Перейти к основному содержимому
Ульяна Гутнер
Свято-Филаретовский институт

Роль съездов РСХД в воцерковлении молодежи

XX Сретенские чтения, церковно-историческая секция

Русское студенческое христианское движение (РСХД) было образовано в 1923 году в среде русской эмиграции. Целью РСХД с самого начала его существования было воцерковление молодежи, а его задачами были, во-первых, привести молодежь ко Христу, к Церкви, затем утвердить молодежь в жизни Церкви и воспитать молодежь как сознательных и ответственных строителей жизни Церкви (1, с. 369). Воцерковление понималось как сочетание нескольких взаимосвязанных направлений духовного развития каждого человека: религиозное просвещение и образование – для создания целостного религиозного мировоззрения, личные аскетические усилия каждого человека как внутренняя работа по преображению своей духовной жизни, участие в жизни Церкви и ее таинствах, т.е. связь с Церковью через таинства (1, с. 387). Именно в этих направлениях, заданных в самом начале жизни РСХД, и развивалась его деятельность.

РСХД начал свое существование на I Пшеровском съезде в 1923 году. Съезд проходил в небольшом городке Пшерове, недалеко от Праги, в старинном замке Габсбургов. Руководителями Движения стали лучшие представители религиозно-философской мысли того времени: проф. В. В. Зеньковский, который в Пшерове был выбран председателем РСХД и оставался им до конца своей жизни, Н.А. Бердяев, А.В. Карташев, отец Сергий Булгаков, который сыграл решающую роль в утверждении литургического характера всех будущих съездов РСХД.

В первый день Пшеровского съезда отец Сергий Булгаков объявил о предстоящей на следующий день литургии, которая будет проведена до начала работы съезда, вне его распорядка. Неожиданно для организаторов все участники съезда присутствовали на богослужении, и не только в первый день, но и в последующие. О том, как вдохновенно служил литургии отец Сергий Булгаков, воспоминал протестантский руководитель Пол Андерсон: «Отец Сергий каждую литургию превращал в подлинную Тайную Вечерю Господа нашего. Когда он воздевал руки над хлебом и вином, прося свершиться Чудо Пресуществления, казалось, что это первая литургия после того четверга, когда Христос раздал ученикам хлеб и вино Причастия. В церкви на его литургии стояла мертвая тишина, все прихожане молились на коленях, а многие простертые ниц, в полном смирении перед присутствием Христа» (2, с. 270). Пшеровский съезд завершился причастием почти всех участников, единство в молитве было явлено с такой силой, что первый съезд назвали «Пшеровской Пятидесятницей» (3, с. 3).

На Пшеровском съезде объединились христианские кружки русских студентов, образовав РСХД. Его деятельность активно развивалась в течение первого десятилетия своего существования, и распределялась в соответствии с центрами русской эмиграции. Кружки РСХД существовали в Чехословакии, Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Югославии), Германии, Болгарии, но наибольшее развитие РСХД получило во Франции и Прибалтике (1, с.364-368).

Основой жизни студенческих кружков (и фактически началом воцерковления молодежи) было изучение Евангелия, а также чтение и обсуждение духовной литературы – как традиционной святоотеческой, так и современной религиозно-философской. Во многих кружках проходило изучение православного богослужения, часто под руководством священников.

Ежегодно проводились съезды РСХД – общие и местные. Общие съезды РСХД проходили с 1923 по 1930 годы, последний съезд прошел в 1933 году. Общие съезды были своеобразными вехами в развитии Движения – в их работе отражались и фиксировались все изменения, происходившие в развитии РСХД, решались принципиальные вопросы дальнейшей его жизни. Однако главной целью проведения как общих, так и местных съездов было религиозное воспитание молодежи, для которой съезды были своеобразной школой православной жизни. Они органично соединяли в себе три основные направления, которые были направлены на раскрытие основ православной веры – молитву (богослужение), духовное просвещение и личное общение (4, с. 2).

