церкви Христовой.

В основу церковной экклезиологии должен быть положен принцип собранности народа Божьего и исполнение служений Христа. Общинно-братская экклезиология является адекватным выражением такого принципа, где община выражает собрание, братство – служение.

Критерии церковности можно развивать, сокращать или добавлять, например, о выборности священства и иерархии, но в данной работе не хотелось уходить от богословия о. Сергия Булгакова.

Церковь нуждается в очищении и возрождении, выработка осязаемых критериев церковности призвана этому послужить.

Источники и литература

  1. Филарет, митр. Митрополит Московский. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Режим доступа: http://www.pravoslavieto.com/books/catechism_sv_filaret/ (дата обращения 14.04.14)
  2. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Вселенские Соборы. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Pravila_Svjatyh/Pravila-i-Sobory-pravoslavnoj-cerkvi-shestoj-vselenskij-sobor-konstantinopolskij=1_19
  3. Зандер Л. А. Бог и мир: В 2 томах. Париж, 1948. 865 с. http://proroza.narod.ru/Zander_cap.htm
  4. Булгаков Сергий, прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. М. : Общедоступный православный университет, 2000.
  5. Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006.
  6. Булгаков Сергий. Протоиерей. Очерки учения о Церкви. «Путь», №1. Сентябрь1925 г.

__________________

1 Филарет, митр. Митрополит Московский. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви // О девятом члене Символа веры (§ 250). Режим доступа: http://www.pravoslavieto.com/books/catechism_sv_filaret/ (дата обращения 14.04.14)

2 Зандер Л. А. Бог и мир: В 2 томах. Париж, 1948. 865 с. Режим доступа: http://proroza.narod.ru/Zander_cap.htm

3 «… недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1:24); «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а каждый в отдельности мы – члены друг друга» (Рим 12:5).

4 Булгаков Сергий, прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. М. : Общедоступный православный университет, 2000. С. 344.

5 Агнец Божий, С. 348.

6 Агнец Божий. С. 349.

7 Агнец Божий. С. 348.

8 Агнец Божий. С. 349.

9 Агнец Божий. С. 355.

10 Булгаков Сергий. Протоиерей. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006. С. 283.

11 Булгаков Сергий. Протоиерей. Очерки учения о Церкви. «Путь», №1. Сентябрь1925 г. С. 56.

12 Булгаков Сергий. Протоиерей. Очерки учения о Церкви. «Путь», №1. Сентябрь1925 г. С. 58.

13 Булгаков Сергий. Протоиерей. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006. С. 283.

14 Булгаков Сергий. Протоиерей. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006. С. 311.

15 Булгаков Сергий. Протоиерей. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006. С. 307.

16 Булгаков Сергий. Протоиерей. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006. С. 283.

17 Булгаков Сергий. Протоиерей. ОЧЕРКИ УЧЕНИЯ О ЦЕРКВИ. «Путь», №1. Сентябрь1925 г. С. 57.

18 Булгаков Сергий, прот. АГНЕЦ БОЖИЙ. О Богочеловечестве. Часть I. М. : Общедоступный православный университет, 2000. С. 127.

19 Булгаков Сергий, прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. М. : Общедоступный православный университет, 2000. С. 133.

20 Булгаков Сергий, прот. Очерки учения о Церкви. «Путь», №1. Сентябрь 1925 г. С. 58.

21 Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006. С. 284.

22 Там же. С. 302.

23 Там же. С. 302.

24 Булгаков Сергий, прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. М. : Общедоступный православный университет, 2006. С. 300.

25 Булгаков Сергий, прот. Очерки учения о Церкви. «Путь», №1. Сентябрь1925 г. С. 64.

26 Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Вселенские Соборы. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Pravila_Svjatyh/Pravila-i-Sobory-pravoslavnoj-cerkvi-shestoj-vselenskij-sobor-konstantinopolskij=1_19

27 Александр Шмеман, протопр. Дневники. Тетрадь I. Январь 1973 – ноябрь 1974. Режим доступа: http://www.gramotey.com/?open_file=1269059292#TOC_idm140418332839920