Почему я выбрала для итоговой работы тему о Священном писании?
11 декабря 2015Вопрос с первого взгляда кажется странным для верующего христианина – кто может усомниться в важности Священного писания? Однако тематики, связанные с исследованием Писания, многим представляются слишком уж «чисто академическими», не имеющими такой очевидной актуальности, как темы, связанные с катехизацией или с церковной историей XX века. Кроме того, иногда высказывается мнение, что в исследованиях Библии есть своего рода соблазн для верующего. Христианство, конечно, никогда не представляло людей, создавших Библию, некими медиумами, писавшими слово в слово под диктовку свыше, и говорило о Библии как о творении богочеловеческом. Но исследования в современной библеистике касаются в основном чисто человеческого аспекта Писания – текстологии, изучения жанров, языка и т.д. И получается, что для того чтобы быть специалистом по библейским книгам, вовсе не обязательно почитать их как священные.
Так уж получилось, что темы для письменных работ по Священному писанию я выбирала даже не с самого начала учебы в институте, но еще раньше – с окончания Богословского колледжа. Конечно, на мой выбор в первую очередь повлияла давняя страсть к книгам – не только привычка к чтению, но и тяга понять, как книги«устроены»: каковы законы данного жанра, какими средствами автор достигает того или иного эффекта, какими неожиданными гранями у нового автора вдруг засверкает, казалось бы, давно знакомый сюжет. И потому естественно, что эта любовь к рассмотрению текстов распространилась и на Книгу с большой буквы.
Однако работа над темами Священного писания дала не только новые для меня навыки работы с книгами, но гораздо большее. Вхождение в мир Священного писания помогло почувствовать очень важные вещи. Во-первых, понять, что Библия – не сколько-то разных книг под одной обложкой, но некий единый текст, и попытки выискивать в ней противоречия столь же наивны, как попытка слепцов из известной притчи описать слона, ощупав только его хобот или только ногу. И даже больше – что и в жизни дело обстоит точно таким же образом. В ней на равных правах сосуществуют очень разные люди и идеи, и могут быть равно угодными Богу казалось бы противоположные слова и действия, а действия с виду одинаковые могут иметь совершенно разный смысл и наполнение.
Исследование ветхозаветных аллюзий в Евангелии дало почувствовать единство Священной истории, понять, насколько неестественны трагический разрыв христианства и иудеев во II веке и последующая многовековая вражда. Евангелие от Луки, исследование которого стало предметом моей работы еще на бакалавриате, дало понять: задумано-то было все совершенно не так, ничего в ветхозаветной истории с явлением Христа не отменялось, не отвергалось, но принималось и преображалось.