Перейти к основному содержимому

В Воронеже вспомнили пассажиров «философского парохода»

Судьбы и идеи семи общественных деятелей, высланных из страны в 1922 году, стали объектом новой выставки в Никитинской библиотеке. Философы и преподаватели, священник и социолог — они, как могли, служили России и живя на родине, и за ее пределами.
Фото: Татьяна Ткачёва/РГ

Фото: Татьяна Ткачёва/РГ

Спустя 100 лет вспомнить о них решили преподаватели и учащиеся из Москвы. Лаконичную стендовую экспозицию создали на основе исторических документов, мемуаров, книг знаковых представителей первой волны эмиграции и наших современников, осмысляющих их наследие. Выставку «Философский пароход: семь пассажиров» уже увидели жители столицы и Архангельска, её ждет ряд других городов в нашей стране и за рубежом.

На так называемых «философских пароходах» по инициативе Ленина и Троцкого отправили в эмиграцию, по разным данным, от 228 до 272 человек. Среди них — 69 ученых и педагогов, 43 врача, 34 политика и столько же студентов, 29 литераторов и журналистов, 22 экономиста и агронома, семь юристов… Их активность — например, во Всероссийском комитете помощи голодающим Поволжья — по абсурдной логике тех лет расценивалась как военный шпионаж и пособничество контрреволюции.

Что интересно, все герои проекта: протоиерей Сергий Булгаков, Николай Лосский и Николай Бердяев, Семён Франк и Иван Ильин, Фёдор Степун и Питирим Сорокин — в юности пережили увлечение политикой. Многие из них переболели марксизмом, боролись против самодержавия и приветствовали как минимум Февральскую революцию, пропагандировали атеизм. К прозрению каждый шел своим путем.

«Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны, но они потенциальное орудие в руках наших возможных врагов. Вот почему мы предпочитаем… выслать их заблаговременно», — пояснял Лев Троцкий в интервью американской журналистке.

Из Петрограда, Одессы и Севастополя можно было выехать на кораблях, из Москвы — поездами в Латвию и Германию. В партийных и чекистских кругах эта высылка обозначалась как «Операция». Инакомыслящих вызывали на допросы, где принуждали написать заявление с просьбой разрешить выезд за границу вместе с семьёй за свой счёт. Альтернативой могла быть ссылка внутри страны. Отъезжавших под подпись уведомляли: за самовольное возвращение в РСФСР их ждёт расстрел.

— Известна история философа Федора Степуна, которого в Москве при обыске не застали дома. Он вместе с женой сам пошёл на Лубянку… Потом вспоминал, что следователь был удивительно любезен и предложил ему выбор: уехать самостоятельно или за казенный счёт. Степун ответил, что хотел бы, конечно, оплатить дорогу сам, но совсем не имеет денег. «Тогда мы вас оставляем здесь под арестом и далее этапом высылаем через Польшу», — объяснил следователь. Ученый, конечно, тут же передумал и отправился искать, что бы ему ещё продать, чтобы собрать денег на дорогу, — рассказала куратор выставки «Философский пароход: семь пассажиров», аспирант философского факультета МГУ и пресс-секретарь Свято-Филаретовского института Софья Андросенко.

С собой разрешали брать очень мало вещей. Вывезти ценности (начиная с украшений и заканчивая личным архивом) было невозможно. Есть свидетельства о том, что оставлять в советской России следовало даже нательные кресты. На выставке можно оценить опись того, с чем уплывал на чужбину Николай Бердяев: один зимний костюм и один на себе, пара ботинок и пара калош, лыжный костюм, две подушки, одеяло, четыре простыни, 12 носовых платков и 12 воротников, ножик, кружка, флакон одеколона, иконка, распятие, 15 сигарет, термометр…

«Семь пассажиров» обосновались в разных странах, но до конца дней ощущали себя прежде всего уроженцами России. Их размышления о вере, свободе и призвании человека, о зле и отношении к нему не потеряли актуальности. Сорокин — признанный авторитет в социологии. Наследие отца Сергия Булгакова продолжает питать христианскую мысль. Ильина перечитывают те, кто ищет, «как нам обустроить Россию». Лосского, Бердяева или Франка — те, кто пытается привести в порядок личный духовный мир.

«В ужасающей бойне, в хаосе и бесчеловечности, царящих ныне в мире, победит в конечном счёте тот, кто первый начнёт прощать. Это значит: победит Бог», — вывел однажды в записной книжке религиозный философ Семён Франк. Стоял ноябрь 1942 года.

Кстати

Выставка доступна бесплатно в фойе Областной научной библиотеки имени И. Никитина до 19 декабря: с понедельника по пятницу — с 10.00 до 20.00, в выходные — с 12.00 до 20.00. Каждые субботу и воскресенье в 15.00 проходят экскурсии.

Источник: Российская газета