Съезды Движения проводились вне больших городов – для того, чтобы оторваться от городской суеты и сконцентрироваться на духовных вопросах. Иногда съезды проходили в православных монастырях, но чаще всего для его проведения арендовался небольшой замок или усадьба, в одном из помещений которого устраивалась походная церковь.

В работе съездов участвовали православные епископы и священники, профессора, секретари РСХД, молодежь – представители кружков и приглашенные гости – друзья-протестанты из ИМКА и ВСХФ, обычно число участников составляло на общих съездах – около 70 человек, на местных – от 40 до 300. Общие съезды обычно длились около недели, каждый день съезда был точно спланирован: богослужение, доклады и их обсуждение, семинары, доклады о жизни кружков, отчеты о финансах и пр. Программа съезда разрабатывалась заранее, с учетом места и времени, а также опыта предыдущих съездов.

Участниками съездов были митрополит Евлогий, епископ Вениамин, отец Сергий Булгаков, отец Александр Калашников, отец Сергий Четвериков, отец Лев Жилле и другие священники. В разные годы в съездах участвовали профессора Бердяев, Карташев, Вышеславцев, Мочульский и другие. Хорошей иллюстрацией будет список участников съездов РСХД во Франции 1927 года. Из молодого поколения есть много известных в наше время имен – дьяконы в 1926 году, священники в 1927 году – Георгий Шумкин, Александр Ельчанинов – его рукоположение во дьяконы состоялось на съезде в 1926 году. Из более юного поколения: П. Н. Евдокимов (которого мы знаем по его богословским трудам), а в то время он был руководителем одного из парижских кружков, П. Е. Ковалевский, С. М. Зернова, М. М. Зернова, Н. М. Зернов и его будущая супруга М. Лаврова, Н. Я. Куломзин и его будущая жена С. Шидловская (5, с. 3-8).

В списках участников съездов есть и Е. Ю. Скобцова – в будущем монахиня Мария, которая в то время входила в кружок по изучению России. В списках 1927 года – прославленные в настоящее время святые, вместе с матерью Марией, – Д. Клепинин, И.И. Фондаминский, а также А.В. Оболенская (будущая монахиня Блондина), Ю.Н. Рейнтлингер (иконописец), Б.Г. Старк (будущий священник), студенты Духовной Академии (ССБПИ). Через несколько лет некоторые из участников съездов становились руководителями – в списках среди руководителей РСХД (Е. Ю. Скобова, А. В. Морозов), а в списках участников можно найти представителей нового поколения – подросших детей русских эмигрантов, среди которых Андрей Блум – руководитель отряда «Витязей», будущий митрополит Антоний Сурожский, Мария Ельчанинова – дочь отца Александра Ельчанинова.

Особое значение в воцерковлении молодежи приобретало близкое общение с православными епископами. Общение православных епископов с молодежью на съездах выражалось не только в проповеди и их участие в собраниях (что, безусловно, было очень важно), но и в личных беседах в свободное время, в пастырском руководстве, к которому молодежь стремилась сама. Митрополит Евлогий высоко ценил и поддерживал деятельность Движения и по мере возможности принимал участие в общих съездах РСХД и местных съездах РСХД во Франции. Интересно, что глава РПЗЦ митр. Антоний (Храповицкий) до Карловацкого раскола также принимал большое участие в работе РСХД, в том числе и в его съездах. В работе съездов РСХД принимали участие еп. Вениамин (Федченкова), архиеп. Владимир, еп. Сергий (Пражский), православные епископы Прибалтики. Надо отметить уникальность той церковной ситуации, когда православные епископы сами шли навстречу молодежи, само существование русской православной церкви в условиях эмиграции напрямую зависела от вовлечения молодого поколения в жизнь церкви. Особая ситуация была в Прибалтике, где деятельность Движения высоко оценивалась епископами, вплоть до рекомендаций священникам поддерживать деятельность Движения (6, с. 21, 37).

