Перейти к основному содержимому

Старый скверный сценарий с храмом

Недавно в Екатеринбурге прошли столкновения между сторонниками и противниками восстановления храма великомученицы Екатерины. Что стало причиной того, что конфликт стал разрешаться именно таким образом, и можно ли ещё погасить конфликт? Есть ли силы, которым в данной ситуации выгодно именно насилие, ТАСС спросил у экспертов.

Священник Георгий Кочетков

Ректор СФИ, кандидат богословия

К сожалению, все идет по отработанному сценарию. Подобные конфликты закладываются заранее в очень разных епархиях Русской церкви, естественно, антицерковными силами, политическими, заинтересованными в поддержании и даже углублении раскола между церковью и обществом, заложенного еще Советской властью сто лет назад. Вспомним и Пусси Райот, и скандал с Исаакиевским собором. Способ старый – разделяй и властвуй. И на сторону тех, кто кричит «за храм», и на противоположную посылаются люди, провоцирующие конфликт. И он разгорается, гася любой диалог, от которого, как кажется, екатеринбургский митрополит Кирилл не отказывается. Я могу не знать всех нюансов ситуации, но, насколько мне известно, были пройдены все этапы согласования строительства, в том числе общественные слушания и даже суд.

Почему-то противоборствующая строительству сторона не принимает во внимание, что у Русской церкви Екатерининский собор был насильно отнят и взорван, как были уничтожены большинство храмов не только в Екатеринбурге, но и по всей стране. Разве не справедливо вернуть отобранное – воровски, с насилием, с убийствами епископов, священников и мирян и членов их семей? Это касается не только храмов, но и другого имущества. Нужно вернуть или хотя бы предложить вернуть хотя бы часть того, что было отобрано и опорочено. Нужно помнить и о том, что в Екатеринбурге надругались не только над церковью, но через это и над большинством народа, который ведь был верующим.

Церковь не только разорили, расстреляв тысячи, если не миллионы русских верующих, но и оклеветали ее доброе имя. И мало кому приходит на ум, что это дело по-своему продолжается. Большевики клеветали и стравливали церковь и народ, и сейчас мы видим то же самое.

Да, справедливости ради надо сказать и другое. Разоренная церковь, конечно, еще не восстановилась. Не только имущественно, это далеко не самое важное. Церковный народ до сих пор плохо знает свою веру, недостаточно воспитан зачастую просто культурно. Но разве не понятно, что это была специальная селекция, когда лучших убивали, выгоняли из страны, мучили до смерти, а в ряды церкви – и в клир, и в иерархию госбезопасность внедряла всякий сброд, стукачей и провокаторов. Да, упущение 90-х, что церковь сперва взялась за восстановление храмов и зданий, а за восстановление людей, душ человеческих не взялась так, как нужно было бы. Многотысячные крещения в 90-е годы, без подготовки, без просвещения, сейчас и приводят к дискредитации церкви. Сказывается непонятное богослужение на церковнославянском языке, хотя Московский Собор 1917-18 годов подготовил все, чтобы приблизить богослужение к людям, об этом говорили и писали многие новомученики Церкви Русской. Но этого не случилось, и в результате люди не смогли узнать сокровищ православной веры и жизни.

Конечно, и внутри самой церкви нужен диалог о том, что и как нам возрождать. Это вопрос, можем ли мы сейчас строить и содержать огромные соборы? Не оставляет ли это церковь в плену – хотя бы материальном – у тех же самых политических и околополитических сил?

Источник: ТАСС