Перейти к основному содержимому

Христианская альтернатива революционным потрясениям в России

19.04 19:00
Москва, Свято-Филаретовский институт
Дума Крестовоздвиженского трудового братства, 1 января  1903 года

Дума Крестовоздвиженского трудового братства, 1 января  1903 года

Статьи и доклады Николая Неплюева, написанные им в кризисные для Российской империи 1904-1907 годы, впервые собраны под одной обложкой в пятой книге серии «Беседы о братстве», вышедшей недавно в СФИ.

Материалы сборника отражают отношение автора к революционным событиям сквозь призму христианской веры и опыта жизни по вере. Он не только отмечает кризисные явления церковной и общественной жизни, но и предлагает свою программу мирного созидания.

Вопросы, поднимаемые Николаем Неплюевым, не устарели и по сей день. Каков путь мирного обновления духовной, культурной и социальной жизни? Как собрать и сплотить добрые силы церкви и общества для полезной и созидательной деятельности? Как возродить в людях ответственность за страну и народ?

В презентации примут участие историки, издатели, потомки членов Крестовоздвиженского трудового братства.

На вечере выступят:

  • руководитель издательства СФИ Кирилл Мозгов
  • редактор книги Екатерина Степанова
  • Георгий Фурсей, внук члена Крестовоздвиженского братства (видео)
  • Николай Сомин, публицист, исследователь жизни и трудов Николая Неплюева
  • Сергей Поправко, внук члена Крестовоздвиженского братства
  • Ирина Гордеева, доцент СФИ
  • Ирина Денисенко, внучка члена Крестовоздвиженского братства (видео)
  • Наталия Игнатович, составитель книги

Вопросы для дискуссии:

  1. Почему Николай Неплюев считает, что духовный путь является альтернативой революционному пути?
  2. На каком основании возможно объединение людей тогда и сегодня? В каких формах это может быть выражено?

В программе презентации также музыка Николая Неплюева в исполнении Ионы-Рената Гатаулина.

Вечер ведет Константин Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ.

Презентацию проводит Свято-Николаевское малое православное братство при поддержке кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Подробнее:
+7 (966) 176 28 00 (Оксана Кудряшова)

Вход свободный.

Справка

Николай Николаевич Неплюев – выдающийся христианин, послуживший Богу и Церкви всей жизнью, силами и средствами.

Представитель старинного боярско-дворянского рода, размышляя о призвании русского помещика, он создал в своем имении в Черниговской губернии школу для крестьянских детей и в этой уникальной среде воспитал думающих и достойных личностей и глубоко верующих христиан. Выпускники вошли в Крестовоздвиженское православное трудовое братство. «Святые апостолы научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви», – писал Неплюев. В заключительный период существования трудовое братство объединяло около 1200 человек.

Неплюев скончался в 1908 году, но дело его не распалось, продолжая объединять и вдохновлять выдающихся людей Русской церкви и общества и приносить духовные плоды. Опыт школ и братства отмечал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Почетным членом Крестовоздвиженского братства стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев писал о пути Николая Неплюева: «Значение таких людей, что они не преклоняются перед силой факта и не служат ей. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры – они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества». Учеником Неплюева считал себя первый в Русской церкви епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий), познакомившийся с Николаем Николаевичем и его Крестовоздвиженским братством в годы учебы в МДА. Он навсегда полюбил и разделил идею братской жизни, которой посвятил всю свою жизнь, годы которой пришлись уже на время открытых гонений на церковь.

В 1904 году, осознавая опасность надвигающихся на Россию социальных потрясений, Николай Неплюев стремился собрать разрозненные и часто враждующие общественные и церковные силы, выступал с лекциями, призывал отказаться от борьбы, поднимал вопрос о национальном покаянии, шаг к которому видел в устроении Всероссийского Братства на основе приходов. Неплюев писал: «Я пришел к убеждению, что наивысшее благо Церкви поместной, русской православной Церкви, к которой принадлежу, моей христианской отчизны, как и личное благо всех ближних моих, состоит, главным образом, в том, чтобы вся жизнь стройно организовывалась на единой истинно-христианской основе – братской любви».

В масштабе страны призыв Неплюева не был услышан, и после 1917 года предсказанный им «кровавый потоп анархии» захлестнул Россию. В 1925 году были репрессированы наиболее активные члены созданного им братства, а в 1929 году советская власть окончательно уничтожила его.