Перейти к основному содержимому

«Сдаю тебе, Саша, пост не в полном порядке»

28.03 19:00
Санкт-Петербург, Культурно-просветительский центр «Покровский остров» / Online & Offline

2 марта 1855 года, в разгар Крымской войны, скончался император Николай I, который правил Российской империей в течение 30 лет. Управление сложнейшим государством, обременённым застарелыми проблемами, в непростой период его существования перешло к старшему сыну Николая — Александру, которому в апреле 1855 года исполнилось 37 лет.

Всем было понятно, что в России пора что-то менять, но не всем было понятно, как именно, а главное — сможет ли молодой Александр возглавить и осуществить поворот государственного корабля?

Александр II вошел в историю России как царь-Освободитель, начатую им эпоху преобразований стали называть эпохой Великих реформ. Вот лишь некоторые из них: ликвидация военных поселений (1857), отмена крепостного права (1861), финансовая реформа (1863), реформа высшего образования (1863), земская и судебная реформы (1864), реформа городского самоуправления (1870), закон о всеобщей воинской повинности (1874). Императору удалось стабилизировать и внешнее положение России.

Оборотной стороной эпохи реформ стало бурно развивавшееся революционное движение, не стеснявшееся действовать методами террора. На императора Александра II было совершено, как минимум, 7 покушений, последнее из которых 1 марта 1881 года привело к его гибели.

Участники

  • Кирилл Михайлович Александров, кандидат исторических наук, профессор кафедры церковной и социальной истории Свято-Филаретовского института
  • Яков Аркадьевич Гордин, историк, литератор, главный редактор журнала «Звезда»

Вопросы для обсуждения 

  1. Какие реформы удалось, а какие не удалось осуществить императору Александру II? Были ли реформы своевременными?
  2. Как шла подготовка к реформам? На какую элиту опирался император в деле реформирования России?
  3. Были ли готовы к реформам разные сословия российского общества? По кому цепь ударила больнее – «по барину или по мужику»?
  4. Почему эпоха реформ привела к формированию революционного движения? Являлась ли такая связь неизбежной?
  5. Есть ли ответственность императора за то, что человек середины XIX века утратил веру, оказался брошен в «мрак ночной, беззвездный», по выражению Александра Блока?
  6. Как влияли на образ Александра IIего личные качества и его личная жизнь?

Адрес: ул. Канонерская, д. 5

Трансляция на каналах Свято-Филаретовского института на Youtube, Rutube, ВК

В рамках цикла «Исторические беседы»

Организаторы:
Культурно-просветительский центр «Покровский остров»
Свято-Филаретовский институт

Анонсы | архив анонсов