В съездах, как и во всей деятельности Движения, принимали участие священники – участники Движения и его друзья. Среди них были священники, принявшие сан до революции (например, прот. Геогрий Шавельский), священники из эмигрантов (отец Александр Калашников), и священники, выросшие из движенской молодежи (отец Георгий Шумкин, отец Дмитрий Клепинин (Париж), отец Александр Киселев (Эстония)). На съездах священники проводили богослужение, произносили проповеди, читали доклады и участвовали в прениях, но самым главным для воцерковления молодежи было личное общение с священниками.

Большое влияние на молодежь оказывал духовник Движения отец Сергий Четвериков. У отца Сергия Четверикова, который в прошлом был связан с Оптиной пустынью, еще до революции был большой опыт работы с молодежью – он начинал свою пастырскую деятельность в Воздвиженском братстве Н. Н. Неплюева, затем был духовником Кадетского училища. Как и многие руководители РСХД, отец Сергий Четвериков был участником Поместного Собора 1917-1918 гг. В эмиграции отец Сергий сначала жил в Братиславе, где вел молодежный кружок, в 1928 году стал духовником всего Движения. Отец Сергий высоко ценил деятельность РСХД, считая деятельность Движения служением Церкви. Руководитель РСХД В. В. Зеньковский очень высоко ценил связь отца Сергия с Движением: «Я считаю счастьем Движения, что оно в течении полутора десятка лет имело такого духовного руководителя… Он был светоч Церкви, живое воплощение красоты и правды Православия» (7, с. 99).

Неотъемлемой составляющей съездов было духовное просвещение, или по определению секретаря РСХД Л. А. Зандера, «богомыслие», под которым понимается раскрытие «оцерковления» как основного принципа Движения (4, с. 4). На это были направлены доклады и семинары, главной задачей которых являлось раскрытие в православном, церковном видении всей проблематики современной жизни и культуры, раскрытие духовной связи благодати и творчества, молитвы и труда. В составе докладчиков – епископы, священники, профессора ССБПИ, которые составляли интеллектуальный цвет русского общества.

Профессор Николай Бердяев, один из основателей Движения, участвовал во всех общих съездах РСХД и в большинстве съездов РСХД во Франции. Основной идеей его докладов была задача ориентировать молодежь на активную христианскую позицию, социальное служение и свободное творчество. В своей автобиографии Н. А. Бердяев писал: «Я с самого начала этого движения принимал в нем активное участие. ... Я старался повысить умственные интересы русской христианской молодежи, пробудить интерес хотя бы к истории русской религиозной мысли, привить вкус к свободе, обратить внимание на социальные последствия христианства» (8, с. 240).

В целом доклады на съездах охватывали довольно широкий круг вопросов, соответствующих задачам Движения и раскрывающих их в разных направления: богословие и догматические вопросы Православия, вопросы православной аскетики, социальное служение в Православии, жизнь верующих и положение Православной церкви в России, внутренние вопросы Движения, отношения РСХД с церковной иерархией, экуменические вопросы.

Важной темой докладов и семинаров на съездах было осмысление собственной жизни Движения. Движение как организация появилась в 1923 году, и, определив свои цели, не сразу, постепенно проясняла пути своего развития. Необходимо было давать ответы на вопросы современной ситуации в связи с расколами православной церкви, возрастающим национализмом. В Движении возникали внутренние проблемы, решение которых также часто происходило на съездах, и, что немаловажно, происходило осмысление собственной жизни – об этом говорят отчеты жизни кружков, свидетельствующие о развитии и проблемах Движения. Постоянной темой был положение церкви в России, гонения со стороны Советской власти, антирелигиозная пропаганда среди молодежи.

