Перейти к основному содержимому

Ликвидация домовых храмов

Как именно был организован процесс ликвидации храмов? Каким образом общины пытались отстоять свои права, а музейщики и реставраторы – исторические и культурные памятники? Каковы сегодня последствия «ликвидации» 1919 года: в чьей собственности находятся храмы и должна ли произойти духовная и материальная реституция? 

Участники 

  • протоиерей Георгий Митрофанов, кандидат философских наук, профессор СПбДА, церковный историк
  • Константин Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ
  • Александр Буров, историк религии
  • Никита Крылов, главный специалист Российского государственного исторического архива

Декрет большевиков «Об отделении церкви от государства» делал зависимыми от властей только приходские храмы. Но в России существовало множество домовых храмов при учебных заведениях, в учреждениях связи, в жилых домах, на железной дороге, при социальных учреждениях и т.д. В августе 1918 года была разработана очень жесткая инструкция Наркомпроса, предусматривающая обязательное закрытие домовых церквей при учебных заведениях. Летом 1919 года ликвидация домовых храмов развернулась в Петрограде. 7 августа процесс закрытия домовых церквей в городе был оформлен законодательно: «Домовые церкви и часовни всех исповеданий, существующие при учено-учебных и воспитательных заведениях всех ступеней, а также при всех правительственных учреждениях, подлежат ликвидации в срочном порядке к 10-му августа с.г.» (ЦГА СПб, ф. 143, оп. 3, д. 67, л. 237).

Беседа прошла 12 июня мая в рамках цикла исторических дискуссий, посвященных событиям, имевшим место в России 100 лет назад и повлиявшим на судьбу страны и народа.

Организаторы:
Свято-Филаретовский православно-христианский институт  
Культурно-просветительский центр «Покровский остров»