Защиты на историческом факультете
Юлия Патракова исследовала деятельность священномученика Серафима (Чичагова) по преобразованию церковно-приходской жизни в Кишиневской и Хотинской епархии в период от Предсоборного присутствия до Великой войны (1908–1914). В работе задействованы архивные и опубликованные документы, церковная периодика, материалы личного происхождения.
Делая ставку на широкое развитие системы церковно-приходских советов, регулярное проведение пастырских собраний, уделяя внимание проблеме богослужебного языка и образовательному уровню духовенства епархии, епископ Серафим при этом резко негативно относился к движению церковного обновления и боролся с выборным началом. Как было показано в работе, стремление выстроить вертикаль церковной власти, в которой оставалось мало места живой творческой инициативе духовенства и мирян, стало одной из причин провала приходской реформы в Кишинёвской епархии.
Выпускная работа петербурженки Елены Репиной обращена к актуальным вопросам проповедничества в Санкт-Петербургской епархии на страницах церковной печати 1905–1907 годов. В начале века в Русской церкви была осознана острая необходимость обновления практики проповеди и подготовки проповедников, эти проблемы активно обсуждались на Поместном соборе 1917–1918 годов, однако многие из них остаются нерешёнными по сей день.
«Особый интерес представляет анализ высказываний православных пастырей после событий “кровавого воскресенья”, которые свидетельствуют о пересмотре ситуации в стране, поиске глубинных причин катастрофического состояния народа, желании “не потерять влияния на паству”, — отозвалась о работе Елены Репиной старший преподаватель СФИ по курсу гомилетики кандидат культурологии Лидия Крошкина. — Автор выявляет и систематизирует поставленные пастырями задачи для обновления церковной жизни и проповедничества: это преодоление разобщения, ответственность за народ и общество, необходимость реформы образовательной подготовки пастырей-проповедников».
Украинская автономная православная церковь в годы немецкой оккупации (1941–1944) стала объектом исследования Татьяны Васильевой. В работе учтён массив научной литературы по теме, как русскоязычной, так и на украинском, английском, немецком языках. «В отличие от многих российских исследователей, Татьяна Васильева в большинстве случаев использует и анализирует их как бесстрастный автор и тонкий знаток церковной истории», — отметил кандидат исторических наук Иван Петров, один из ведущих специалистов по религиозной политике советских и нацистских властей в период Второй мировой войны и послевоенные годы.
«Впечатляет и охват использованных источников по теме, — добавил он. — Автор работы обращается к изданным материалам, в основном сборникам опубликованных документов, а также к имеющемуся массиву дневников и воспоминаний, часть из них находится в открытом доступе. Жемчужиной работы является интервью архимандрита Вениамина (Вознюка), записанное автором 6 февраля 2022 года».
«Автор блистательно показала всю неоднозначность происходивших в те годы процессов, конфликты в среде местных политических деятелей, которые имели часто диаметрально противоположный взгляд на судьбу украинского православия. Интересна и попытка автора проанализировать процесс свёртывания религиозного образования на территории Украины, выявить причины сдержанного, если не сказать враждебного отношения нацистских властей к Православной церкви. Тот факт, что происходившие 80 лет назад процессы показаны с приведением аргументов двух сторон: и автономистской, и автокефалистской, говорит о непредвзятости исследователя», — подчеркнул историк.
Елена Ткачёва защитила работу об участии представителей профессорской корпорации Московской духовной академии в подготовительных предсоборных трудах и дискуссиях, а также в работе самого Всероссийского Поместного собора 1917–1918 годов по вопросам реформы системы высшего церковного управления и реформы системы высшего духовного образования.
Работа Светланы Борак посвящена истории обновленческого раскола накануне и в период «нового курса» религиозной политики советского правительства (1939–1946).
Хрущевская антирелигиозная кампания (1958–1964), парадоксально совпадающая по времени с общественно-политической «оттепелью», стала объектом исследовательского внимания Оксаны Сергиенко, показавшей в своей работе влияние этих гонений на церковную жизнь в Саратовской области.
23 человека, завершившие в этом году обучение на программе «Социальная история Отечества», имели возможность выбора формы итоговой работы: одни защищали письменные исследования, другие подготовили в качестве выпускных проектов экскурсии.
Евгения Литвиненко, по первому и второму образованию соответственно юрист и теолог, представила исследование обычного право как форму регулирования жизни русских крестьян конца XIX века. Критике социализма и коммунизма в историософской мысли Николая Бердяева была посвящена итоговая работа преподавателя истории Александра Чукавина. Социальный состав репрессированных жильцов своего дома в Москве, построенного для советских высокопоставленных чиновников в 1929 году, исследовала Елена Майзиль.
Две работы были посвящены анализу документов педагога Александры Ершовой: её дневниковых записей 1929–1933 годов (Ольга Синицына) и переписки с Агнией Теремецкой и священниками Николаем Чекалиным и Петром Глаголевым из Тульской губернии — важного источника по политико-экономической ситуации и церковной жизни в период с 1929 по 1933 год (Ольга Енбаева).
В письменных работах также исследовались темы: коллаборационизм на территории Калинина и Калининской области в годы Великой отечественной войны, 1941–1944 (Ольга Артёмова); забытое военное искусство Зарубежной России казачья джигитовка (Татьяна Власова); «“Счастливая” колхозная жизнь в РСФСР в 1934–1939 годах — на примере Горьковской, Ивановской, Калининской, Вологодской, Архангельской и Мурманской областей» (Татьяна Пархомович); «Сталинский лагерь глазами заключённых женщин: 1936–1941» (Наталья Попкова); взгляды Алексея Степановича Хомякова на крестьянский вопрос, 1835–1860 (Ольга Черенкова); «Создание и деконструкция homo soveticus: коллизии 1917–2017 годов» (Андрей Грищенко); земляночное движение середины 1960-х – начала 1990-х годов и его вдохновитель Игорь Константинович Писарев (Мария Цыбульская); служение одной из самых выдающихся деятельниц русской церковной эмиграции матери Марии (Скобцовой) (Дмитрий Гориславский); предпосылки «нового курса» религиозной политики советского правительства, 1943–1948 (Сергей Кораблин); «Поиск духовно-национальных корней в 1960-е – 1980-е гг. как явление кризиса коммунистической идеологии» (Людмила Луцук).
Две из подготовленных в качестве итоговых проектов экскурсий были посвящены местам, связанным с трагическими событиями отечественной истории XX века — памятнику истории «Спецобъект “Коммунарка”» (Сергей Николаев) и мемориальному месту захоронения жертв Большого террора Дубовке под Воронежем (Евгений Федосов).
Галина Валеева подготовила экскурсию по улице Пречистенке (Кропоткинской), посвящённой судьбам её жителей в переломный период с 90-х годов XIX по 30-е годы XX века. Елена Никитина из Нижневартовска представила экскурсию «Село Нижневартовское в первой половине XX века». Проект Ольги Подколзиной знакомит с особняками Фёдора Шехтеля в районе Патриарших прудов и их заказчиками. Нелли Сербина представила экскурсию по улице Мясницкой в конце XIX – начале XX века. Жанна Королёва разработала экскурсию по историческому центру Дмитрова. Виртуальную экскурсию по местам, связанным с историей государственного террора и репрессий в СССР в 1930-е годы, подготовила Екатерина Бим.