«Живое предание» Церкви и богословское творчество
Каковы критерии подлинного Предания Церкви? Каковы черты богословствования по «преданиям человеческим»? В каких пределах возможно догматическое развитие? Что означает динамика догматов? Испытание догматов? На обсуждении этих вопросов сосредоточились участники научной встречи, обратившись к работам «Догмат и догматика» из сборника «Православие в современности» (М., 1997. С. 8–25) и «На путях догмы» (Путь. 1933. № 37. С. 3–35).
«Без раскрытия идеи Булгакова о Православии как “живом, следовательно, растущем и развивающемся предании” его богословское наследие не сможет быть верно прочитано и понято, — открыла круглый стол его соорганизатор и соведущий, выпускница СФИ и аспирантка СПбДА Юлия Антипина. — Отец Сергий исходит из того, что “область догматики не совпадает с наличными догматами, она значительно шире их и, следовательно, должна неизбежно восполняться из других источников, помимо прямых и обязательных догматических определений”».
Среди таких источников Булгаков называл литургическое, иконографическое, мистагогическое наследие, а также экзистенциальное и историческое содержание церковной жизни — сама вера, молитва и жизнь в их взаимосвязанности и целостности является источником богословского знания.
«Булгаков совершенно традиционно для православной мысли утверждал, что в отношении к полноте божественной жизни мы не можем ставить вопрос о догматическом развитии, — говорит Лидия Крошкина. — Однако в богочеловеческом сознании Церкви этот вопрос не только может, но и должен ставиться, так как догматика должна быть живою движущейся мыслью, иметь дело с жизненными запросами человека, вопросами веры и осуществления призвания, должна вести за собой мысль и жизнь человека».
«Догматика, богословская наука — это свидетельство о содержании духовной жизни, её внутренних фактов и самоопределений. Она должна идти в ногу с развитием жизни. Новое в жизни — это вызов богословию. В жизни, в истории ничего не повторяется. Жизнь всегда даёт новые темы для богословствования. В XX веке в христианскую мысль входит современная историческая и эсхатологическая проблематика: христианская культура, социальное христианство, церковь и государство, соединение христианских конфессий. XXI век со всей силой и проблематичностью на первый план выводит антропологическую проблематику, христианское видение человека, его личностный и соборный аспекты», — добавила Лидия Крошкина.
Цель серии круглых столов научного студенческого общества по наследию протоиерея Сергия Булгакова — внимательное прочтение его основных работ с обсуждением ключевых проблем его богословского наследия.
После летнего перерыва круглый стол продолжит работу в сентябре.