Перейти к основному содержимому

Благословение отца Алексия было как благословение церкви

Нам всем хорошо знакомо имя святого праведного Алексия Мечёва. Конечно, мы очень рады тому, что оно сейчас занесено в общецерковные святцы вместе с именем его сына — священномученика Сергия Мечёва. Для нас это какое-то знамение, какой-то знак — когда в наши дни в центре внимания и почитания оказываются такие люди, которые в самые трудные времена нашей истории находили доброе слово всякому человеку, находили необходимые формы церковной жизни, прежде не пользовавшиеся популярностью, но жизненно важные для нашей церкви, для нашего народа, для нашей страны.

Неслучайно отец Алексий Мечёв благословлял высылаемого на «Философском пароходе» Николая Бердяева ехать в Европу, чтобы его голос был слышен по всему миру. Так оно и произошло. Это тоже была какая-то удивительная интуиция отца Алексия. Бердяев до сих пор для некоторых, особенно слишком пристально смотрящих назад людей в нашей церкви, остаётся камнем преткновения и соблазна, имя Бердяева не все воспринимают с радостью и восторгом, хотя он тоже вполне достоин был бы, может быть, даже и канонизации: ведь то, что сделал для просвещения и просветления нашего народа и всего мира Бердяев, — беспрецедентно, уникально, принципиально важно, особенно для христиан, но и не только для нас. Многие идеи Бердяева действительно были услышаны людьми, которые искали Истину. Да, в XX веке не все искали Истину, мы с вами теперь хорошо это знаем, и не все искали правду, даже те, кто очень много говорил о неправде прошлой, прошедшей жизни. Поэтому не все готовы воспринимать то откровение, которое Господь послал через Своего пророка, одного из величайших пророков всей христианской истории.

Отец Алексий Мечёв с прихожанами

Отец Алексий Мечёв с прихожанами

«Самое сильное и самое отрадное впечатление от всех встреч с духовными лицами у меня осталось от отца Алексия Мечёва. От него исходила необыкновенная благостность. Я в нём не заметил никаких отрицательных бытовых черт духовного сословия. Вспоминаю с очень тёплым чувством о беседе с ним перед самым моим отъездом за границу. Он очень благословлял этот отъезд и говорил, что у меня есть положительная миссия в Западной Европе. Мы беседовали в его маленькой комнатке около церкви, был яркий солнечный день, и отец Алексий был в белом. Он, во всяком случае, был представителем белого, а не чёрного православия. Он, между прочим, говорил, что не следует рассчитывать ни на какие интервенции и военные насилия для свержения большевизма, а исключительно на духовный переворот внутри русского народа. Рассказывал о красноармейцах, которые приходили по ночам к нему каяться. Всё это соответствовало моим собственным настроениям. Через отца Алексия я чувствовал связь с Православной церковью, которая у меня никогда не порывалась вполне, несмотря на мою острую критику и моё ожидание совершенно новой эпохи в христианстве. Во всяком случае, я всегда чувствовал себя принадлежащим мистической Церкви Христовой». Николай Бердяев, «Самопознание» (1940)

***

Благословение отца Алексия Мечёва не просто сбылось, как сбываются какие-то другие предсказания, которые можно приписать чьей-то утончённой интуиции. Нет, напутствие, сказанное отцом Алексием перед высылкой Николаю Бердяеву, было не только интуицией — это было настоящее откровение, это было как благословение Церкви. Не всегда благословение Церкви равнозначно благословению церковного руководства. Иногда Господь действует и через церковное руководство, но не всегда. Иногда церковные верхи молчат или совсем не знают, что сказать, а иногда даже ошибаются, особенно в каких-то конкретных исторических моментах. И тогда Господь восставляет других людей: священников, иногда монахов, а иногда даже простых верующих – мужчин и женщин, братьев и сестёр, и они говорят то, что не могут или не решаются сказать люди, стоящие наверху земной церковной власти. Вот отец Алексий Мечёв говорил такие слова, он делал то, что нужно было тогда всем.

Неслучайно он воспитал и своего замечательного сына священномученика Сергия Мечёва, который уже воплотил в жизнь то, что в интуициях и начатках было в Маросейской общине отца Алексия. Мечёвы и весь мечёвский круг были озарены светом новой жизни, открывшейся новой эпохи церковной истории. Они создавали общины, они, по сути дела, создали братство. Они неслучайно очень интенсивно собирали на молитву пришедший к ним народ – они молились и днём, и иногда ночью, и не только в своём храме, но часто и за его пределами, иногда очень далеко. Людям внушали такую любовь к Богу и друг ко другу, что те не могли не собираться на трапезы любви — агапы. Тогда это слово ещё было очень мало известно в русском народе, да и вообще в христианской церкви оно в большой степени было забыто, если иметь в виду не просто его значение на греческом языке («агапи» — от греч. «любовь». — «Стол»), а саму эту реальность глубочайшего общения, трапезы, которая говорит о приближении Царства Небесного. Не случайно и само Царство Небесное сравнивается в Евангелии с такой агапической трапезой! Мы теперь хорошо знаем, что в первый век существования христианской церкви (и даже несколько дольше) в центре жизни христианских общин стояли именно такие агапы — даже ещё не в чистом виде евхаристия, а агапы, которые включали в себя и евхаристию. Это и было церковное собрание, это и было явление Церкви как Народа Божьего на земле. Как можно было тут сомневаться в приближении Царства Небесного, о котором свидетельствовал нам сам Господь!

Икона святого праведного Алексия Мечёва. Фото: obitel-minsk.ru

Икона святого праведного Алексия Мечёва. Фото: obitel-minsk.ru

Для нас имена отца Алексия и отца Сергия Мечёвых прямо связаны с этим опытом, который получил, слава Богу, свою поддержку и развитие и в дальнейшем вплоть до нашего времени. Люди, пережившие опыт агапической любви, никогда не предадут Христа, не предадут Бога и ближнего, они всегда будут идти за Христом, всегда будут вестниками Царства Небесного. Поэтому так важно помнить, что нам открывали такие люди, как отец Алексий, отец Сергий и некоторые другие, причастные к созиданию общинно-братской жизни в конце XIX века и в начале XX. И уж тем более после катастрофы 1917 года, обернувшейся для нашего народа страшнейшим геноцидом. Мы должны всегда помнить, кто вновь принёс Свет в нашу жизнь, когда-то лишённую этого Света. И пусть те святые, которые нам свидетельствуют об этом Свете и заповедуют нам прославлять Христа Воскресшего и Его Крест в духе агапической любви, которые открывают нам новую жизнь в Любви и Свободе, занимают достойное место в наших сердцах и в нашей памяти!

Из проповеди священника Георгия Кочеткова 29 сентября 2024 года, в день перенесения мощей святого праведного Алексия Московского (Мечёва)

Источник: Медиапроект «Стол»