Вячеславу Зыкову присуждена степень кандидата теологии
«Антропология греческой Библии в сравнении с антропологией еврейской Библии: лексический и теологический анализ» — тема диссертации Вячеслава Зыкова, защита которой состоялась 10 декабря в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.
«Русская библейская традиция (а в несколько меньшей степени — и вся православная) живёт между двух библейских текстов: еврейского и греческого, — отмечает научный руководитель диссертации Михаил Селезнёв, кандидат филологических наук, доцент Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ. — Исследования, посвящённые соотношению еврейского текста Библии с Септуагинтой, крайне актуальны. В случае работы Вячеслава Семёновича эта актуальность ещё усиливается тем, что оба “конкурирующих” библейских текста сравниваются в очень важной перспективе — речь идёт о том, как в этих библейской традициях прорисовывается образ человека».
Вячеслав Семёнович задался целью реконструировать антропологическую модель греческой Библии и выявить её соотношение с учением о человеке в еврейской Библии. Он исследовал лексические и теологические особенности, проявляющиеся при сопоставлении представлений о человеке, характерных для еврейской и греческой Библии.
В своём исследовании Вячеслав Зыков сделал ряд выводов, касающихся в частности усиления «персонализации» в описании человека в греческом тексте первых глав книги Бытия, трактовки выражений «образ Божий» и «мужчина и женщина», а также их соотношения. Интересно, что традиционный подход, отражённый в Сир 17:1–4, относил выражение «образ Божий» к призванию человека быть управителем мира, тогда как интерпретация Филона Александрийского, ставшая возможной благодаря использованию в Септуагинте греческого слова εἰκών для перевода еврейского слова «целем» («образ»), связала это выражение с концепцией небесного человека.
В работе удалось проследить, как в тексте Септуагинты за счёт использования определённой лексики складываются предпосылки для трансформации телесно-чувственной антропологии еврейской Библии в отвлечённо-умственную греческую антропологию. При этом автор диссертации подчёркивает, что ни в еврейской, ни в греческой Библии изначально нет трихотомических и дихотомических концепций устроения человека. Такие греческие эквиваленты древнееврейской лексики, как πνεῦμα, ψυχή, σάρξ, σῶμα, изначально использовались переводчиками для передачи традиционного значения их древнееврейских прототипов и лишь позднее стали рассматриваться в свете реалий стандартного греческого языка, что отражает изменение антропологии Ветхого завета и (богословский) процесс «спиритуализации» Библии.
Кроме того исследование греческих текстов Дан, 2 Макк, Прем, трактатов Филона и ряда других текстов позволяет проследить изменения эсхатологических представлений грекоязычных иудеев и их понимания воскресения и вечной жизни.
«Работ по антропологии еврейской Библии довольно много, меж тем как сравнительный анализ антропологии еврейской и греческой традиций — вещь намного более редкая. Монографических исследований на тему диссертационной работы Вячеслава Зыкова нет ни в русской, ни в зарубежной науке», — говорит Михаил Селезнёв.
«Автор диссертации изучил и проработал весь корпус исследовательской литературы на основных европейских языках по теме библейской антропологии. Очень хорошо, что он отказывается тиражировать устаревшие стереотипы о кардинально отличающихся друг от друга семитском и эллинском подходах к пониманию человека», — пишет оппонент по диссертации кандидат теологии священник Алексий Волчков, руководитель направления «Гранты и проекты» Санкт-Петербургской духовной академии.
Также отец Алексий указал на научную ценность сносок, большинство из которых представляют собой, по его выражению, «мини-исследования»: «В лаконичной форме диссертант сообщает необходимые сведения относительно датировок библейских документов, обсуждения какого-либо вопроса в научной литературе».
«Диссертация Вячеслава Зыкова одновременно представляет собой строго научное исследование и дает пищу множеству богословских размышлений. Прежде всего это касается его изучения выражения “образ Божий”», — считает оппонент Анна Шмаина-Великанова, доктор культурологии, профессор Учебно-научного Центра изучения религий РГГУ.
Автореферат и полный текст диссертации, а также отзывы на неё доступны на сайте РГПУ им. А.И. Герцена.