«Чаю воскресения мертвых»
Как выражение «тело духовное» и слова Павла о том, что «плоть и кровь не наследуют Царства Божьего» (1 Кор 15:50) могли пониматься в контексте веры в воскресение в I веке? Как эти слова были истолкованы в ходе постепенного изменения отношения к телесности воскресения в последующей христианской традиции?
Наиболее полно апостол Павел высказывает свои идеи относительно воскресения мертвых в 1 Кор 15. Формально, для Павла воскресение телесно: «Но скажет кто-нибудь: “как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?”» (1 Кор 15:35). Павел говорит об этом, давая своеобразную интерпретацию Быт 1-2 и используя метафору семени (1 Кор 15:36-54):
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
Смерть вошла в мир через первого Адама, а избавление от нее приходит через Христа как «последнего Адама» (1 Кор 15:22). Своей смертью и воскресением Иисус побеждает смерть. Это становится основной будущего воскресения (1 Кор 15:57).
Для Павла перспектива воскресения касается только тех, кто во Христе (1 Фес 4:14; 1 Кор 15:23). Он не говорит о всеобщем воскресении праведников и грешников (1 Кор 15:22-23):
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
Лука и Иоанн специально маркируют воскресение Иисуса как телесное (Лк 24:36‐43; Ин 20:19‐28; 21:13). Однако воскресшее тело Иисуса – не земная «плоть и кровь». Что представляют собой воскресшие тела праведников?
Литература
- Harris, M.J., “Resurrection, General,” in: Sinclair B. Ferguson & David F. Wright, eds., New Dictonary of Theology, Downers Grove, Ill., 1988, 581-582.
- Holleman, Joost. Resurrection and Parousia: A Traditio‐Historical Study of Paul’s Eschatology in 1 Cor. 15:20-23. Leiden: Brill, 1996.
- Fletcher‐Louis, Crispin H. T. Luke‐Acts: Angels, Christology and Soteriology. Tübingen: Mohr Siebeck, 1997.
- Lehtipuu, Outi. The Afterlife Imagery in Luke’s Story of the Rich Man and Lazarus. NovTSup 123. Leiden: Brill, 2007.
- Lehtipuu, Outi. “Biblical Body Language: The Spiritual and Bodily Resurrection.” Pages 151–68 in Anthropology in the New Testament and Its Ancient Context: Papers from the EABS‐Meeting in Piliscsaba/Budapest. Edited by M. Labahn and O. Lehtipuu. Leuven: Peeters, 2010.
- Lehtipuu, Outi. Debates over the Resurrection of the Dead: Constructing Early Christian Identity. Oxford Early Christian Studies. Oxford: Oxford University Press, 2015.
- Martin, Dale B. The Corinthian Body. New Haven, CT: Yale University Press, 1995.
- Nickelsburg, George W. E. Resurrection, Immortality, and Eternal Life in Intertestamental Judaism and Early Christianity. Expanded edn. HTS 56. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2006.
- Somov, Alexey. Representations of the Afterlife in Luke-Acts. International Studies in Christian Origins within Library of New Testament Studies Series. London: T & T Clark, 2017.