Самым главным, центральным моментом всех съездов являлась молитва, основой которой было ежедневное служение литургии. Литургию служили утром, все собрания съезда и трапезы начинались и оканчивались молитвой, которую пели все вместе, хором; вечером служили вечерню, после которой в храме или спальнях читали вечернее правило. Храм был духовным центром съездов. Некоторые съезды проходили в монастырях или местах, где были церкви (в Печорах), в большинстве случаев на съезде устраивался походный храм – с полотном вместо иконостаса, с бумажными иконами и горшками с песком, в которые вставляли свечи – «и часто сук березы или осины, украшенный привезенным с собой сулком, служил архиерейским посохом» (4, с. 7).

Ежедневный четкий молитвенный ритм (литургия, молитва в течение дня, вечерня, вечернее правило) был духовным стержнем съездов, и включение в него было приобретением личного опыта молитвы для многих участников съездов. Вхождение в общую молитву в течение нескольких дней съезда проявлялось в храме, где пели все присутствующие: «к концу съезда хор, который в начале путается и ошибается, поет громко, радостно и уверенно». Опыт личной молитвы, приобретенный на съезде, у многих оставался на всю жизнь, съезды РСХД становились школой личной молитвы (4, с. 5).

Самой важной частью съездов было ежедневное служение литургии. Накануне последнего дня съезда обычно была исповедь, на следующий день на литургии большинство участников съезда причащались. Говоря о причащении участников Движения на съезде, необходимо отметить направленность РСХД к частому причастию. В дореволюционной России ежегодное причащение было обязательным для подтверждения своей принадлежности к Православию и становилось формальностью, которую многие не исполняли. Иллюстрацией этому является факт, что на съездах РСХД бывало, что некоторые участники съезда подходили к причастию впервые в жизни. В целом в то время считалось, что православным мирянам надо причащаться один раз в год, хотя активные верующие могли присутствовать на богослужении каждую неделю. Вопрос о частоте причащения был поднят на Поместном Соборе 1917-1918 гг., где было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческие творения, вернуться к первохристианской практике причащения каждый воскресный день (9, с. 2).

По некоторым свидетельствам, духовные наставники РСХД призывали причащаться молодежь не менее четырех раз в год: общее причастие на съездах и на некоторые праздники. Разумеется, это не было требованием, а только призывом, и не всегда молодежь исполняла наставления руководителей, но для того времени и это уже было достижением, первым шагом к литургическому возрождению.

Съезды Движения были реализацией размышлений руководителей РСХД о соборности, продолжающих решения Поместного Собора 1917-1918 гг. Создание духовного церковного пространства и одновременное «погружение» в него, совместный внутренний духовный труд всех участников, который увенчивался общим причастием в последний день съезда – все вместе создавало ощутимую духовную реальность – соборность, которая и являлась главным основанием воцерковления молодежи (4, с. 7).

Литература и источники

  1. Зеньковский Василий, прот. Русское студенческое христианское движение: История, деятельность, задачи // Собрание сочинений. Т.2., М., Русский путь. 2008. С. 361-387.
  2. Андерсон П.Ф. Бердяевские годы 1922-1939 // Вестник РХД. 1985. №144. С. 244-291.
  3. Струве Н.А. Пшеровская Пятидесятница// Вестник РХД. 1993. №168. С. 3.
  4. Зандер Л. А. У родных святынь: II съезд Русского христианского студенческого движения в Прибалтике (Печерский монастырь 3-11 августа 1929). Изд-во РСХД. Ревель. 1929. 70 с.
  5. Архив РСХД. Кор. 1. Папка 3. фото 2174-218. (Список участников 4 съезда РСХД во Франции (1927 г.)).
  6. Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии. Материалы к истории Русского Студенческого Христианского Движения. Ymka-Press, 1993. 312 с.
  7. Зеньковский Василий, прот. Неопубликованные воспоминания. Машинопись. Личный архив Соллогуба К.П. 170 с.
  8. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. Отношения, 1990. 336 с.
  9. Иларион (Алфеев), митр. Евхаристия — сердцевина жизни христианина. URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/90 (дата обращения 10.10.2013).