Социология войны и революции в трудах генерала Николая Головина

6 марта 2025 года исполнилось 150 лет со дня рождения героя Великой войны 1914–1918 годов, Георгиевского кавалера, ревнителя военных знаний и незаурядного учёного, занимавшегося военной историей и социологией, — Генерального Штаба генерал-лейтенанта Николая Николаевича Головина (1875–1944). Его жизнь и творчество до сих пор привлекают внимание учёных и исследователей, специалистов по истории Великой войны, революции, Гражданской войны и эмиграции, а также социальной психологии. В 2010–2014 годах научные чтения памяти генерала Головина состоялись в Санкт-Петербурге, Белграде и Париже. Могила заслуженного профессора и его супруги Александры Николаевны (урождённой Сороко) сохранилась на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, но находится в плачевном состоянии.
В результате многолетних научных изысканий Николай Николаевич, оставивший большую группу учеников, продолжавших свои занятия вплоть до начала 1980-х годов, сформулировал и обосновал до сих пор не утратившие своего значения концептуальные тезисы по изучению и анализу военно-политических событий, происходивших в Отечестве в первой половине ХХ столетия.
Программа
18:30–19:00 Лития
19:00–21:00 Круглый стол (доклады, обсуждение)
21:00–22:00 Чаепитие, общение
Участники
- Кирилл Михайлович Александров, кандидат исторических наук, профессор СФИ (Санкт-Петербург)
Научное творчество Н.Н. Головина: концептуальные тезисы - Василий Жанович Цветков, доктор исторических наук, профессор ФГБОУВО МПГУ (Москва)
Н.Н. Головин о трансформациях революционных и контрреволюционных процессов в России в 1917–1918 годах
Вопросы для обсуждения
- Профессор Головин призывал рассматривать любую войну не только как вооруженную борьбу противников, но в первую очередь — как акт социального общения и жизни. Насколько перспективен такой подход и как он меняет приоритеты для исследователей?
- Насколько справедлив тезис профессора Головина, высказанный им в начале ХХ века, о том, что будущие войны будут заканчиваться не столько военным разгромом противника, сколько отказом одной из сторон от продолжения затянувшейся борьбы в силу собственной моральной слабости?
- Какая социальная группа, с точки зрения Головина, сыграла главную роль в Февральской революции 1917 года и крушении «старого порядка»?
- В чем заключались социальные особенности российской контрреволюции в 1917 году?
- Какими мотивами была обусловлена позиция крестьянства с точки зрения Головина, в годы Гражданской войны в России?
- Причины поражения Белого движения в России в оценках Головина, а также его соратников, оппонентов и других учёных.
- Как результаты научных занятий Головина в эмиграции повлияли на его представления о будущем Российского государства?
- Значение творчества генерала Головина для отечественной науки.
Регистрация по ссылке
Адрес: Токмаков пер., д. 11