Перейти к основному содержимому

«Живое предание» Церкви и богословское творчество

Идею догматического развития, «живого предания» Церкви и богословского творчества в трудах протоиерея Сергия Булгакова обсудили на круглом столе научного студенческого общества СФИ, состоявшемся 11 мая. Доклад на встрече представила Лидия Крошкина, кандидат культурологии, доцент РГГУ, старший преподаватель СФИ.

Каковы критерии подлинного Предания Церкви? Каковы черты богословствования по «преданиям человеческим»? В каких пределах возможно догматическое развитие? Что означает динамика догматов? Испытание догматов? На обсуждении этих вопросов сосредоточились участники научной встречи, обратившись к работам «Догмат и догматика» из сборника «Православие в современности» (М., 1997. С. 8–25) и «На путях догмы» (Путь. 1933. № 37. С. 3–35).

«Без раскрытия идеи Булгакова о Православии как “живом, следовательно, растущем и развивающемся предании” его богословское наследие не сможет быть верно прочитано и понято, — открыла круглый стол его соорганизатор и соведущий, выпускница СФИ и аспирантка СПбДА Юлия Антипина. — Отец Сергий исходит из того, что “область догматики не совпадает с наличными догматами, она значительно шире их и, следовательно, должна неизбежно восполняться из других источников, помимо прямых и обязательных догматических определений”».

Среди таких источников Булгаков называл литургическое, иконографическое, мистагогическое наследие, а также экзистенциальное и историческое содержание церковной жизни — сама вера, молитва и жизнь в их взаимосвязанности и целостности является источником богословского знания.

«Булгаков совершенно традиционно для православной мысли утверждал, что в отношении к полноте божественной жизни мы не можем ставить вопрос о догматическом развитии, — говорит Лидия Крошкина. — Однако в богочеловеческом сознании Церкви этот вопрос не только может, но и должен ставиться, так как догматика должна быть живою движущейся мыслью, иметь дело с жизненными запросами человека, вопросами веры и осуществления призвания, должна вести за собой мысль и жизнь человека». 

«Догматика, богословская наука — это свидетельство о содержании духовной жизни, её внутренних фактов и самоопределений. Она должна идти в ногу с развитием жизни. Новое в жизни — это вызов богословию. В жизни, в истории ничего не повторяется. Жизнь всегда даёт новые темы для богословствования. В XX веке в христианскую мысль входит современная историческая и эсхатологическая проблематика: христианская культура, социальное христианство, церковь и государство, соединение христианских конфессий. XXI век со всей силой и проблематичностью на первый план выводит антропологическую проблематику, христианское видение человека, его личностный и соборный аспекты», — добавила Лидия Крошкина

Цель серии круглых столов научного студенческого общества по наследию протоиерея Сергия Булгакова — внимательное прочтение его основных работ с обсуждением ключевых проблем его богословского наследия. 

После летнего перерыва круглый стол продолжит работу в сентябре.