Зачем «ворошить» прошлое?

Круглый стол «Зачем “ворошить” прошлое?» стал центральным событием дня открытых дверей исторического факультета. Его участники обсуждали, чему может научить опыт русской эмиграции и как гуманитарное образование помогает сохранить историческую память.
Революция 1917 года, распад империи и Гражданская война породили не только советскую Россию, но и огромную диаспору за рубежом. Так появился уникальный феномен — Зарубежная Россия: признанное Лигой Наций государство без территории, граждане которого были наделены «нансеновскими паспортами».
Участниками круглого стола стали преподаватели программы «История Зарубежной России» — исследователи, чья научная деятельность напрямую связана с сохранением и осмыслением наследия Русского зарубежья. Беседу вёл декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный.

Почему следует изучать историю Зарубежной России?
«История русской эмиграции — это история не поражения, а невероятной стойкости, — говорит профессор Свято-Филаретовского института кандидат исторических наук Кирилл Александров. — Эти люди были оторваны от родины, разобщены, нередко унижены. Но они сохранили нечто очень важное: веру, культуру, язык. Мы изучаем этот опыт не для архивной пыли, а чтобы понять, как сохраняется идентичность и внутреннее достоинство в условиях потери всего внешнего».
«Зарубежная Россия стала пространством свободы для русской мысли, — отметил Владимир Черняев, кандидат исторических наук, профессор СФИ. — Здесь могли реализоваться те культурные и философские процессы, которые на родине были прерваны. Это особый “резонансный зал”, где продолжалось звучание дореволюционной России».

Чему может научить позитивный и негативный опыт Зарубежной России?
«Этот опыт учит не столько “как делать правильно”, сколько как быть верным самому себе в любых обстоятельствах, — считает доцент СФИ кандидат философских наук Виктор Грановский. — Он показывает, что культура — это не только продукт институций, но внутреннее дело человека. Это путь сопротивления внутреннему разложению. Да, были конфликты, были ошибки. Но были и настоящие примеры зрелости — духовной и гражданской».

«Изучая Зарубежную Россию, мы соприкасаемся с глубокой рефлексией: что значит быть русским, христианином, свободным человеком. Эмиграция вынудила наших соотечественников всерьёз задаться этими вопросами. Это ценный материал для современного образования, особенно гуманитарного», — добавила Наталья Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Какова судьба наследия Зарубежной России сегодня?
«Наследие не исчезло — оно ждёт своего нового читателя. Многие архивы открыты, многое уже оцифровано. Но главное — кто и как будет это читать. И вот здесь ключевая роль принадлежит молодым исследователям, студентам, преподавателям, готовым понимать не только что было, но и почему это важно сейчас», — уверен Андрей Кострюков, доктор исторических наук, кандидат богословия, главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской православной церкви ПСТГУ.
Поступить, чтобы понимать
Образовательная программа «История Зарубежной России» на историческом факультете СФИ — это возможность не только изучить уникальный пласт русской культуры и мысли, но и научиться слышать голос прошлого в событиях настоящего. Здесь ценят вдумчивость, диалог, исследование без шаблонов и упрощений.
Если вам близка такая перспектива — приходите учиться. Мы приглашаем абитуриентов, для которых история — не просто фактология, а путь к пониманию человека, общества и своей страны.
Приём на программу уже открыт. Присоединяйтесь к обучению, чтобы стать частью живого и актуального диалога с прошлым, которое формирует настоящее. Подробнее о программе здесь.